Совсем недавно, 19 мая 2025 г. греки, проживающие в Греции и диаспоре отметили 103-годовщину геноцида греческого и всего немусульманского населения города Смирны ( ныне – Измир, Турецкая Республика), войсками под командованием активно рвущегося к власти в дряхлеющей Османской империи Мустафы Кемаля, позже ставшего Ататюрком («отцом турок»). Геноцид против немусульман (греков прежде всего) продолжался в течение всего 1922-1923 гг, вплоть до образования Турецкой республики и заключения Лозаннского договора, в какой-то мере отрегулировавшего взаимоотношения Турции и Греции. По отношению к этим событиям в международном обиходе принято определение «геноцид понтийских греков», хотя правильнее будет обозначить его как «геноцид греков Малой Азии (Анатолии)», этнотерриториальной подгруппой которых являются греки – «понти», традиционно жившие на побережье Черного моря (греч. Понт Эвксинский). Греков-«понти» насчитывалось тогда приблизительно 320 тыс. человек, а жертвами геноцида 1922-1923 гг. стали полтора миллиона человек. А всего греческое население тогдашней Османской империи насчитывало до 2 млн. 700 тыс. человек.
Выступая на организованном в Московском доме национальностей вечере памяти жертв геноцида греков 1922 г 19 мая, известная греко-российский историк, актриса и общественный деятель, директор Греческого культурного центра Москвы Теодора Янници отметила, что подобные ежегодные мемориальные мероприятия нужны для поддержания в людях (и не только в греках) живой исторической памяти об этой других подобных исторических драмах, для того, чтобы подобное прошлое не повторилось в нашем настоящем и будущем.
С этим посылом, ваш покорный слуга главред, целиком согласен. Только хотелось бы его развить: нужно не только сохранить историческую память, но и активно анализировать ее, использовать для того, чтобы подобное не повторялось.
Так уж сложилось, что многие страницы истории взаимоотношений стран и народов, что называется, написаны кровью. Такое происходило и в совсем недавней истории, происходит и в современности, к сожалению.
Такие явления, как войны и проявления жестокого геноцида имеют одно очень долгоиграющее историческое последствие. Они надолго поселяют в исторической памяти народа- жертвы события этой кровавой драмы, формируя, таким образом, устойчиво негативное, а то и враждебное отношение к стране и народу, жертвой действий представителей которых эти люди стали. И такое положение вещей отнюдь не способствует столь желанному для человечества установлению мира во всем мире.
Но есть примеры иного рода. После Великой Отечественной войны с нацистской Германии, в которой народы СССР, в особенности народ, русский, потеряли около 27 млн человек, в том числе и ирных людей в результате масштабных актов геноцида, казалось бы, на многие годы и даже столетия между русскими и немцами установится взаимная неприязнь, прежде всего на психологическом уровне. Однако реальность истории такова, что мы смогли, преодолеть отягченную историческую наследственность и современные отношения немцев и русских никак не определяются негативным опытом последней войны, в народном и общественном сознании четко разделены немецкий народ и развязавшие войну гитлеровские нацисты.
Ситуация в греческо-турецких отношениях несколько,по нашим наблюдениям, иная. Судя по всему, несмотря на обоюдное стремление избежать острого антагонизма в международном взаимодействии и поддерживать гуманитарные связи груз негативного наследия прошлого все еще преобладает на уровне и государственной дипломатии и общественного сектора международных отношений.
Так в письменном заявлении МИД Турции от 19 мая нынешнего года, в связи с призывами греческого Президента Константиноса Тасулоса и парламента страны об оценке и осуждении геноцида в малой Азии 1922-1923 гг. говорится: «В письменном заявлении Министерство иностранных дел в Анкаре отвергло обвинения, назвав их необоснованными попытками дискредитировать Войну за независимость Турции, начатую под руководством Мустафы Кемаля Ататюрка 19 мая 1919 года.
«Эти вымышленные утверждения, сфабрикованные для того, чтобы очернить нашу национальную борьбу, совершенно необоснованны, — говорится в заявлении. — Они направлены на то, чтобы переписать историю и очернить наследие нашей Войны за независимость».
Министерство подчеркнуло, что именно греческая армия во время оккупации Анатолии при поддержке империалистических держав совершала массовые зверства, которые были задокументированы Союзной комиссией по расследованию и признаны в статье 59 Лозаннского мирного договора. Договор обязывал Грецию выплатить компенсацию за нарушение законов войны.
