Главная История и География Сотворение мира  в Писаниях разных религий

Сотворение мира  в Писаниях разных религий

через Времея и Мир
56

 

Известный космолог и профессор теоретической физики в Имперском колледже Лондона Жоан Магеу писал:

«Космология долгое время была предметом религии. То, что она стала разделом физики, в какой-то степени является удивительным сюрпризом».

Священные Писания каждой религии содержат некоторое описание того, как была создана Вселенная. До современных достижений в области космологии происхождение творения оставалось предметом веры для людей разных вероисповеданий, которые полагались на свои соответствующие религиозные писания для разгадки тайн, окружающих то, как возникла Вселенная. Еще до наступления современной научной эры некоторые Писания заявляли о своей неспособности адекватно комментировать такие интригующие вопросы, как, например, как была создана Вселенная.

Самые насущные вопросы из них захватывали человеческое воображение на протяжении тысячелетий: “Существовало ли что-либо помимо Творца до начала сотворения Вселенной?” и “Разделяет ли что-либо вечность с Богом?” В этой статье мы проведем анализ того, затрагивают ли священные писания различных религий эти вопросы или нет; как эти Писания рассматривали этот конкретный аспект творения; и независимо от того, утверждают ли эти Писания, что Бог создал эту вселенную из ничего, или они заявляют, что, когда Бог начал процесс творения, по крайней мере, некоторые сущности присутствовали, и они не были созданы Богом

. Эти вопросы неразрывно связаны с тем, как концепция Бога представлена в этих Священных Писаниях, заставляя задаваться такими вопросами, как: Достаточно ли Бог силен, чтобы начать творение из ничего? Или материя, время, пространство или души существовали всегда, и когда Бог создал эту вселенную, Он просто использовал эти составляющие как строительные блоки? Если бы последняя теория была принята, то мы были бы вынуждены заключить, что одна или несколько из этих сущностей вечны, как Бог. Физики-теоретики вели научные исследования этих запутанных вопросов, используя различные самоизобретенные методы по мере развития понимания науки и космологии. Для ученых, которые полностью отрицают существование Бога или являются атеистами, задача найти правдоподобное объяснение сотворения Вселенной становится все более сложной. Если мы предположим, что вселенная не имеет творца и изначально энергетическое содержание Вселенной было равно нулю, то мы останемся без ответа и в равной степени озадачены вопросом о том, как нынешнее энергетическое содержание Вселенной может быть объяснено законами физики. Какими бы интригующими ни были эти научные дебаты, теперь мы обратимся к теме настоящей статьи, которая представляет собой теоретическое исследование того, как древние Писания решали вопрос о сотворении Вселенной.

Индуизм

Древние писания индуизма-  Веды представляют собой большой массив текстов, происходящих из древней Индии и являющихся одними из древнейших священных текстов. Составленные на санскрите тексты составляют древнейший пласт санскритской литературы и древнейшие священные писания индуизма и буддизма. Отличительной чертой Вед от других религиозных текстов индуистской веры является то, что Веды считаются результатом прямого откровения (Шрути). Среди четырех Вед Ригведа считается самой древней и провозглашает следующее:

«Кто истинно знает и кто может возвещать это, откуда оно родилось и откуда происходит это творение?».

«Боги более поздние, чем сотворение этого мира. Кто знает, откуда он впервые появился?»

«Он, первый источник этого творения, создал ли он все это или не создал?»

«Чье око управляет этим миром на высочайшем небе, Он, воистину, знает это, а может быть, и не знает”.

Эта ссылка ясно показывает, что, согласно Ригведе, неясно, произошло ли творение по повелению Бога или же оно произошло как следствие спонтанного явления, оставляя без ответа вопрос о том, обладал ли сам Бог (или боги) каким—либо определенным знанием о творении. Теперь мы рассмотрим, как повествование Ригведы развивалось в последующих индуистских писаниях. В индуистской литературе постоянно обсуждается вопрос о том, существовало ли в начале все, кроме творца, и было ли оно создано впоследствии, или же некоторые другие сущности Вселенной разделяют вечность с творцом. Этот вопрос волновал умы индуистских богословов с древних времен. Упанишады-это философские тексты, которые считаются ранними источниками догматов индуизма. Существует около 200 Упанишад, почти 12 из которых относительно старше остальных. Кхандогья Упанишада повествует, что Уддалака, сын Аруны, учил своего сына:

«В начале, мой дорогой, было только то, что есть только одно, без второго. Другие говорят, что в начале было только то, чего нет, только одно, без второго; и из того, чего нет, родилось то, что есть».”

