Календарный хаос вокруг Пасхи – в повестке дня христианских церквей

 

Библейским Псалом 148-это космический гимн хвалы Богу, который создал солнце, луну и звезды и «назначил им их место навеки, установил порядок, который никогда не изменится».

За исключением того, что никогда не меняющийся порядок все-таки подвержен постоянным тонким изменениям. И это может создать календарный хаос.

Постоянно меняющееся расположение Солнца и Луны относительно Земли и современных календарей объясняет, почему еврейский праздник Пасхи и христианское празднование Пасхи редко совпадают. И почему сами христиане празднуют Пасху в разные даты в большинстве лет.

 

В этом году еврейская община празднует Пасху (Песах) с вечера 27 марта по 4 апреля. Пасха для большинства западных христиан-4 апреля, но для многих восточных христиан-как православных, так и восточных католиков в текущем году-это 2 мая.

Различные христианские общины праздновали Пасху в разные дни, пока Никейский собор в 325 году не постановил, что для единства христианской общины и ее свидетельства Пасха будет отмечаться в первое воскресенье после первого полнолуния после весеннего равноденствия.

Но юлианский календарь, который христиане использовали в четвертом веке, был немного не синхронизирован с фактическим солнечным годом, поэтому 21 марта – обычно считается датой весеннего равноденствия в северном полушарии-постепенно “дрейфовал” от фактического равноденствия.

В 1582 году папа Григорий XIII, опираясь на труды лучших астрономов своего времени, реформировал календарь, опустив 10 дней и сделав равноденствие снова 21 марта.

Развитие григорианского календаря было в первую очередь не в том, чтобы быть более точным с научной точки зрения, а в том, чтобы обеспечить раннее весеннее празднование Пасхи, центра христианской веры. Все остальные подвижные праздничные дни в церковном календаре-начало Великого поста и празднование Пятидесятницы, например, – основаны на дате Пасхи.

Папский совет по содействию христианскому единству и Всемирный совет Церквей уже обсуждают способы празднования 1700-летия Никейского собора в 2025 году. Основное внимание уделяется общехристианского Никейского символа веры, который был сформулирован на соборе ( Никейский символ веры зафиксировал исповедание Христакак Бога-ВиМ).

Но православный архиепископ Тельмесский Иов, представитель Вселенского Константинопольского Патриархата во Всемирном совете церквей, предложил нечто конкретное: почтить усилия Никейского собора по установлению общей даты Пасхи, установив общую дату Пасхи. Это поддерживает Ватикан, и так было со времен Второго Ватиканского собора.

Епископ Брайан Фаррелл, секретарь папского совета, уже работает с другими церковными лидерами над подготовкой к Никейской годовщине.

Общая дата Пасхи должна быть частью дискуссий, сказал он Католической службе новостей 17 марта. «Было бы замечательно, если бы все христиане в один и тот же день праздновали фундаментальную истину нашей веры. Это было бы чрезвычайно важно».

В качестве приложения к Конституции Ватикана II 1963 года о Священной литургии Ватикан издал декларацию «о пересмотре календаря», в которой говорилось, что члены собора “не будут возражать, если праздник Пасхи будет назначен на определенное воскресенье григорианского календаря, при условии, что те, кого это может касаться, особенно братья, которые не находятся в общении с Апостольским Престолом ( т.е. православные и протестанты), дадут свое согласие».

В принципе, Ватикан согласился бы на изменение, если бы другие христиане согласились.

За последние 100 лет было предпринято несколько попыток, почти всегда возглавляемых православными епископами, добиться общей даты Пасхи. Кажется, что большинство христиан в принципе согласны, но выбор даты, календаря или формулы был неуловим. И даже Google, похоже, считает, что существует такая вещь, как «Православная Пасха», которая при поиске дает другую дату, чем просто “Пасха”.”

На совещании 1997 года в Алеппо, Сирия, представители всех основных христианских церквей рекомендовали придерживаться никейской формулы Пасхи в воскресенье после первого весеннего полнолуния, но сказали, что “астрономические данные” – весеннее равноденствие и полнолуние – должны быть рассчитаны с использованием “наиболее точных возможных научных средств” и с использованием “меридиана Иерусалима, места смерти и воскресения Христа” в качестве основы для расчета.

На самом деле весеннее равноденствие, которое знаменует официальное начало весны в северном полушарии, – это не целый день, а определенное время, которое происходит между 19 и 21 марта, в зависимости от места наблюдения.

Другими словами, как заявила Североамериканская Православно-католическая богословская консультация в 1998 году, Никейский собор использовал современные научные наблюдения космоса, чтобы установить общую дату Пасхи. Современные христиане должны поступать так же.

UC News

Фото- Папа Римский и “вселенский” православный патриарх