В заявлении также рассматривался исторический контекст понтийской деятельности, которая была связана с ирредентистскими амбициями Греции «Мегали Идэа» («Великая идея») в конце XIX века. Анкара отметила, что эти усилия в конечном итоге потерпели неудачу из-за решимости турецкого народа.
«Мы призываем греческие власти прекратить искажать историю ради популистских целей и вместо этого задуматься о преступлениях, совершённых против турок и других этнических групп, начиная с резни в Триполице в 1821 году», — добавили в министерстве.
Анкара предупредила, что попытки разжечь вражду с помощью исторического ревизионизма могут подорвать позитивную динамику в турецко-греческих отношениях. «Такие враждебные инициативы должны быть прекращены», — заявило министерство.(цит. поhttps://greekreporter.com/2025/05/20/turkey-denies-extermination-pontic-greeks/).
С другой стороны,многие эллинистические , особенно-греко-понтийские организации занимают жестко неприязненную позицию в этом вопросе, утверждая, что Турция «является не только тормозом, но и разрушителем цивилизации в регионе, таже говорится о «диких мучениях и преследований христиан, который совершает исламо-кемальский преступный режим». (цит. по тексту. Заявления русско-греческого культурного центра «Геноцид Понтийского эллинизма 1916-1923»).
Подобная «государственная», или «общественная» дипломатия, уж очень сильно напоминает диалог слепого с глухонемым результат, от которого нулевой.
Например, турецкая сторона уж очень акцентирует внимание на неизбежных жертвах среди мирного населения во время войны, которые не были целенаправленным истреблением гражданского населения. А пресловутая «мегаллоидея» в конечном итоге оказалась большой политической утопией, а отнюдь не частью «реальной политики». На наш взгляд, следует более широко и глубоко взглянуть на ситуацию и отталкиваться от анализа фактов, а не их узкой трактовки, возможно, в пылу эмоций.
Прежде всего, необходимо отказаться, от огульного обвинения турок как народа, и мусульман как религиозной группы в актах кровавого геноцида, в наше случае, греков. К сожалению, вся история человечества сложилась за три тысячелетия, как история почти непрерывных больших и малых войн (ученые насчитали за все это время чуть более трехсот абсолютно мирных лет), так что взаимных обид у всех народов накопилось предостаточно, причем обид и за кровавые конфликты. И единственным решением этой проблемы и в исторической, и в международной практике является выявление реальных виновников трагедий, которые никогда не представляют целый народ, но всегда-определенную политическую группу, или силу.
И в нашем случае, говоря о конкретных виновниках трагедий первых десятилетий XX века, греческой, прежде всего, нужно назвать движение младотурок, прежде всего в том его формате, который сложился после «революции» ( точнее, переворота 1908г) и Мустафу Кемаля и его сторонников, чьи взгляды сложились исключительно под влиянием «младотурецкой» идеологической среды. От «младотурок» «кемалистов» отличало только то, что первые были сторонниками сохранения монархии, пусть и в «конституционном», ограниченном формате, а Мустафа Кемаль и его люди делали ставку на провозглашение республики, которая, правда вплоть до кончины Кемаля, ставшего к тому времени «Ататюрком» режимом его широкой личной власти.
Кратко и одновременно емко, с фактологической точки зрения, история движения «Единение и прогресс» ( Иттихад ве терраки) или «младотурок»в контексте греческой проблемы того времени, изложена в книге Феофаниса Малкидиса и Теодоры Янници «100 лет Малоазийской катастрофе. Геноцид греков Востока, геноцид Эллинизма в Османской империи», выпущенной Греческим культурным центром Москвы, в 2022г(сс.12-16). С ней широкому читателю можно ознакомиться в сети, на сайте центра. От себя добавим только вот что.
Помимо широкого круга реформ, прежде всего политического характера, «младотурками надо было дать ответ на один ключевой вопрос-га основании какого-принципа, этнического или конфессионального предлагалось строить будущую Османскую империю. Вплоть фактически до самого своего крушения Османская империя существовала на основе «миллетов» – общин, сформированных по религиозному, а не этнонациональному принципу. Это, в принципе. Соответствовало принципу исламского права, но основе которого строилась Турецкая империя, ставшая также де-юре, начиная с XVI века, мусульманской религиозной империей, а ее султан был провозглашен – халифом, то есть номинальным главой всех мусульман мира. Вдобавок ко всему, политика Порты, по отношению к православной и армянской церквам была достаточно гибкая. Им сохранили внутрицерковную автономию, значительную часть храмов, вероисповедальные права. И это было обусловлен отнюдь не чувством братской любви султанов-халифов к исповедникам Христа. Просто в XVI- начале XVIIIвв. Порта использовала собственных православных, а также, через опосредованную помощь, европейских протестантов, в противостоянии с католическими монархиями Европы.
