Сегодняшняя статья в нашей рубрике исторических портретов «Личность в контексте истории» посвящена византийской императрице IX века Теодоре II персонажу гораздо менее известному, чем ее тезка, супруга императора Юстиниана, жившая четырьмя столетиями ранее. Тем не менее с Теодорой II, причисленной к лику святых церковью, как и ее тезка-предшественница, связан драматический период в истории православной церкви так называемое «иконоборчество», когда по воле императорской власти и при поддержке в значительной степени власти церковной, было запрещено почитание икон. Еще в730 году император тогдашний император Лев III Исавр запретил почитание икон. Были уничтожены тысячи икон, а также мозаик, фресок, изваяний святых и расписных алтарей во многих храмах. Иконоборчество было официально закреплено на Иконоборческом соборе в 754 году при поддержке императора Константина V Копронима, сурово ополчившегося против иконопочитателей, особенно монахов. Однако позднее, в 787 году, при поддержке императрицы Ирины, вдовы Льва IV Хазара, Седьмой Вселенский собор всё же утвердил догмат иконопочитания и отменил решение собора 754 года (который было постановлено не считать «вселенским», так как на нём не были представлены все поместные (локальные) церкви. Императоры Никифор Ι Геник и Михаил I Рангаве, правившие после Ирины, придерживались иконопочитания; но после сокрушительного поражения Михаила I в войне с болгарами в 813 году на престол взошёл Лев V Армянин, при котором иконоборчество возобновилось, а решения собора 754 года были признаны вновь.
И только в период правления императрицы Теодоры II ,был свергнут патриарх-иконоборец Иоанн VII. При сменившем его новом патриархе Мефодии в 843 году состоялся новый собор, утвердивший и одобривший все определения VII Вселенского собора и снова подвергший иконоборцев отлучению. Тогда же был установлен и впервые совершён (11 марта 843 года) чин провозглашения вечной памяти ревнителям православия и анафематствования еретикам, совершаемый в православной церкви и до нашего времени в Неделю Православия («Торжество православия»).Он отмечается в современной православной церкви в первое воскресенье Великого Поста, и это стало информационным поводом для написания этой статьи, в которой мы расскажем сначала о личности, императрице Теодоре II, а потом проанализируем значение исторического контекста ее жизни, а именно проблему иконоборчества, причем с позиции современного историка религии.Итак.
Теодора II – личность
Императрица Теодора II. Мадридская хроника.
Будущая императрица Теодора родилась около 815 г. в Эбиссе , Пафлагония (область на черноморском побережье Анатолийского полуострова. Она была дочерью друнгария и турмарха (высшие воинские звания в Византии, неполные аналогии нынешних полковника и генерал-майора) Мариноса , умершего до 830 г. и Феоктисты Флорины . У Теодоры было пять братьев и сестер: братья Вардас и Петронас и сестры София, Мария и Ирина.
Семья Теодоры многими считается армянского происхождения, хотя ни один современный источник не описывает ее как армянку. Хотя связь между семьей Теодоры и армянским знатным кланом Мамиконянов предполагалась в прошлом, нет достаточных источников, чтобы доказать такую связь. В любом случае, семья Теодоры была связана с некоторыми армянскими семьями в столице. Она была племянницей Мануила Армянина , выдающегося византийского военачальника, который в 819/820 недолгое время командовал всеми пятью азиатскими провинциями империи. Возможно, что семья была вовлечена в торговлю на Черном море , поскольку они владели судами, используемыми для торговли. Неясно, занимали ли семья и родственники Теодоры, за исключением Мануила, значимое положение в обществе до того, как она стала императрицей?
В 830 году Евфросиния , мачеха императора Феофила , устроила «ярмарку невест» для молодого императора, лично выбрав несколько молодых женщин из отобранных ее гонцами, самых красивых и знатных женщин провинций. Феофил родился в 812/813 году и был коронован соправителем своим отцом Михаилом II в 821 году, став старшим императором в 829 году после смерти отца. Он также был иконоборцем (противником почитания икон), ведь империя вернулась к иконоборчеству еще при предшественнике его отца, Льве V.
