Главная История и География Соседние с Древней Грецией народы и культуры

Соседние с Древней Грецией народы и культуры

через Исмаил
0 комментарий 14

Золотая пластина с изображением скифа верхом на коне. 
Древние греки, известные своими культурными и интеллектуальными достижениями, взаимодействовали с многочисленными соседними культурами, которые влияли на их собственную цивилизацию и обогащали её. Понимание этих менее известных культур даёт ценное представление о сложной сети взаимодействий, сформировавших древний мир, что делает эту тему актуальной и сегодня.

Древние греки, будучи одной из наиболее изученных цивилизаций древности, затмевают многие соседние культуры, с которыми они взаимодействовали.

Однако греки делили древний мир с множеством других интересных культур и цивилизаций, некоторые из которых сильно недооценены в общепринятом историческом дискурсе.

В этой статье мы не будем рассматривать других «тяжеловесов» древнего мира, таких как римляне, египтяне, персы и финикийцы, а сосредоточимся на менее известных культурах, с которыми греки были знакомы в той или иной степени.

Что древние греки думали о соседних культурах?

 

Термин «варвар», вероятно, происходит от шумерского слова «барбар», которое означало «иностранец». В греческом языке оно служило как заимствованным словом, так и звукоподражанием, имитирующим неразборчивое бормотание, которое греки ассоциировали с иностранцами, говорящими на их языках.

Изначально «варвары» были нейтральным собирательным названием для всех негреков, не имевшим изначально негативного подтекста. Однако со временем этот термин приобрёл негативное значение, отражая преобладающее в Греции представление о негреках как о нецивилизованных или неполноценных.

Как отмечает учёный Ставрос Муциос, «это политическое обозначение варваров, однако, не означало отсутствия признания или восхищения их достижениями». Действительно, древние греки часто проявляли большой интерес к соседним культурам и цивилизациям.

Хорошим примером этого является практика религиозного синкретизма, при которой греки объединяли богов своего пантеона с аналогичными иностранными божествами. Например, греко-египетский бог Серапис представлял собой сочетание египетских божеств Осириса и Аписа с греческими божествами Аидом и Деметрой.

Естественно, отношение греков к другим культурам сильно различалось. Часто наши современные представления о древних народах формируются на основе сохранившихся литературных источников, написанных древнегреческими авторами о соседних народах, которые сами не были грамотными.

Скифы

Скифы были одним из самых загадочных народов древности, прославившихся своим умением обращаться с лошадьми. Называть скифов «соседями» древних греков не совсем корректно, поскольку скифы были кочевниками и не имели постоянных границ, но греки довольно часто контактировали с ними в ходе торговли и войн.

Скифы были восточноиранским народом, населявшим регион к северу от Чёрного моря, на территории современной Украины, юга России, Казахстана и некоторых частей Центральной Азии, примерно с IX века до н. э. по IV век н. э.

Основным источником информации о том, как древние греки воспринимали скифов, являются труды историка Геродота из Галикарнаса и более поздних греческих писателей. Кстати, Геродот, «отец истории», также является нашим основным литературным источником информации о скифах в целом.

Согласно Геродоту, появление скифов привело к конфликту между киммерийцами: царское племя хотело защитить свои земли, а остальное население стремилось бежать. В другом источнике говорится, что скифы вытеснили киммерийцев с их территории, вынудив их мигрировать на юг, в Западную Азию.

 


Со временем образ скифов в Афинах стал типичным стереотипом, используемым для обозначения негреков, и они стали ассоциироваться с пьянством из-за карикатурного представления греками иностранцев как неумеренных пьяниц.

В более поздней греческой литературе скифский царевич Анархсис превратился в легендарную фигуру, олицетворяющую «варварскую мудрость». Он стал одним из семи мудрецов Греции и идеальным «человеком природы» или «благородным дикарем». Эфор Кимейский, историк IV века до н. э., идеализировал скифов как «непобедимый» народ, создав вымышленный рассказ о легендарном скифском царе по имени Иданфирс, который победил легендарного фараона Сесостриса и правил всей Азией. Такое представление о скифах как о могущественном и мудром народе стало традицией в греческой литературе.

Скифы также упоминались в греческой мифологии, а мифические скифские персонажи появлялись в рассказах. Например, Геродот из Гераклеи описывал мифического скифа Теутара как пастуха, который служил Амфитриону и обучал стрельбе из лука Геракла. Кроме того, титан Прометей описывался как скифский царь, а его сын Девкалион также был связан со скифами в греческих мифах.

 

Фракийцы

Фракийцы были индоевропейским народом, населявшим значительную часть Юго-Восточной Европы в древности. Они в основном проживали в регионах, которые сейчас соответствуют современной Болгарии, Румынии и Северной Греции. Однако фракийские поселения не ограничивались только Юго-Восточной Европой; они также простирались до северо-западной Анатолии (Малой Азии) на территории современной Турции.

