Главная Ислам и Современность Геноцид-злокачественная болезнь человечества. Первомайские, но непраздничные заметки главреда.

Геноцид-злокачественная болезнь человечества. Первомайские, но непраздничные заметки главреда.

через Времея и Мир
32

 Ушедший вчера апрель был ознаменован не только всемирным обострением международной обстановки. Как-то так получается, что в этом месяце, особенно в его конце мы отмечаем воспоминаниями о больших трагедиях. Это- чернобыльская катастрофа и геноцид армян 24 апреля  1915 года. При всей трагичности для нашей страны чернобыльской аварии, все-таки признаем то, что геноцид времен первой мировой войны – событие, размышления над которым важны, и даже очень важны сегодня.

Музей – памятник геноциду армян в Ереване.

Сначала немного истории, ведь начинать надо с фактов, из которых позднее рождаются аргументы и лишь потом возникают аргументированные и работающие теории.

В 1908 году в  Турции произошла т.н. «младотурецкая революция». Движение младотурок еще с  конца 70-х годов боролось с неограниченной султанской властью, и вытекающими из этого обстоятельствами – экономической отсталостью и политическим застоем. « Младотурки» предлагали экономические реформы и политические изменения, превращавшие «Блистательную Порту»  в конституционную монархию с реальной властью парламента. В 1908 году «младотуркам» удалось свергнуть султана Абдул Хамида II, которого они же и возвели на трон за год до начала русско-турецкой войны и который позднее политически их «кинул». В 1909 году, подавив последнюю попытку сопротивления Абдул Хамида II  младотурки «катапультировали» в султанский дворец своего ставленника Мехмета V. Казалось бы, дух прогресса и реформ восторжествовал. Но…

Младотурки торжественно заявили: «Деспотия исчезла. Мы все братья. В Турции больше нет болгар, греков, сербов, румын, мусульман или иудеев. Мы все находим ся под одним и тем же голубым небом, гордясь, что являемся турками». Проще говоря, вот вам ребята реформы с прогрессом, но в обмен на то, что все становимся турками. Меньшинствам Порты, с достаточно развитым к тому времени национальным и религиозным самосознанием, это понравится не могло. Но на их антипатию Стамбул ответил.., как ответил полутора миллионам армян-христиан 24 апреля 1915 года, а также другим заметным национально-религиозным меньшинствам страны- христианам –ассирийцам и курдам-езидам. И это было первое, но отнюдь не последнее проявление политики геноцида в Турции. Уже во времена республики в 20-х годах имело место массовое уничтожение понтийских (причерноморских) греков на  северо-востоке страны, а в конце 3-х годов началось имеющее все черты геноцида противостояние с курдами, продолжающееся и доныне.

Все это заставило остро поразмышлять над тремя вопросами . Первый:  почему в наше время, время новейшей истории, когда человечество уже прошло и Просвещение, и научно-технический прогресс стала возможной новая волна геноцида то есть физического уничтожения , либо нанесения физического ущерба группе или сообществу людей, по религиозному, этническому или политическому признаку. ООН в своей резолюции 260 (III)  от 9 декабря 1948 года дает более объемлющее определение геноцида,  как действий, совершаемых с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую путём:

  • убийства членов этой группы;
  • причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
  • мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
  • насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
  • предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы.

В Уголовном Кодексе Российской Федерации определение геноцида в целом совпадает с определением ООН, но последний пункт формулируется иначе:

  • насильственное переселение либо иное создание жизненных условий, рассчитанных на физическое уничтожение членов этой группы.

Через четверть века после армянского геноцида, человечество столкнулось геноцидом глобального масштаба со стороны представителей народа, давшего миру выдающихся деятелей культуры, религии ученых и философов. А вот список проявлений геноцида уже рубежа второго и третьего тысячелетия – геноцид в Руанде в ходе межплеменного конфликта хуту-тутси , боснийская Сребреница, где произошло массовое убийство славян-мусульман (бошняков)  говорящими с ними на одном языке, но традиционно «православными сербами. Последний  масштабный геноцид произошел в 2014 году в иракской провинции Синджар (Шингал), населенной преимущественно курдами-езидами. Их религия представляется боевиками т.н. «исламского государства» (ДАИШ) как «сатанинская» ( под это они даже псевдофетву сочинили, поскольку серьезных алимов у даишевцев нет) и..около 6000 езидских мужчин , включая стариков и подростков, были убиты, или пропали без вести, а женщины и девушки, в том числе подросткового возраста, уведены в рабство, преимущественно, сексуальное.

Кстати, с учетом определения ООН под понятие геноцид, в значительной мере попадают действия пакистанских властей и религиозных фундаменталистов в отношении ахмади, а также действия Турции в северо-восточной Сирии сегодня.