Феофил выбирает Теодору на “ярмарке невест”
Молодой император жаждал невесты и превратил это дело в зрелище, собрав женщин в недавно возведенном и великолепном зале императорского дворца. В конце концов, Феофил выбрал Теодору и обозначил свой выбор, подарив ей золотое яблоко. Согласно более позднему летописцу Симеону Логофету , Феофил сначала был поражен красотой другой девушки, Кассии (впоследствии выдающегося поэта и композитора, принявшей монашеский постриг), и цинично сказал ей, что «через женщину пришло зло к человеку» (имея в виду ветхозаветную Еву ). Кассия на это ответила: «через женщину началось лучшее» (имея в виду Деву Марию ). Ошеломленный таким смелым ответом Кассии, Феофил прошел мимо нее и отдал яблоко Теодоре. По словам одного из современных историков , Теодора была «красивой, разумной и легко приспосабливающейся, и хорошо подходила молодому монарху; но Феофил, похоже, изначально не осознавал, что его невеста, как и Евфросиния, была иконопочитательницей ». Теодора была коронована как императрица в церкви Святого Стефана в Дафне 5 июня 830 года , а обвенчалась пара в соборе Святой Софии.
После своей коронации Теодора пожертвовала по 15 фунтов (7 кг) золота патриарху Константинопольскому и духовенству и 50 фунтов (23 кг) византийскому сенату .
Большую часть времени Теодора как супруга императрицы провела, рожая и воспитывая своих детей. У Феофила и Теодоры было семеро детей: сыновья Константин и Михаил (будущий император Михаил III ) и дочери Фекла , Анна, Анастасия, Пульхерия и Мария. Константин, недолгое время cчитавшийся соправителем утонул в дворцовой цистерне в возрасте двух лет.
В отличие от многих императоров, Феофил очень гордился своими дочерьми. Фекла, Анна и Анастасия были старшими детьми, и все они получили титул «августа» (священная), даваемый императрицам, в конце 830-х годов. Константин был четвертым по старшинству, за ним следовали Пульхерия и Мария. Михаил был младшим ребенком пары.
На протяжении всего правления Феофила Теодора, по-видимому, продолжала тайно поклоняться иконам, несмотря на неодобрение мужа. Неясно, в какой степени она практиковала эти верования, или в какой степени Феофил был осведомлен о них. По большей части Теодора могла бы сохранить почитание икон в тайне, учитывая уединенность женских покоев императорского дворца. Если же он знал о практиках , также неясно, в какой степени различные религиозные убеждения разделяли их на личном уровне. Известно только, например, что однажды ей удалось убедить мужа освободить заключенного художника-иконофила Лазаря Зографа (зограф- греч. иконописец).
Отношения между августейшими супругами не всегда были хорошими. В 839 году выяснилось, что Феофил завел роман с одной из служанок Теодоры, что императрица восприняла нехорошо и предала это огласке. Феофил разорвал роман, извинился перед женой и в качестве компенсации за моральный построил новый дворец Карианос для их дочерей. Согласно, возможно, вымышленной истории, пара также поссорилась после того, как Феофил заметил в гавани прекрасное торговое судно, спросил, кому оно принадлежит, и ему сообщили, что оно принадлежит его жене. Считая торговую деятельность унизительной и несовместимой с императорским статусом, Феофил воскликнул: «Что! Моя жена сделала меня, императора, торговцем?» и немедленно приказал сжечь судно и его груз.
Дочери Теодоры тайно обучаю.тся иконопочитанию. Картинка из “Мадридской рукописи” византийского хрониста Иоанниса Скилициоса
Почитание икон Теодорой иногда приводило к конфликтам с ее мужем. Она часто отправляла своих дочерей в монастырь, куда удалилась мачеха супруга Евфросиния после 830 года. Там, без ведома Феофила, дочерей учили почитать иконы. Хотя старшие дочери были умны и молчали об этом, младшая дочь Пульхерия, которой было около двух лет, рассказала отцу в середине 839 года о «прекрасных картинках с куклами», хранящихся в коробке в монастыре, и о том, как они подтягивали их к своим лицам и целовали. Разгневанный Феофил запретил своим дочерям видеться с Евфросинией снова и, возможно, также заставил Евфросинию покинуть монастырь. В любом случае, тайные иконофильские учения Теодоры и Евфросинии уже увенчались успехом; никто из детей Феофила и Теодоры не вырос иконоборцами.
Теодора проводила различные публичные церемонии вместе со своим мужем. Хотя она едва ли была свидетельницей таких церемоний до того, как стать императрицей, нет никаких доказательств того, что она когда-либо ошибалась в своих действиях, возможно, ей помогала Евфросиния. Теодора также принимала участие в праздновании военных достижений своего мужа, появляясь вместе с Феофилом на триумфах в 831 и 837 годах и устраивая специальный прием для императора и его генералов в Иерии после его первой военной победы. Примерно через двенадцать лет на троне Феофил умер от дизентерии 20 января 842 года, в возрасте, моложе 30 лет. На смертном одре Феофил произнес красноречивую речь перед своими придворными и чиновниками, умоляя их защитить права его жены и их двухлетнего сына Михаила III. Кроме того, имеется христианское предание о том, что на перед смертью Феофил отрекся от иконоборчества, поцеловав икону.
Так же, как это произошло после смерти императора Льва IV в 780 году, смерть Феофила в 842 году означала, что императора-иконоборца сменили его жена-иконофилка и их несовершеннолетний сын. В отличие от жены Льва IV Ирины , которая позже свергла своего сына Константина VI и правила как императрица самостоятельно, Теодора была не такой безжалостной и не нуждалась в таких радикальных методах, чтобы удержать власть. Хотя ей было всего лишь около тридцати, у нее было несколько способных и верных советников, и она была способным лидером, который внушал своим подчиненным преданность. Теодора больше не выходила замуж, что позволило ей сохранить свою независимость и авторитет.
Теодора обсуждает с придворными восстановление иконопочитания
Среди самых выдающихся советников и сторонников Теодоры были ее братья Варда и Петронас, ее близкий родственник Сергий Никетиат , а также логофет (знаток языков) и евнух Феоктист . Большинство ее советников были, как и она сама, иконофилами, хотя некоторые (включая Феоктиста) были иконоборцами. Феоктист и, возможно, Варда были назначены помогать Теодоре Феофилом незадолго до его смерти. Феофил, возможно, считал важным назначить таких опытных чиновников помогать Теодоре из-за предыдущего правления Ирины. Нет никаких свидетельств того, что он сделал это из-за религиозных убеждений Теодоры.
Вскоре после того, как Теодора стала верховной правительницей, она подверглась критике со стороны аскета- святого человека по имени Симеон, которому она, как говорят, ответила: «Поскольку ты пришел к такому заключению, отойди от меня. Ибо, как я приняла и узнала от моего супруга и мужа, я буду править твердой рукой. Ты увидишь».
Современные историки расходятся во мнении о том, насколько в годы ее правления (842–856), императрица обладала реальной властью. Есть мнение, что таковая сосредоточилась в этот период в руках уже упомянутого советника Феоктиста, также утверждается, что Феоктист обладал фактической властью на протяжении всего правления Теодоры. Другие полагают, что положение Феодоры было очень похоже на положение ее предшественницы Ирины во время регентства Константина VI, и имперское правление осуществлялось совместно как Теодорой, так и несовершеннолетним Михаилом III, при этом фактическая императорская власть «временно передавалась матери», и Теодора правила империей как императрица-правительница, а не просто как регент. И сегодня, трудно определить, кто в первую очередь отвечал за управление империей во время несовершеннолетия Михаила — Теодора или Феоктист, но одного или обоих следует считать «замечательно успешными в управлении». Независимо от того, был ли он эффективной силой, стоящей за троном, или просто советником, ясно, что Феоктист, высокопоставленный правительственный чиновник с долгой и верной историей службы, внес вклад и оказал влияние на имперскую политику во время правления Теодоры. Теодора в имеющихся источниках описана, как управляющая государственными делами, назначающая министров и должностных лиц и занимающаяся дипломатией с иностранными державами, отправляющая послов в Болгарию, Аббасидский халифат и к папе Римскому. Монеты, выпущенные в первый год правления Феодоры, показывают, что на аверсе изображена только Феодора (а не Михаил III), а другие регенты отсутствуют. Теодора — единственная, кому на этих монетах присвоен титул (она названа Теодора Деспоина -владычица ). Таким образом, она явно обозначалась как старшая правительница.