Греки и римляне описывали фракийскую культуру как племенную, и фракийцы оставались в значительной степени разобщёнными вплоть до образования Одрисского царства. Одрисское царство представляло собой союз более чем 40 фракийских племён и 22 царств, процветавший с V века до н. э. по I век н. э. Оно охватывало в основном территорию современной Болгарии, а также части юго-восточной Румынии (Северную Добруджу), Северной Греции и современной европейской Турции.

В V веке до н. э. Геродот называл фракийцев вторым по численности народом в известном ему мире после индийцев и, возможно, самым могущественным, если бы не их разобщённость. Фракийцы, как правило, не строили городов, и единственным их полисом был Севтополь.

 


Орфей среди фракийцев. Сторона А афинского краснофигурного колоколовидного кратера, ок. 440 г. до н. э. Фото: Музей искусств Метрополитен 
Греки часто воевали с фракийцами, но также восхищались их воинской доблестью и нанимали их в качестве наёмников. И Александр Македонский, и его отец Филипп II в разное время сражались на стороне фракийцев.

Фракийский правитель Керсоблепт был самым опасным врагом Филиппа во Фракии. В ходе серии кампаний с 356 по 340 год до н. э. Филиппу II удалось подчинить Керсоблепта и сделать его вассалом, платящим дань, и в процессе он завоевал значительную часть Фракии. Александр снова успешно сражался с фракийцами — среди прочих народов — во время Балканской кампании 335 года до н. э.

Фригийцы

Фригийцы были древним индоевропейским народом, проживавшим в центрально-западной Анатолии. Древнегреческие авторы использовали термин «фригийцы» в широком смысле для обозначения разнообразной этнокультурной группы, проживавшей в основном в центральных регионах Анатолии, а не для обозначения отдельного «племени» или «народа».

Этнолингвистическая однородность фригийцев является предметом споров. Согласно Геродоту, фригийцы изначально жили на юге Балкан под названием бриги (Briges), но позже, после переселения в Анатолию через Геллеспонт, они сменили название на фригийцы.

В то время как многие историки выдвигают теорию о переселении фригийцев из Европы в Малую Азию около 1200 г. до н. э., анатолийские археологи в значительной степени отвергают это предположение. Вместо этого было выдвинуто предположение, что переселение фригийцев в Малую Азию, которое, согласно греческим источникам, произошло вскоре после Троянской войны, на самом деле произошло гораздо раньше и в несколько этапов.


Фригийские воины, изображённые на реконструкции фригийского здания в Турции. 
У греков и фригийцев были тесные культурные связи, особенно в области музыки. Самые ранние традиции древнегреческой музыки частично сформировались под влиянием фригийской музыки, которая распространялась через греческие колонии в Анатолии. Фригийский лад, известный в древнегреческой музыке как воинственный лад, был одним из музыкальных элементов, заимствованных у фригийцев.

Согласно мифологическим преданиям, фригийский царь Мидас, прославившийся своим «золотым прикосновением», обучался музыке у самого легендарного Орфея. Кроме того, авлос, тростниковый инструмент с двумя трубками, был ещё одним музыкальным изобретением, приписываемым Фригии и впоследствии перенятым греками.

В классической греческой иконографии Парис, троянский царевич, известный тем, что похитил Елену в «Илиаде», изображается негреком, потому что носит фригийский колпак. Этот необычный головной убор также носил Митра, и он сохранился в современной иконографии как «колпак Свободы» американских и французских революционеров, символизирующий свободу и восстание. Что ещё более забавно, Смурфики тоже носят фригийский колпак.

Важность культурного обмена в Древнем мире

В условиях растущей глобализации изучение того, как древние культуры, такие как греческая и соседние с ней, взаимодействовали и обменивались идеями, имеет решающее значение. Этот обмен способствовал распространению технологий, религиозных практик и форм искусства, которые оказали глубокое влияние на развитие западной цивилизации.

Технологический обмен: греки переняли у своих соседей различные технологии, в том числе алфавит финикийцев, который стал основой греческой письменности. Этот обмен сыграл ключевую роль в развитии греческой литературы и философии.
Религиозный синкретизм: религиозные практики часто смешивались, как, например, в случае слияния греческих и египетских божеств в образе Сераписа, символизирующем смешение верований, обогатившее обе культуры.
Художественные влияния: в греческом искусстве, особенно в гончарном деле и скульптуре, прослеживаются влияния фракийского, скифского и фригийского стилей, что подчёркивает вклад этих культур в то, что мы сейчас называем классическим греческим искусством.

Автор: Александр Гейл

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать