Главная История и География Аксум – африканский перекресток религий и цивилизаций

Аксум – африканский перекресток религий и цивилизаций

через Времея и Мир
0 комментарий 90

 

Аксум был менее известным, по сравнению с другими древними монархиями, но могущественным царством в Северной Африке,охватывающим современную Эфиопию, Эритрею, Сомали, Судан, Джибути и Йемен),примерно с 80 года до нашей эры до 825 года нашей эры. Оно сыграло решающую роль в то время, когда иудаизм, христианство, а затем и Ислам начали проникать в Африку. Аксум принял первую мусульманскую хиджру (переселение) во время гонений на мусульман   в Мекке. Итак, кто же были эти люди, жители и каковы были их религиозные убеждения?

 

 

Происхождение Аксума

 

Считается, что Аксум, расположенный в регионе Тиграи ( тиграи- это самоназвание народа, здесь проживающего-ВиМ) на севере Эфиопии, был заселен предыдущими цивилизациями примерно с 1000 года до нашей эры, но вырос с приходом народа Саба, жившего в Южной Аравии и Йемене.

 

Согласно преданию, Менелик, сын иудейского царя Соломона ( в исламе – Пророк Сулейман) и царицы Сабы (известной как Билкис, а также как Македа в христианской литературе), переехал в Абиссинию и стал первым царем того,   правящим Эфиопией  950 года до нашей эры. Иудаизм имеет давнюю связь с этим регионом с того времени, и будущие правители будут утверждать, что  они происходят от Соломона – Сулеймана. Эфиопские евреи имеют четкую идентичность и известны как Фалаши. Они с гордостью держатся за свою родословную от Соломона (а), а также за свою связь с Ковчегом Завета.

 

Аксум считается самым старым городом к югу от пустыни Сахара, который был непрерывно заселен около 3000 лет назад и с 1980 года включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

 

Взаимодействие с народом Саба

 

Народ Саба жил в Южной Аравии и Йемене. В 6 веке до нашей эры народ Саба колонизировал Абиссинию за морем в тогдашнем царстве Даамат, основанном около 980 года до нашей эры, со столицей в Йехе.

 

В Коране есть целая глава, глава 34, посвященная народу Саба (Шеба в Библии), которая сначала описывает достижения Соломона, который женился на Билкис, царице Сабы, а затем описывает инцидент с садами, которые были затоплены в наказание   за их плохое поведение около 580 года н. э., когда рухнула плотина Маариб. В то время как царство Даамат пришло в упадок к 400 году до н. э., В течение следующих пятисот лет возник Аксум, после переноса  столицу из Йехи в Аксум и создания порта в Адулисе, из которого аксумцы будут вести торговлю до Индии и Китая.

 

К первому веку нашей эры римский морской капитан упомянул, что большая часть торговли между Красным морем и Северо-Восточной Африкой протекала через Аксум.  Аксум приобрел не только экономическую мощь благодаря своим торговым связям с Египтом и другими региональными державами, но и стал центром христианства. Связи через море с Сабой росли, и в 183 году н. э. аксумиты расширили свою территорию, включив в нее Йемен и Южную Аравию, включая земли народа Саба.

 

Христианство в Аксуме

 

Аксум уже считался веро терпимым царством, и так же, как евреи жили здесь долгое время, несколько христиан, спасавшихся от римских преследований, также жили под защитой Аксумского царства. Фруменций был римским христианским мальчиком, который потерпел кораблекрушение неподалеку и был доставлен в Аксум, чтобы служить. Он начал тайно пропагандировать свою веру и в конце концов был официально назначен епископом Эфиопии. Вскоре библейские тексты были переведены на местный язык и стали пользоваться все большей популярностью.

 

Аксум был одним из первых центров в Северной Африке, а возможно, и во всем мире, официально принявших христианство в качестве своей религии. Вскоре после того, как римский император Константин принял веру в 325 году нашей эры, царь Эзана в Аксуме (который находился под влиянием Фруменция) также принял христианство около 340 года нашей эры. Во время его правления, примерно в 360 году н. э., на монетах  царства изменилось изображение с языческого знака на крест христианства.