Укрепив свою власть и получив значительную поддержку, Теодора восстановила почитание икон в марте 843 года на созванном по ее инициативе Константинопольском соборе , всего через четырнадцать месяцев после смерти Феофила. Тем самым был положен конец второму (и последнему) византийскому иконоборчеству (814–843). Чтобы противостоять оппозиции и спасти наследие своего мужа, Теодора активно утверждала, что Феофил раскаялся в иконоборчестве на смертном одре. Эта история также гарантировала, что иконоборчество Феофила не окажет негативного влияния на правление Михаила в будущем. Вопросы религиозной политики обычно решалась совместно с религиозными иерархами, но почти все епископы империи были вынуждены исповедовать иконоборчество, поскольку иконоборцем был сам глава церкви – патриарх, которому все епископы жестко подчинялись. Феодора вместо этого собрала группу чиновников, придворных и священнослужителей. Наиболее видными членами собрания были сама Феодора, Феоктист, Никетиат и два брата Феодоры; это было больше похоже на семейный совет, чем на церковный собор. Группа собралась в доме Феоктиста, где они осудили иконоборчество, приняв Второй Никейский собор (который в 787 году вынес решение против иконоборчества).
Иконоборческий патриарх Константинополя Иоанн VII был низложен и заменен иконофилом Мефодием I. Весь есть этот процесс (реально церковно-государственный переворот) проходил относительно мирно, хотя Иоанн поначалу отказывался покидать резиденцию патриарха и показывал раны на животе, которые, как он утверждал, были нанесены императорской стражей, хотя, скорее всего, он сам себе нанес. Иоанн также создавал проблемы, находясь в изгнании в монастыре на Босфоре , приказав слуге выколоть глаза иконе, что побудило Теодору приказать высечь его 200 раз (хотя сначала она хотела ослепить его).
Вскоре после того, как он стал патриархом, иконофил Мефодий низложил почти всех епископов в империи из-за того, что они выступили против Второго Никейского собора. 11 марта 843 года восстановление икон было отмечено грандиозной процессией в соборе Святой Софии. День собрания сторонников Теодорой и восстановление почитания икон с тех пор отмечается как праздник торжества Православия.
Торжество православия. Византийская икона XIV-XV вв.
Одним из символических действий, предпринятых в ознаменование восстановления икон, было осквернение гробницы императора Константина V (правил в 741–775 гг. ), поборника иконоборчества. Его останки были извлечены из гробницы в церкви Святых Апостолов и сожжены, а пепел развеян, чтобы ни одно место не ассоциировалось с его захоронением. Его гробница в церкви Святых Апостолов была заменена гробницей императрицы Ирины, причем ее останки были перенесены из ее предыдущего места упокоения на острове Принкипос , наконец воссоединив ее останки с останками ее мужа и поместив ее рядом с другими правителями империи. Возможно, что Теодора восхищалась Ириной из-за того, что она была предыдущей правительницей, восстановившей иконопочитание. Могила Ирины в последующие годы часто отмечалась как место упокоения героя-иконофила.
Хотя обычное иконоборчество быстро исчезло, большую религиозную угрозу представляли еретики- павликиане, сосредоточенные в восточной Анатолии. Павликиане были дуалистами и иконоборцами (поскольку они отвергали весь материальный мир, созданный по их мнению не Богом, а демиургом- сущностью более низшего плана и не всесовершенной, каким считался Бог). Вскоре после восстановления иконопочитания Феодора приказала армии либо насильно обратить, либо казнить павликиан империи. Хотя некоторые обратились, тысячи были убиты, а многие бежали через имперскую границу и были поселены Умаром аль-Актой , эмиром Мелитены , на пустых пограничных землях между Аббасидским халифатом и империей, находящихся под его защитой.
Убиение еретиков-павликан. Мадридская хроника
Заключительная часть жизни Теодоры – это красноречивая иллюстрация всех «прелестей» константинопольского двора. Хотя правление Теодоры было весьма успешным, и она, и Феоктист были недовольны Михаилом III, пренебрегавшим государственными делами, предпочитая гонки на колесницах, выпивку и времяпрепровождение со своей предполагаемой любовницей Евдокией Ингериной, с которой он сожительствовал с 15-тилетнего возраста. В надежде, что брак, возможно, направит его на правильный путь, Теодора организовала для своего сына смотрины невест. Хотя Евдокия Ингерина то же участвовала в них, Теодора и Феоктист дисквалифицировали ее по причине того, что она не была девственницей. Затем мать женила Михаила на Евдокии Декаполитиссе , против его воли.