Второй острый момент по-настоящему ,не только по разуму, но так же по душе и сердцу в том заключается, что часто геноцидные действия оправдываются а то и мотивируются… религией, точнее, извращенным ее пониманием. Все религии единобожия, идущие от пророка Ибрагима-Авраама, проповедуют единство, любовь и мир в Боге, вне зависимости от религии, национальности, культуры. «Несть не еллина, не иудея, не обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но везде и во всем Христос». Это христианство, слова апостола Павла, написанные им в послании к колоссянам (Кол.3:11). Но ислам, на наш взгляд кратко и одновременно полно с точки зрения смысла объясняет национально-культурное  разнообразие мира, его место в замысле Бога для человечества:

О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий. ( Коран 49:13)

Есть еще известный хадис, гласящий:  «Нет преимущества для араба, над не арабом. И нет преимущества для не араба над арабом. Нет преимущества для белого над черным, черного над белым, кроме как на основе богобоязненности. Все люди от Адама, а Адам из земли.» Ахмад 411/5. Другой достоверный хадис несколько «с картинкой, но мы его-таки приведем, для более красноречивой аргументации. « Передается со слов Убайн ибн Кааба, что Посланник Аллаха (мир ему и благословение) сказал: «Если вы услышите, как кто-то гордится своим происхождением, как это было в джахилии, то скажите ему, чтобы схватил за член своего отца. И не говорите это в переносном смысле».

То есть идея ислама по национальному вопросу предельна ясна для ее понимания не надо быть высоколобым алимом. Недаром говорится: «Наш Бог – не Бог философов, но Бог Ибрагима, Исхака и Йакуба». Разнообразие народов и культур – это дар Божий, средство познания других людей, а значит и самого себя. А «соревнование в благочестии» подразумевает определенные противоречия, и различия, но не острые и антагонистические, а такие, которые в конечном итоге служат духовному и интеллектуальному развитию человека и человечества, а значит, приближению его в морально-нравственном смысле к своему Создателю. А приведенные хадисы более чем ясно и однозначно говорят о том, что национализм, выпячивание своего родового и племенного происхождения – пережиток язычества-джахилийи и никак не может быть частью устройства жизни людей на принципах Единобожия.

Нельзя, конечно, вставлять дополнительные слова в Священный Коран, но автор субъективно считает, что в слова 219-го аята суры «аль-Баккара» « Они спрашивают тебя о вине и майсире (азартных играх». Скажи: в них большой грех, но есть и польза для людей, но вред больше пользы» можно добавить национализм. Для жестоко угнетаемого народа, в какой-то момент он играет положительную роль являясь стимулом на пути к национальному возрождению, однако по своей природе, националистические чувства базируются на эмоциональной, несколько «животной идее», когда я говорю человеку  из другого народа « Я лучше тебя, потому что принадлежу к Народу А., а ты к народу Б». И если снять все сдерживающие факторы с национализма, то он приобретает злокачественную форму и масштабы, и вполне естественно чреват в отношении других народов такими трагическими явлениями, как геноцид.

В этом плане мне всегда нравился подход одного из моих любимых профессоров на историческом факультете. Он четко различал патриотизм и национализм. Эти явления направлены на одну и ту же цель – развитие и возрождение той или иной страны и ее народа. Только патриотизм по природе своей-феномен духовно-нравственный и интеллектуальный, а национализм- биологический. Поэтому первый способен дать позитивные результаты, а второй-полностью наоборот.

Но возникает вопрос – как так получилось, что вирус национал-ксенофобии и неприятия другого проник в религии, прежде всего авраамические, одним из краеугольных принципов которых является универсализм и всемирность. Видимо потому, что так долгое время было устроено сознание большинства людей, которые видели в религии лишь совокупность неких внешних действий и обрядов, воспринимали религию как часть  и индикатор своего национального самосознания. Сейчас же мы живем в эпоху, которая пережила небывалый научно-технический прогресс, изменивший самую суть глобального человеческого сообщества-оно стало «высокотехнологичным» и «информационным». И в таком обществе самое время и необходимость обратиться к универсальной сути религии, отодвинув в сторону ее (но отнюдь не игнорируя) ее вторичные моменты историко-культурного характера. И центральную роль здесь может сыграть именно ислам в его обновленном понимании, как первая в истории «универсалистская» религия признавшая самоценность и духовную полноту других единобожных религий и культур и провозгласившая на уровне своего  Священного Писания вполне современный и либеральный принцип свободы вероисповедания и выбора религии.

«Нет принуждения в религии. Прямой путь уже отличился от заблуждения» (Священный Коран (2:256).

Валерий Емельянов, главред.

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать