Мозаика с изображением византийской императрицы Феодоры в базилике Сан-Витале в Равенне, Италия.
В Константинополе, примерно в 500 году нашей эры, у бедного работника цирка и его жены родилась девочка. Эта девочка, Феодора, стала актрисой, проституткой, любовницей, феминисткой, императрицей цивилизованного мира и, в конце концов, святой.
Её яркая жизнь, в чём-то похожая на жизнь Евы («Эвиты») Перон в Аргентине, недавно вызвала интерес благодаря серии из двух книг Джеймса Конроя Мартина, которая начинается с «Дитя удачи» и заканчивается «Слишком ранней ночью».
Невероятная жизнь византийской императрицы Феодоры
История Феодоры начинается, когда ей было около пяти лет. Она была второй из трёх дочерей жены дрессировщика медведей в городском амфитеатре, на Ипподроме. Всего через несколько лет после рождения третьей дочери Акакий умирает, растерзанный одним из своих медведей.
Мать, актриса и танцовщица, чьё имя, к сожалению, затерялось в истории, придумывает план, как заставить «Зелёных», политическую/спортивную команду, в которой работал Акациус, нанять её нового мужа в качестве дрессировщика медведей.
Византийский феникс | Императрица Феодора
Чтобы отдаться на их милость, она ставит для своих трёх дочерей танец, который они должны исполнить перед ними на Ипподроме перед началом дневных гонок на колесницах. Её план проваливается, когда на девочек не обращают внимания; однако команда соперников, «Синие», замечает девочек и нанимает нового отчима.
Г
Когда Феодора достигает подросткового возраста, она понимает, какое влияние оказывает её изысканная красота на мужчин. Затем она становится известной актрисой и куртизанкой. Полностью очарованный Феодорой, правитель византийской провинции в Северной Африке делает её своей любовницей.
В конце концов отношения портятся, и он бросает её на произвол судьбы, не дав возможности вернуться в Константинополь. Епископ даёт ей приют и в процессе знакомит её со своими убеждениями относительно природы Иисуса Христа, которые противоречат убеждениям Рима и которые Феодора будет разделять до конца своих дней.
Со временем, преодолев тяготы и невзгоды, Феодора всё же возвращается в Константинополь. Там она начинает новую жизнь и однажды встречает принца Юстиниана, племянника византийского императора Юстина.
Несмотря на социальные ограничения того времени и многочисленные возражения, Юстиниан получил разрешение на брак с Феодорой.
Когда Юстин умирает, Юстиниан и Феодора правят как равноправные правители. Поскольку новая императрица выросла в окружении, где девочек и женщин часто недооценивали, она становится активной феминисткой и требует изменить некоторые законы.
Её власть распространяется даже на церковную власть в Риме, где она смещает одного Папу и способствует избранию другого.
Юстиниан и Феодора столкнулись с двумя серьёзными кризисами во время своего правления: первой мировой пандемией чумы, которая унесла жизни большей части населения известного нам мира, и массовым восстанием в городах против престола.
Когда кажется, что повстанцы одерживают верх, городские власти, генералы и даже Юстиниан готовы бежать на корабле, который уже загружен и стоит наготове.
Именно тогда происходит самый запоминающийся момент в истории Феодоры. Она обращается к своему мужу/императору, его совету и генералам с сильной, вдохновляющей речью, призывая их набраться мужества, остаться и сражаться. Она сказала: «Я думаю, что пурпур — лучший саван».
Новые книги о жизни византийской императрицы
Джеймс Конройд Мартин, автор дилогии, узнал об удивительной жизни Феодоры, изучая шедевры византийской мозаики Феодоры и Юстиниана на курсе «История искусств».
Мартин объясняет: «Когда профессор закончил говорить об изысканности этого произведения искусства, он указал на мерцающий образ Феодоры и сказал: «Я не писатель, но если бы я был писателем, то написал бы об этой женщине». В тот момент у меня в голове возникла идея написать её историю». Мозаики можно увидеть в базилике Сан-Витале в Равенне, Италия.