Раздраженный тем, что не может выбрать себе жену, Михаил решил свергнуть свою мать и регентов. Михаил также был обеспокоен необоснованными слухами о том, что Теодора планировала снова выйти замуж, возможно, за Феоктиста, (который был евнухом!) или выдать замуж одну из сестер Михаила за какого-нибудь подходящего дворянина. Эти слухи, пущенные Вардой, далее гласили, что Теодора планировала сохранить власть, возвести на трон кого-то другого, ослепить и свергнуть Михаила, следуя по стопам Ирины. После многих лет изгнания Варда был вызван обратно в столицу Михаилом, и вместе они убили Феоктиста в ноябре 855 года. Заговор, который также поддерживали Каломария (одна из сестер Теодоры) и Феофан (начальник гардероба), возможно, изначально не был направлен на убийство Феоктиста, а вместо этого просто на его унижение и отправку в изгнание. Однако в критический момент Михаил крикнул своим стражникам, чтобы те убили Феоктиста. Согласно более поздним трудам Иосифа Генезия , Теодора узнала о том, что происходит, и бросилась спасать Феоктиста, но была напугана одним из заговорщиков.
Теодора и Михаил III с придворными. В белом головном уборе- советник Феоктист. “Мадридская хроника”
Обезумевшая от потери своего друга и доверенного лица, Теодора несколько месяцев злилась на Михаила и других заговорщиков. Записано, что она ругала его за убийство человека, который «был для него вторым отцом».
Не сумев умилостивить свою мать, Михаил провозгласил себя единственным императором 15 марта 856 года, официально низложив Теодору с поста императрицы и лишив ее титула августы. Последним катализатором низложения Теодоры могло стать ее возможное участие в заговоре с целью убийства Варды. Также возможно, что некоторые сенаторы хотели восстановить ее у власти, но Теодора отказалась. Она приняла низложение, воздержавшись от причинения какого-либо ущерба, который мог бы возникнуть в результате борьбы за власть, и мирно удалилась.
Теодора продолжала жить в императорском дворце до 857, или 858 года , когда она и сестры Михаила были изгнаны и заключены в монастырь в Гастрии , несмотря на то, что патриарх Игнатий отказался постричь их, поскольку они не становились монахинями добровольно. Более поздние источники сообщают, что, находясь в изгнании, Теодора сжалилась над несколькими людьми, которые приходили к ней за защитой по разным причинам, и помогала им. Возможно, что она была освобождена около 863 года, и Михаил разрешил ей играть церемониальную роль. Возможно, она была восстановлена в качестве августы. Теодора продолжала обижаться на Варду, который достиг высоких должностей при Михаиле. Около 866 года она послала ему тунику, которая была намеренно слишком короткой для него и на которой была изображена золотая куропатка, что Варда истолковал как знак обмана.
Ближе к концу жизни Теодора и Михаил примирились. Осенью 867 года Теодора пригласила Михаила на обед 25 сентября, и оба, казалось, принимали меры, чтобы обеспечить приятное времяпрепровождение. Их обед так и не состоялся, так как Михаил был убит своим другом и соправителем Василием I после обеда накануне. Теодора уже долго не доверяла Василию, но была бессильна что-либо предпринять против него. Она умерла около 867 года, уже после убийства Михаила. В последний раз она упоминается на похоронах Михаила, когда она и ее дочери присутствовали и плакали над его телом. Теодора была похоронена в монастыре в Гастрии.
Поучительный контекст истории личности Теодоры II
Личность и судьба нашей сегодняшней героини в первую очередь важна для истории христианской церкви и православия, канонизированной святой которого она является ( память Теодоры II церковь ежегодно совершает 11 февраля). Но есть в ее судьбе, Слава Богу не трагической, как у многих средневековых монархов, но достаточно драматической и более широкие наставления для нас, современных людей.