Отец продолжал: «Но как это может быть, мой дорогой? Как может то, что есть, родиться из того, чего нет? Нет, моя дорогая, только то, что есть, было в начале, одно только без второго».

Подобно гимну Ригведы о сотворении мира, этот древний мудрец оставляет читателя в замешательстве по поводу обсуждаемого вопроса. Однако интересно отметить, что, несмотря на то, что индуизм сегодня практикуется как политеистическая религия, древние мудрецы этой религии ссылаются на единую сущность как творца в начале нашей Вселенной. Среди троицы наиболее выдающихся индуистских богов, то есть Брахма-Вишну-Шива, Брахма является космическим творцом. Вишну сохраняет каждый цикл творения, и в конце каждого цикла Шива разрушает все это. Таким образом, напрашивается вопрос: согласно индуистским писаниям, Брахма создал все на заре творения, или же до начала этого процесса было доступно какое-то сырье? В то время как различные индуистские писания затрагивают этот вопрос, точки зрения, выраженные в них, редко совпадают друг с другом. Краткое изложение некоторых примечательных текстов представлено здесь ниже:

В индуистской литературе Манусмрити (или Законы Ману) – это дискурс, данный мудрецом Ману собранию риши ( мудрецов высшего уровня) после великого потопа. Законы Ману были составлены в ответ на наводнение и направлены на просвещение всех слоев общества о том, как вести организованную жизнь и быть хорошо подготовленными к таким бедствиям в будущем. Ману также пытался описать происхождение Вселенной, хотя его Законы не утверждают, что Вселенная никогда не существовала-вместо этого он рассказывает, что в начале Вселенная была в состоянии сна и погружена в полную темноту. Манусмрити предлагает:

«Эта (вселенная) существовала в форме тьмы, непостижимой, лишенной отличительных признаков, недостижимой разумом, непознаваемой, полностью погруженной в глубокий сон».

«Шатапатха Брахма», один из важных индуистских текстов, описывающих ведические ритуалы, также содержит мифы о сотворении мира и потопе Ману. Он утверждает, что до того, как творец начал процесс творения, не было абсолютно ничего. Кроме того, «Шатхапатха Брахма» объясняет, что даже сам творец в начале изначально не обладал умом, который должен был быть создан первым. Как говорит нам этот отрывок из «Шатхапатха Брахмы»:

«Воистину, в начале здесь ничего не было: смертью была покрыта эта (вселенная), голодом, ибо Смерть есть голод. Он создал для себя этот ум, думая: “Могу ли я иметь душу?».

Как ни странно, согласно вышеупомянутому отрывку из « Шатхапатха Брахмы», изначально творец не обладал ни душой, ни разумом, но все же обладал способностью создавать разум и душу. Сутры Веданты составляют часть ведической литературы, которая была создана для систематизации и устранения противоречий внутри ведической литературы. Сутры Веданты представляют совершенно иную идею, которая противоречит идее, представленной в вышеупомянутом отрывке Шатхапатха Брахмы. В нем говорится, что:

«Эфир (возникает) и  при отсутствии упоминания в писаниях» .

Здесь слово «акаша» было переведено как «эфир».” В других местах его переводили как “пространство.”

Подводя итог, можно сказать, что, согласно Тайттирия-упанишаде и Сатхапатха-Брахмане, до сотворения Вселенной ничего не существовало. Но согласно Законам Ману, вначале эта вселенная находилась в состоянии сна, а согласно Веданта-Сутрам, эфир вечен и существовал еще до начала творения. Разнообразие этих точек зрения ставит вопрос о сотворении Вселенной в еще более интригующее и в то же время досадное положение, чем раньше. Изучение Священных Писаний других религий, таким образом, необходимо для того, чтобы оценить, как они решали этот загадочный вопрос о том, как возникла Вселенная.

Даосизм

Дао Дэ Цзин, учение Лао-цзы, описывает Дао в следующих словах:

«Дао, которое можно растоптать, – это не вечное и

неизменное Дао. Имя, которое можно назвать, – это не вечное и

неизменное имя».

«(Задуманный как) не имеющий имени, он есть Создатель неба

и земли; (задуманный как) имеющий имя, он есть Мать всего

сущего».