 

Со временем церковь в Эфиопии стала ассоциироваться с Коптской Церковью в Египте, а не с другими возникающими центрами в Иерусалиме, Антиохии и Риме.

 

Мусульмане ищут убежища  от мекканцев-язычников

Поскольку преследования мусульман в Мекке (Аравии) достигли невыносимых   пределов, группа из 80 мусульман, включая хазрата Усмана, будущего праведного халифа была отправлена в Аксум в Абиссинии в поисках безопасного убежища в 615 году н. э. Там негус (местное назание царя Абиссинии и Аксума)  выслушал их дело и, выслушав некоторые  аяты суры «Марьям» из Корана, убедился в их истинности и позволил им поклоняться в мире на своей земле. Курайшиты Мекки даже послали передовую делегацию (включая Амра ибн аль-Аса, который впоследствии принял ислам и сам стал великим мусульманским лидером), чтобы добиться выдачи мусульман обратно в Мекку, но после того, как негус услышал молитвы  и рассказ мусульман, он дал им убежище, и отказался  выдать беглецов мекканцам.  Усман  был впечатлен терпимостью негуса к другим вероисповеданиям, и это  позднее будет отличительной чертой мусульман в течение следующих нескольких столетий, когда христиане и евреи искали убежища у мусульман от преследований в других местах. Среди первых мусульман был молодой человек частично эфиопского происхождения, известный как Билал, который был освобожден из рабства и стал известен среди мусульман как первый муэдзин (призывающий к молитве). Он был также  близким спутником Святого Благословенного Пророка . По мере роста влияния ислама в Египте и других государствах Аасумиты налаживали с ними торговые связи.

 

Аксум как центр цивилизации

 

Как мы видели, Аксум имел связи со многими религиозными группами и играл заметную роль в раннем продвижении авраамических верований в Африку задолго до организованной миссионерской деятельности. Аксум был культурным центром еще до принятия христианства. Люди воздвигли впечатляющие стелы высотой 90 футов в честь ссвоих царей, и они все еще видны сегодня.

Помимо стел, в городе также есть первая в стране церковь, датируемая 4 веком нашей эры, дворцы, подземные катакомбы, старые монастыри. Город является колыбелью эфиопского христианства. Здесь есть древний бассейн, который часто ассоциируется с царицей Савской.

 

Люди очень гордятся своей историей, что никогда не были колонизированы, и они также горячо верят, что легендарный Ковчег Завета евреев хранится в церкви в городе, хотя это никогда не было независимо проверено.

 

По мере роста своего влияния Аксум контролировал большую часть региона Африканского Рога, включая Эритрею, Джибути, Эфиопию, Сомали, Южный Судан и часть Йемена.

 

Упадок Аксума

 

Аксум начал приходить в упадок, когда потерял контроль над своими территориями в Южной Аравии. По мере роста влияния мусульман Аксум все больше изолировался от своих торговых партнеров в Европе и Северной Африке. Около 940 года н. э. Аксум подвергся нападению местной еврейской царицы Юдит, которая разрушила множество церквей и памятников. Вскоре после этого появилась новая христианская Династия Загве со своей новой столицей в Лалибеле, где император попытался создать новый Иерусалим. Однако, несмотря на упадок, Аксум всегда сохранял значительное влияние как священный город для эфиопских христиан.

 

Вывод

 

Аксум и эфиопские племена в значительной степени игнорировались историками, но они имеют богатую и красочную религиозную историю и традиции на Африканском континенте, начиная с 1000 года до нашей эры. Аксум и связанные с ним династии имели регулярные и глубокие контакты с иудаизмом, христианством и исламом в период их становления и сумели сохранить уникальную идентичность с остальной Восточной Африкой. Хотя некоторые  исторические гипотезы, связанные с Аксумом, оспариваются, нет никаких сомнений в том, что когда-то он был процветающим центром торговли и религии в регионе и заслуживает гораздо большего исследования.

 Review of Religions

  На фото- памятная стела аксумских монархов

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать