Александр Македонский сражается в битве при Иссе против Дария III, царя Персии
Александр Македонский, один из самых легендарных завоевателей в истории, не полагался исключительно на военную мощь и стратегический гений, чтобы расширить свою империю. Неотъемлемой частью его успеха было умелое использование мифов, которые служили как дипломатическим, так и личным целям. Отождествляя себя с известными героями и божественными существами, Александр использовал силу мифов, чтобы ориентироваться на незнакомых территориях, заключать союзы и вдохновлять себя.
Дипломатическое использование мифов
Династия Аргеадов в Македонии использовала мифы с самого начала своей греческой кампании, чтобы укрепить свою власть. Их происхождение от Геракла, героя, почитаемого во всём греческом мире, было важным дипломатическим преимуществом. Один из примеров — речь Исократа, афинского оратора времён отца Александра, Филиппа.
Афинянин написал речь о том, как Филиппу следует примирить Афины, Аргос, Спарту и Фивы, чтобы они сосредоточили своё внимание на общем восточном враге, как это сделал до него Геракл. Связь Македонии с Гераклом укрепила легитимность среди греческих государств. Это позволило Филиппу и Александру представить себя объединителями Греции, как и Геракла.
Ещё один примечательный пример такого дипломатического использования мифа произошёл в Фессалии. На этот раз это был сам Александр. Здесь молодой Александр убедил местных жителей сдаться, сославшись на то, что город был основан Гераклом. Этот призыв к общему наследию сработал, и его приняли без военного вмешательства.
Точно так же в Маллосе, на юге Анатолии, местные жители приветствовали его как дальнего родственника своих основателей, потомков Геракла.Утверждая о своём геракловом происхождении, Александр представлял себя родственником и союзником этих городов. Однако роль мифов не ограничивалась дипломатией во время его похода.
Личная и эзотерическая значимость мифов
Мифы имели для Александра глубокое личное значение. Они приносили ему утешение и давали ощущение связи с прошлым. Биограф Плутарх рассматривал путешествие Александра по Азии как стремление подражать мифическим героям и превзойти их. Его действия отражали поступки этих героев: он бросил копьё в троянские берега и принёс жертву у гробницы Приама, чтобы примириться с Троей.
Ещё одним примером является преданность Александра «Илиаде». Сообщается, что он спал с томиком эпоса под подушкой. Он стремился строить свою жизнь по образу и подобию Ахилла и даже оплакивал своего друга Гефестиона так же, как Ахилл оплакивал Патрокла. Отождествление себя с мифическими персонажами обеспечивало Александру психологическое спокойствие и вдохновение.
Миф и реальность: осада Тира
Одним из ярких примеров переплетения мифа и реальности в жизни Александра является осада Тира на территории современного Ливана. Покровителем Тира был Мелькарт, финикийский Геркулес. Эта божественная связь с предком и идолом Александра заставила македонца колебаться перед нападением на город.
Однако в ту ночь Александру приснилось, что он напал на город, а Геракл стоял у городской стены и манил его правой рукой. Это видение укрепило его решимость и вдохновило его войско.
Тир, изначально бывший островом, оказал сопротивление, защищённый океанской стеной. Александр, как известно, построил мост на остров, чтобы осадить его. После падения города Александр почтил Геркулеса жертвоприношениями и публичными церемониями. Это сочетание мифического почтения и политической пропаганды укрепило позиции Александра и помогло ему завоевать город.
Мифы повышают боевой дух и мотивацию
Как и в случае с Тиром, мифы сыграли решающую роль в поддержании боевого духа войск Александра. Когда его солдаты не хотели идти дальше в Индию, Александр напомнил им об их достижениях. Они превзошли Диониса и Геракла. Он упомянул о захвате скалы Аорн, где Геракл освободил Прометея, и об их успехе в Нисе, связанном с Дионисом. Эти отсылки воодушевляли его уставших от войны солдат, придавая их походу историческое и божественное значение.
Эта психологическая стратегия находила эмоциональный отклик у его войск. Александр делал так, чтобы чужие земли казались ему знакомыми, связывая свои завоевания с известными мифами. Исследование Амитая 2010 года показывает, что это помогало его людям устанавливать более тесную связь с завоёванными землями. Тем не менее мифы не играли коллективной роли. Они также имели личное значение для Александра Македонского.
Мифические стремления и самоидентификация
Посещение Александром оракула Сивы в Египте стало поворотным моментом в его самоидентификации с божественным. Он стремился подтвердить слухи о своём божественном происхождении. Преодолев пустыню, он обратился к оракулу Амона. В анализе Босворта 1977 года отмечается, что египтяне уже считали его фараоном и воплощением Зевса-Амона.
Александру Македонскому не нужно было обращаться к оракулу Сивы, чтобы узаконить свой трон. Скорее, у македонца была личная причина для этого паломничества. Александр надеялся, что его визит развеет слухи о том, что Филипп II не был его настоящим отцом, в чём его подозревали с ранних лет.
Следуя по стопам Геракла и Персея, Александр отправился в опасное путешествие к оракулу, даже рискуя поставить под угрозу всю свою кампанию. В священном месте он должен был получить ответ, который интуитивно предчувствовал. Он был сыном Зевса-Аммона.
Этот новообретённый божественный статус подпитывал амбиции Александра. Согласно многочисленным древним источникам, Александр неоднократно упоминал о том, что превзошёл достижения Геракла и Диониса. Следовательно, мифы наделяли завоевания Александра трансцендентной целью.
Как Александр Македонский использовал мифы для завоевания мира
Использование мифов Александром Македонским было многогранным инструментом, который выходил за рамки повествования. Он завоевал известный мир, опираясь на наследие почитаемых богов и героев. Это наследие легитимизировало его завоевания и вдохновляло его войска на стремление к величию. С помощью мифов Александр превратил свои походы в грандиозную сагу, наследие, которое продолжает очаровывать современный мир.