Мы далеки от того. чтобы идеализировать эту систему, в ней тоже было сильное неравноправие мусульман и «ахль-аль-зимми» ( последователей других монотеистических религий). Особенно с точки зрения налогового бремени, справедливости ради, следует отметить, что такого открытого кровавого геноцида в отношении жителей империи нетурецкого и немусульманского происхождения не было. Началось это только в годы правления «младотурок» и позднее в кемалистской «республике». Если первые «младотурки» пытались сформировать идею «многонациональной империи», то пришедшее к власти их радикальное крыло. Предлагало решение вопроса по простому, но жестокому варианту – либо все должны стать турками ( не только по месту проживания в империи, но и по языку, культуре,ментальности, всему тому, что является частью духовного склада любой личности, но естественным образом передающейся только через генетическое происхождение), либо исчезнуть, самым жестоким образом.
Да в 1914-1916 гг, и позднее, в 1922-1923 молох кровавых репрессий обрушился на христианские народы – армян, греков и ассирийцев. Но вот уже через три года после образования кемалистской республики, жертвами геноцида стали представители второй по численности национальной группы Турецкой Республики – курдов, кстати мусульман, то есть единоверцев турецкого большинства. Их «наказали» просто за отстаивание своих национальных прав и нежелание, по воле Анкары, становиться некими химерическими «горными турками», отбросив свое происхождение, культуру и язык. Вплоть до конца 30- годов курды испытывали на себе насилие кемалистов, а в 1938 году турецкие ВВС бомбили с воздуха курдские города и села в провинции Дерсим. За штурвалом одного из бомбардировщиков была одна из первых турецких летчиц, Сабиха Гёкчен, приемная дочь Ататюрка, по иронии судьбы, девочка-сирота из армянской семьи…
Итак, мы подходим к идее о том, что подлинным виновником греческой трагедии является не турецкий народ, с которым у современных греков во-многом переплетаются – язык его отдельных групп, бытовая культура и ряд других моментов, но идеология и действия пришедших к власти «младотурок» и их идейных наследников в национальном вопросе – кемалистов. И в этой связи хочется отметить, что приведенный выше пример, когда «ислам» и кемализм» уравниваются в оценке нынешнего режима в Турции, хочется сравнить с гипотетической попыткой поставить на одну доску Русскую церковь и послереволюционный «Союз воинствующих безбожников». В отношении религии политика кемалистов, была во-многом радикальней и жестче, чем у их современников, советских большевиков. И происходило это в стране с мусульманским большинством, где религия в большей степени , чем в современном, скажем, западном обществе интегрирует не только духовную, но и бытовую, а также общественную жизнь, а это значит, что кемалисты проводили очень болезненную и безнаркозную «хирургию» по духовному организму самого турецкого народа. И в этом смысле, политические силы, пришедшие к власти в стране в начале нынешнего столетия представляют собой либерально-исламистскую попытку, уже исчерпавшему свой потенциал социально-политическому укладу, сформировавшегося при кемалистах.
Однако здесь складывается ситуация, подобная постсоветской России. Несмотря на жесткую критику, многих, в том числе значимых аспектов жизни в СССР, исторический авторитет Октября 1917 г и многих личностей, с ним связанным, остается высоким. Аналогичная ситуация в Турции – несмотря на серьезную эволюцию страны в политическом смысле за последние десятилетия, исторический авторитет Ататюрка, как основателя современной Турции по-прежнему, высок и нынешние власти стараются действовать в общих рамках системы, основанной Мустафой Кемалем.
Вот почему нами в рамках гражданско-дипломатической инициативы предлагается следующая формулировка: «Основываясь на фактах тотального физического уничтожения лиц армянской и ассирийской национальности в 1915-1916 гг. в Османской империи, и греческой национальной группы в Малой Азии в 1922-1923 г, признать реальную политику младотурецкого режима в Османской империи, и кемалистской в Турецкой Республике, нацистской, с учетом ее целей и способов осуществления».
А как еще можно определить масштабные, насильственные действия, против определенных национальных групп, осуществляемые самым жестоким образом, с целью разрушения и уничтожения их национального бытия.
Есть предложения?
Валерий Емельянов, Главред ВиМ
Данная статья в целом совпадает с позицией редакции и Ассоциации международного сотрудничества «Время и мир».