Во-первых, жизнь Теодоры-иконофилки, еще раз подтверждает То. что историческое христианство, особенно в средние века, было прежде всего идеологией власти и инструментом политической борьбы. Поэтому события тогдашней истории не стоит и невозможно анализировать по критериям скажем фундаментальной этики и нравственных заповедей христианства. Ими тогда никто не руководствовался в жизни своей и политической деятельности.
Во- вторых, правление Теодоры ознаменовалось окончанием такого уникального и знакового для всей истории православия, как иконоборчество. Ничего подобного в истории восточного православного христианства не было ни до, ни после (в западном христианстве сложилась несколько иная традиция культа и почитания икон, а иконоборческим, по сути, движением была в значительной мере вся европейская реформация XV-XVII вв).
Почитание икон было запрещено специальным эдиктом императора Льва III Исавра в 731 г. Иконы и настенные росписи в византийских храмах были уничтожены. Считается, что в планы императора Льва входило возможное обращение, или какое-то иное приобщение к христианству арабов-мусульман из усиливающегося тогда Аббасидского халифата, либо смягчение отношений с ними в сфере религии. Ведь по мусульманскому учению «придание Аллаху сотоварищей» является непростительным грехом перед Богом. Таким образом, поклоняющиеся иконам христиане могли быть (и во многом обосновано) восприниматься как еретики, а не те христиане, которые описываются Кораном как «ахль-уль китаб» (люди, книги верящие в того же Бога, что и мусульмане), и потому на них не распространяется принцип ненасилия и их можно убивать, как «неверных».
Была у иконоборчества еще одна предпосылка. Христианство, возникшее как разновидность веры в семитского Единого, Невидимого, Всемогущего Бога-Творца и «сына божьего» Иисуса Христа ( в библейском контексте изначально понятие «сын Божий» применялось к особенно благочестивым и набожным людям, но никогда не означало «родившихся» от Бога, что называется, по плоти), попав и развиваясь в среде эллинистической духовной культуры, философии и ментальности, вполне объяснимо эволюционировало в поклонение Богу-Человеку. И после трех столетий дискуссий о соотношении Божественного и человеческого во Христе в 325 г на Соборе в малоазиатском византийском городе Никея ( в этом году этому событию исполняется 1700 лет) было принято в качестве основополагающей догмы христианства то, что Иисус Христос был одновременно и Богом и человеком, что не совсем напрямую вытекает из основополагающих источников христианского вероучения. А тогдашний император, кстати. язычник, Константин, подтвердил ее обязательность, сделав «церковное» христианство одной из официальных религий империи.
В христианстве издавна сложился культа матери Иисуса, Марии, многочисленных святых и подвижников. При этом последователи Христа активно использовали изображения различных персонажей из священного Писания и истории христианства. Эти изображения (иконы) изначально имели дидактический характер. Поскольку многие христиане были неграмотными и проповеди пресвитеров-священников,
иллюстрированные такими картинками, лучше доходили до умов и сердец паствы. Но с течением времени, количество святых и других подобных персонажей, реликвий, связанных с ними, увеличилось. Более того, благочестивое почитание их как возможных молитвенных заступников перед Богом. постепенно приняло формы молитвенного поклонения. Которое по христианской традиции предназначено лишь Самому Богу. Мало того, именно в ранневизантийский появились иконографические изображения Бога-Отца в виде седобородого старца, что с точки зрения фундаментальных положений библейско-евангельского учения просто недопустимо. И видимо такое положение вещей также было одним из предпосылок иконоборчества, ведь среди иконоборцев было много священнослужителей.
Непростое и во многом противоречивое взаимодействие, между двумя началами в историческом христианстве, существовало с первого тысячелетия его существования. Один подход предполагал личную, глубоко мистическую веру в Бога, самостоятельное изучение Писаний, поклонение только Богу, отсутствие культа в материальной форме иконо-и реликвиопочитания ( принцип «Господу Богу поклоняйся ,и ему одному служи»). Другой предполагал больший акцент на внешнюю обрядность и Богопоклонение, следование религии, как скорее культурной ( а в средние века также и политической) традиции народа и государства. Правление императрицы Теодоры II и акт ее политической воли на долгие века, вплоть до дня сегодняшнего в мировом православии решил этот вопрос в пользу второго подхода.
Иллюстрация Св. императрица Теодора II (греческая икона 19 века)
Автор -Валерий Емельянов, историк, главред «ВиМ».
\