Кто принес миру религиозную свободу: халиф Умар или византийский император Ираклий?

 

Вместо эпиграфа «В религии нет принуждения. Воистину, ясно отличилось наставление от заблуждения. Тот, кто отвергает сатану и верует в Аллаха, воистину, держится он за крепчайшую рукоять, которая не сломается И Аллах- Всеслышащий, Всезнающий. Аллах – друг тех, которые уверовали. Он выводит их из мрака ксвету. А те, которые не веруют, друз\я их- шайтаны, они выводят их из света во мраки. Это обитатели огня, они в нем долго пребывающие» . (Коран 2:256/257 (ахмадийская редакция-257-258)

Во времена появления ислама существовали две мировые империи, Римская и Персидская. Персидская империя просуществовала не очень долго.

Поэтому, возможно, разумно спросить, какая из двух сохранившихся империй, Римской империи и зарождающейся мусульманской империи, сделала больше всего для того, чтобы дать нам наше современное  видение религиозных свобод в седьмом веке.

Умар Фарук (родился 579 г. н. э. – умер 6 ноября 644 г. н. э.), близкий сподвижник Благословенного пророка Мухаммеда, , возглавлял быстро развивающуюся мусульманскую империю в 634-644 гг. н. э.

Ираклий (лат.: Флавий Ираклий Август, 575 – 11 февраля 641) – византийский (римский) император с 610 по 641 год н. э.

Ираклий и Умар Фарук были современниками, и каждый отстаивал свои культуры и империи.Изучая их историю, мы можем проследить историю религиозной свободы в организованной человеческой мысли в седьмом веке.

В этой короткой статье я хочу показать, что ислам-это религия мира и что откровение внесло большой вклад в человеческие знания и историю.

Когда Благословенный Пророк Мухаммад, да пребудет с ним мир, провозгласил единобожие в политеистическом обществе Мекки, оно отвернулись от него, и ему и его последователям пришлось сталкиваться с преследованиями в течение долгих 13 лет. Он мигрировал в Медину, но мекканцы не оставили его там в покое и напали на Медину, именно в этих обстоятельствах были ниспосланы следующие аяты :

Разрешение сражаться дается тем, против кого ведется война, потому что они были обижены — и Аллах действительно имеет власть помочь им — Тем, кто был несправедливо изгнан из своих домов только потому, что они сказали: “Наш Господь — Аллах”, – И если бы Аллах не оттолкнул одних людей с помощью других, наверняка были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети. (Аль-Коран 22:39-40/40-41)

Упоминая Церкви и синагоги перед мечетями, откровение закладывало основу подлинной религиозной свободы для всего человечества. Эти аяты  были ниспосланы около 624 года н. э., и эти учения через практику Благословенного  Пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует, в Аравии заложили основу свобод, которые были введены в действие Умаром Фаруком, да будет доволен им Аллах, в Иерусалиме в 638 году н. э., когда он взял под свой контроль Иерусалим после относительно бескровной осады мусульманской армией.

 

Я посетил Испанию со своей семьей во время весенних каникул 2011 года н. э. и посетил центральную мечеть Кордовы, которая была мечетью, по крайней мере, в течение трех столетий, но сейчас это кафедральный собор. В 1492 году, который также знаменит тем, что Колумб открыл Америку, в Испании не осталось в живых ни одного мусульманина, обращенного на острие меча, изгнанного или убитого.

 

В 2012 году мы посетили Турцию и были очень рады увидеть собор Святой Софии, который является бывшим собором, позже мечетью, а теперь музеем в Стамбуле. Со дня своего посвящения в 360 году н. э. до 1453 года н. э. он служил греческим патриаршим собором Константинополя. Здание было мечетью с 1453 по 1931 год, после того как Константинополь пал под властью Османской империи ( в настоящее время собору возвращен статус мечети-ВиМ).

!

 

Но теперь я хочу поделиться с вами кое-чем более драматичным. Я хочу, чтобы ты поехал со мной и посетил святую землю Иерусалима. Если бы вы были в Иерусалиме, вы бы посетили церковь Гроба Господня, одно из самых святых мест в христианстве. Это место почитается как место, где Иисус был распят, и, как говорят, также содержит место, где Иисус был похоронен. Его не постигла участь Кордовской мечети или собора Святой Софии, благодаря великодушию, мудрости и религиозной терпимости одного человека Умара, который был вторым халифом ислама и очень близким соратником Святого пророка Мухаммеда, да пребудет с ним мир. Иерусалим находился под мусульманским правлением с 638 года до создания Израиля в 1948 году, за исключением периода в 80 лет между Первым и Третьим крестовым походом.

После короткой и бескровной осады, начатой после наступления византийских колонн, мусульмане захватили контроль над Иерусалимом у византийцев в феврале 638 года. Халиф Умар Фарук лично принял капитуляцию города от патриарха Софрония. Умару, да будет доволен им Аллах, показали великую церковь Гроба Господня и предложили место для молитвы в ней, но он отказался. Он знал, что если он будет молиться в церкви, это создаст прецедент, который приведет к превращению здания в мечеть. Он хотел, чтобы у христиан была свобода вероисповедания и места поклонения. Поэтому вместо этого он молился на ступеньках снаружи, где спустя столетия была построена мечеть Умара, что позволило церкви остаться христианской святыней.

Европе потребовалось бы несколько столетий, чтобы догнать идеал, установленный Умаром в отношении религиозной терпимости, основанный на откровении Корана и действиях пророка Мухаммеда. В 8 веке Карл Великий, Карл Великий обращал скандинавов на острие меча в христианство, и во время Первого крестового похода, в одиннадцатом веке каждый мусульманин был убит в Иерусалиме, согласно христианским источникам, около 70 000 мусульман были убиты, в том числе 10 000 в мечети Умара.

В отличие от Умара, было очевидно то, как император Ираклий видел свою роль в христианском мире и как он силой обращал евреев в христианство. Таким образом, ясно, что, как бы ни было необходимо вернуть искупленным провинциалам давно атрофированные привычки повиноваться римскому правлению, еще более насущной была необходимость убедить их в том, что победа, одержанная Ираклием, действительно была победой, одержанной Богом. Вот почему в ходе переговоров с Шахрбаразом (персидским императором) император не выдвигал более настоятельных требований, чем возвращение из позорного плена Истинного Креста. 21 марта 630 года, лишенный всех своих императорских регалий и смиренно идущий пешком, как это сделал Сам Христос по пути на Голгофу, Ираклий вошел в Иерусалим, неся с собой драгоценную реликвию. Люди сообщили, что способ его прибытия был результатом совета, данного ему ангелом, который лично проинструктировал его снять диадему и слезть с лошади. Высшая честь для Ираклия-получить приказ прямо с небес, чтобы имитировать последнее путешествие своего Спасителя.

Восстановление Истинного Креста в Иерусалиме было самой глубокой демонстрацией, какую только можно себе представить, великой победы, одержанной в деле Христа. Это также послужило звонким заявлением о намерениях Ираклия: никогда больше он не позволит врагам христианской империи толкнуть ее на край забвения. По дороге в Иерусалим он решил остановиться в Тверии, где его принимал богатый еврей, печально известный, по персидским меркам, своими преследованиями городских церквей. На вопрос Ираклия, почему он так плохо обращался с местными христианами, еврей неискренне ответил: “Почему, потому что они враги моей веры”. Ираклий с мрачным лицом посоветовал своему хозяину принять крещение на месте, что еврей предусмотрительно и сделал. Два года спустя этот приказ был повторен в гораздо более универсальном масштабе. От Африки до далекой Галлии лидеры всего христианского мира получили известие о поразительном имперском решении: все евреи и самаряне должны были быть в обязательном порядке приведены к крещению. Ираклий, сознавая, как близок он был к поражению, и сознавая свой долг перед Христом, не был готов рисковать второй раз. Отныне Римская империя будет безоговорочно и, следовательно, неприступно христианской.

В то время как Ираклий крестил всех евреев силой в 632 году н. э., Умар Фарук в 638 году н. э. восстанавливал полную свободу вероисповедания не только для всех евреев в Иерусалиме, но и для христиан. Будет ли большой натяжкой сказать, что Умар Фарук дал современному миру наше позитивное видение религиозной свободы для каждого?

Неудивительно, что, если мы поставим Умара и Ираклия рядом и проанализируем, что они представляют, мы поймем, что своими религиозными свободами в нашей великой стране США, исторически говоря, мы обязаны откровению Корана: “И если бы Аллах не оттолкнул одних людей с помощью других, наверняка были бы разрушены монастыри, церкви, синагоги и мечети”. (Аль-Коран 22:40/41)

Этот стих из главы “Аль-Хадж” Священного Корана, возможно, является блестящей основой нашей религиозной свободы в нашей «глобальной деревне» с ее различными религиями, верованиями и идеологиями.

Автор д-р медицины  Зия Шах      The Muslim Times