В упомянутой выше ссылке «Дао» представлено как мать всех вещей. Оставляя в стороне споры о природе «Дао», более поздние писания даосизма предписывают, что пространство уже существовало во время создания Вселенной. Как говорит этот отрывок из писаний Кван-Цзе (или Чжуан-Цзе), китайского мудреца, жившего за четыре столетия до Христа,:

«В великом начале (всего сущего) не было ничего во всей пустоте пространства; не было ничего, что можно было бы назвать. Именно в этом состоянии возникло первое существование; первое существование, но все еще без телесной формы».

Пространство, возможно, ничего не значило, когда Кван-Цзе произносил эти слова, но сегодня, в свете достижений физических наук, мы знаем, что даже пространство является сложной сущностью.

Христианство ( и иудаизм)

Первые две главы Библии повествуют о сотворении мира. Они начинаются со слов:

«В начале сотворил Бог небо и землю»

Ясно, что согласно Библии небеса и земля являются творением Бога. Однако в Книге Бытия не рассматривается вопрос о том, существовала ли какая-либо материя или пространство в то время, когда начался этот процесс.

Ислам

Священный Коран ясно говорит о том, как началось творение.

Теперь перейдем к исламской концепции на эту тему. Коран предлагает понимание феномена сотворения Вселенной и с большой ясностью предписывает, что Бог создал все. Как говорится в следующем аяте Корана:

 

« Таков Аллах, Владыка ваш-. Нет Бога, кроме Него,. Он – Творец всякой вещи. Поклоняйтесь же  пок Ему. И Он- над всякой вещью Блюститель!». (Коран 6: 103) А согласно предыдущему стиху Корана, все является творением Бога.

Следующие два аята Корана и арабское слово, используемое в них, проливают дополнительный свет на эту тему:

« Он – Зачинатель небес и земли! Как может быть у Него ребенок, если у Него нет супруги!.И Он создал всякую вещь, и Он- о всякой вещи хорошо знающий» (Коран 6:102).

И когда Он решит какое-нибудь дело, то лишь  говорит ему «Будь»и, и оно бывает(Коран 2:118).

Поэтому, как ясно показывают вышеупомянутые аяты Корана, сотворение Вселенной не было спонтанным явлением. Аллах сотворил все. Согласно Корану, Его повеление может создать что угодно из ничего. А поскольку Бог сотворил все, из этого следует, что ни одна сущность не разделяет вечность с Творцом. Чтобы исследовать истинный смысл этих стихов, мы приведем этимологическое описание арабского слова “Бади” ( بدیع), использованного в них.

Слово “Бади” часто переводится как “Создатель”, что является одним из имен и атрибутов Бога, используемых в Коране. Словарь Лейна переводит” Бади “как «создатель творения, согласно своей собственной воле, а не по подобию чего-либо ранее существующего». Однако исторически “Бади” использовалось в более широком смысле, и его использование не ограничивается коннотацией “Создатель”.” Старые словари, такие как “Аль-Муфрадат фи Гариб аль-Коран” Алламы Рагхиба Исфахани, составленные почти девятьсот лет назад, объясняют, что “Бади”, когда используется в связи с Богом, означает «возникновение создания вещи без какого-либо инструмента, материи, время или место». Имея в виду эти значения, приписываемые слову “Бади”, мы можем с уверенностью утверждать, что Коран приписывает весь процесс сотворения Вселенной Богу и утверждает, что во время сотворения материи и пространства не существовало—даже время было творением Аллаха.

Основатель Ахмадийяита  против «Арья Самадж»

В девятнадцатом веке пандит  ( ученый мудрец)Даянанд основал индуистское реформистское движение под названием Арья Самадж. Краеугольным камнем философии движения была вера в непогрешимость Вед. Они верили, что “пракрити” (или фундаментальная материя) и души никогда не были созданы, а вместо этого были вечны, как и Творец.

Отвергая убеждения Даянанда , основатель Ахмадийского движения в исламе Хазрат Мирза Гулам Ахмадас писал, что такая концепция  представляет собой слабого Бога, а не всемогущим, как это представлено в Коране. Он утверждал, что если материя и ее свойства, а также души живых существ вместе с их атрибутами не являются творением Бога, то в этой вселенной едва ли найдется место для Бога. Проводя анализ верований «Арья Самадж», Хазрат Мирза Гулам Ахмадас писал::

« Братья, из «Арья-Самадж»,  утверждающие, что строго следуют Ведам, лишают Всемогущего Бога силы творения. Они считают, что души нетварны и самосущны, как Сам Бог, тогда как разум считает недостатком Бога Всемогущего то, что он должен быть Господином мира и все же не должен быть Господином и Творцом чего-то, и что жизнь мира не должна зависеть от Его поддержки, но должна быть самосущной. Из этих двух положений  проистекает, во-первых то, что Он создал всю Вселенную из Своей Собственной совершенной силы и является ее Господином и Творцом, и что вся Вселенная зависит от Его Провидения, и что атрибут творения и его сила присущи Его существу, и что Он не подвержен рождению или смерти., но во-вторых также и то, что все творение, находящееся под Его контролем, не создано Им и не зависит от Него в своем существовании, и что Он не является его Творцом и Господом, и не обладает атрибутом творения, и не свободен от недостатков рождения и смерти. Разум, несомненно, поддержал бы первое»

Научные позиции и теория «Большого взрыва»

Как уже говорилось, этот вопрос обсуждался в священных писаниях различных религий на протяжении тысячелетий. И богословы, обсуждая этот вопрос, приходили к разным выводам. Тайны, окружающие начало Вселенной, ставили в тупик как богословов, так и ученых. До принятия теории “Большого взрыва” ученые верили в стационарную Вселенную, которая существовала вечно. Когда доказательства расширяющейся вселенной привели к выводу, что эта вселенная имела начало в форме «Большого взрыва», даже Эйнштейн нашел эту идею озадачивающей. Он писал другому ученому, что “Признавать такие возможности кажется мне бессмысленным”15.

Однако подобные опасения пришлось отбросить перед лицом растущего числа научных доказательств в поддержку теории «Большого взрыва». Сегодня мы знаем, что в самом начале, то есть почти 15 миллиардов лет назад, эта Вселенная существовала в состоянии сингулярности, как пишет Билл Брайсон, автор «Краткой истории почти всего»:

“Естественно, но неправильно представлять сингулярность как некую беременную точку, висящую в темной, безграничной пустоте. Но нет ни пространства, ни тьмы. Сингулярность не имеет вокруг себя никакого окружения. Для него нет места, чтобы занять его, нет места, чтобы быть. Мы даже не можем спросить, как долго он там был – то ли он только недавно появился, как хорошая идея, то ли он был там всегда, спокойно ожидая подходящего момента. Времени не существует. У нее нет прошлого, из которого она могла бы выйти. Итак, из ничего начинается наша вселенная».

Брайсон, продолжая, предостерегает от восприятия Большого взрыва как мощного взрыва, из которого возникла Вселенная. Вместо этого он утверждает, что это было «огромное, внезапное расширение в колоссальных масштабах». В этом состоянии все было в сингулярности, и в этом состоянии законы физики ломаются. Затем пространство-время началось в сингулярности большого взрыва, и Вселенная прошла через фазу инфляционного расширения. Физики сегодня продолжают ломать голову над вопросом о том, как возникла Вселенная и достаточно ли одних законов физики, чтобы объяснить ее создание из ничего. Они были вынуждены спросить, может ли принцип «квантовой флуктуации» дать объяснение тому, как Вселенная была создана без помощи Божественной Десницы? Несмотря на то, что некоторые ведущие биологи, такие как Ричард Докинз в своей недавней публикации «Заблуждение Бога», утверждают, что наука сделала Бога “ненужным”, другие явно признали неразрывную связь между этими вопросами и Богом—как сказал доктор Андрей Линде, космолог из Стэнфорда, в 2001 году в газете “Нью-Йорк Таймс”, «Эти проблемы очень близки к религиозному пониманию» .

Выводы

Некоторые Священные Писания, такие как Библия, не дают четкого ответа на этот вопрос.

В Ведах делается вывод, что человеческий ум не может познать реальность этой темы. Ригведа утверждает, что, возможно, даже Бог не знает о реальности начала Вселенной.Согласно индуистским «законам Ману», в начале составные части Вселенной присутствовали, но находились в спящем состоянии, а по писаниям Веданты Сутры и Дао (Кван-Цзе), пространство вечно и присутствовало, когда творец инициировал создание Вселенной.

Среди философских рассуждений индуистской религии Кхандогья-Упанишада и Сатхапатха-Брахма заключают, что в начале не было ничего, кроме Творца.

Коран провозглашает, что все сущее, включая материю, пространство, души и время, было создано одним Аллахом. Ничто не вечно, кроме Бога.

Священные Писания различных религий дают различные ответы на вопрос о сотворении Вселенной с разной степенью ясности. Следовательно, их соответствующие представления о силе Бога сотворить вселенную из ничего также отличаются друг от друга. Спустя тысячи лет этот вопрос все еще волнует умы простых людей, богословов и ученых.

Автор- д-р Мирза Султан Ахмад     Review of Religions

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать