Раввин: единение иудеев и мусульман – залог мира во всем мире

Поскольку есть только один Бог, Бог Израиля также является Богом всех других народов. Бог вдохновлял пророков других народов (Ноя, Мелхиседека, Валаама и т.д.) и искупил другие народы в других землях (Второзаконие 2:9-23, Амос 9:7). Бог также заключил завет – преданные священные отношения с одним маленьким народом: народом Израиля. Бог и Израиль – партнеры.

Таким образом, историческое развитие еврейского народа, его выживание, несмотря на попытки злых сил уничтожить его, и его влияние на развитие человечества являются значительным выражением великого желания Бога, чтобы все люди создали всемирное, справедливое, святое, любящее и мирное общество на земле, как конечную цель человеческой истории.

Следовательно, еврейская Библия начинается не с откровения Торы на горе Синай или с Авраама и Сарры, первых еврейских монотеистов, а с Адама и Евы, которые представляют все человечество. Иудаизм всегда осознавал, что он возник внутри и в противовес давно устоявшимся языческим цивилизациям, которые поклонялись многим Богам, которые должны быть представлены визуально в искусственном искусстве и / или расположены конкретно в природных объектах, таких как солнце, луна, гора, река, дерево, животное или человек.

Единый Бог евреев существовал прежде всего в истории человечества, как в прошлом, так и в будущем. Текущий 5782 год по еврейскому календарю (2022) – это шестое тысячелетие библейской истории. 1-й год – это не рождение Авраама или Моисея, не откровение Торы на Синае и даже не начало нового космического мирового цикла. Первый год датируется вкушением плода познания добра и зла, который вывел человечество на путь нравственного и социального развития. Это также приблизительно соответствует началу городов, государств и письменности, что является основой для большей части письменной истории.

Вот почему существует ряд еврейских праздников, посвященных событиям еврейской истории: начиная с Песаха – исхода из египетского рабства в 13 веке до н.э., Пурима – 5 века до н.э. предотвращение персидского  языческого антисемитизма и Хануки – 2 века до н.э. победа в борьбе с сирийские греки за свободу вероисповедания, Тойом Хашоа – Европейский Холокост 20-го века н.э. и День независимости Израиля (5 мая 2022 года в этом году). Но нет никаких еврейских праздников, которые отмечали бы рождение, смерть или просветление какого-либо индивидуума, человеческого или божественного.

Это также объясняет, почему еврейские священные писания включают в себя много истории. Из 39 книг в том, что христиане называют Ветхим Заветом: 10 – это книги по истории (36% еврейской Библии по количеству страниц). Из 27 книг Нового Завета только 1 является учебником истории (13% по количеству страниц). Коран, Веды и Сутры содержат еще меньше исторического материала.

Хотя 10 книг по истории длиннее, духовные, этические и моральные концепции 15 –ти коротких книг еврейских пророков оказали гораздо большее влияние на западный мир.

Одна из самых влиятельных концепций – это концепция Мессианской эпохи. В большинстве религиозных традиций искупление определяется в терминах индивидуального просветления или личного спасения. Однако Пророки Израиля представляли искупление как трансформацию человеческого общества, которая произойдет через катализатор трансформации еврейской общины. Эта трансформация, которая произойдет в этом мире в какое-то будущее время, называется Мессианской эпохой.

Переход к Мессианской эпохе называется родовыми муками Мессии. Рождение искупленного мессианского мира может быть результатом легкого или трудного труда. Если бы каждый просто жил в соответствии с нравственными учениями своей религиозной традиции, мы бы сами привели к Мессианской Эпохе. Но, если мы не сделаем этого добровольно, это произойдет через социальные и политические потрясения, мировые конфликты и разрыв между поколениями. Мессия это посланник у Бога,  помогающий добиться положительного завершения этой трансформации.

Еврейская традиция учит, что этот посланник Бога (вместе с несколькими предшественниками и многими учениками) будет человеком, потомком царя Давида, обладающим великими качествами национального лидера, подобными Моисею или Мухаммеду. Приход Мессианской эпохи – это то, что действительно важно, а не личность агентов, которые его вызывают, поскольку они просто человеческие инструменты Бога, который в конечном счете является настоящим Искупителем.

Мессианский век обычно рассматривается как решение всех основных проблем человечества. Это может быть правдой в долгосрочной перспективе, но огромные изменения, которые влечет за собой переход к Мессианской эпохе, поставят перед обществом проблемы на многие поколения вперед. Например, пророк Исайя 2500 лет назад предсказал, что однажды наступит радикально новый мир, в котором Иерусалим будет наполнен радостью, потому что “в нем больше не будет младенца, который живет всего несколько дней” ( Ис 65:20).

До середины 19-го века ежегодный уровень смертности среди людей колебался из года в год, но всегда оставался высоким – от 30 до более чем 50 смертей на 1000 особей. Эти повышенные, нестабильные показатели были вызваны в первую очередь инфекционными и паразитарными заболеваниями. Особенно высокими были потери от болезней среди молодежи. Почти 1/3 детей, родившихся в любой год, умерли до своего первого дня рождения; в некоторых подгруппах умерла половина. Поскольку роды были опасными, смертность среди беременных женщин также была высокой.

Столетие назад уровень младенческой смертности в Иерусалиме (как и в большинстве стран мира) составлял 25-30%. Сейчас он составляет менее 1%. На протяжении тысячелетий почти каждая семья в мире страдала от потери по крайней мере одного или двух младенцев; сейчас это случается менее чем с одним из ста.

Если бы это радикальное улучшение произошло за несколько лет, оно произвело бы на людей большое впечатление. Но поскольку это происходило постепенно, в течение нескольких поколений, люди принимают это как должное. Кроме того, по-видимому, это часть человеческой природы, что большинство людей сосредотачиваются на жалобах на то, что менее 1% все еще умирают (индивидуальная семейная трагедия, усугубляемая тем фактом, что это неожиданно, потому что это так редко), вместо того, чтобы быть благодарными за то, что уровень детской смертности снизился более чем на 95%.

Кроме того, люди быстро отмечают, что современная медицина привела к значительному увеличению числа людей, которые живут достаточно долго, чтобы стать “стариками”, что ставит перед нами новый набор проблем (увеличение ожидаемой продолжительности жизни на 5-10 лет – плохая новость для пенсионных планов и хорошая новость для медицинских работников). В 1900 году насчитывалось 10-17 миллионов человек в возрасте 65 лет и старше, что составляло 6,2% населения. К 2050 году численность людей старше 65 лет составит не менее 2,5 миллиардов человек – примерно 1/5 прогнозируемого населения мира. Если не произойдет катастроф, которые существенно повысят уровень смертности, человеческая популяция достигнет такого возрастного состава в течение жизни наших детей, который будет абсолютно уникальным в истории человечества.

Эти улучшения в области здоровья людей являются беспрецедентными в истории человечества. Воистину, мы приблизимся к пророчеству Исайи: “Тот, кто умрет в 100 лет, будет считаться юношей, а тот, кто не доживет до 100 лет, будет считаться проклятым” ( Ис 65:20). Такие радикальные перемены потребуют серьезных изменений в том, как мы думаем и действуем, когда сталкиваемся с решениями о жизни и смерти. И все же, кто из нас хотел бы вернуться к высоким показателям смертности и ранней смерти предыдущих столетий? Проблемы, с которыми мы сейчас сталкиваемся, связаны не с выживанием, а с возможностями.

Таким образом, исполнение пророчества Исайи осталось незамеченным и незамеченным. Но даже когда события происходят быстро и драматично, люди редко надолго связывают их с их мессианским значением. Удивительное тайное спасение 14 325 эфиопских евреев в 1991 году во время воздушной переброски, длившейся менее 48 часов, взволновало и вдохновило людей на несколько недель. Впоследствии трудные проблемы, с которыми столкнулись новоприбывшие (аналогичные проблемам 900 000 недавних советских иммигрантов), заняли еврейские СМИ. Теперь и то, и другое уже давно считается само собой разумеющимся. Чудо превратилось в рутину.

Но если бы вы сказали евреям Эфиопии несколько поколений назад, что когда-нибудь все они полетят в Израиль на гигантской серебряной птице, они могли бы воспринять это только как мессианское чудо. Если бы вы сказали советским евреям поколение назад, что коммунистический режим рухнет, Советская империя распадется и сотни тысяч советских евреев эмигрируют в Израиль, они восприняли бы это только как мессианскую мечту.

Поэтому в нашем собственном поколении мы стали свидетелями драматического исполнения пророчества Исайи: «Я приведу твое потомство с (Ближнего) Востока и соберу тебя с (Европейского) Запад. На Север (Россия) Я скажу: “Откажитесь от них”, а на Юге (Эфиопия): “не задерживайте их’. Приведи моих сыновей издалека, моих дочерей с края земли». ( Ис43:5-6)

Разве не удивительно, как люди приспосабливаются к жизни в радикально новом мире и забывают прошлое. Действительно, сам Пророк Исайя сказал: “Вот, Я создаю новое Небо и новую Землю, и прежнее не будет вспоминаться” ( Ис 65:17).

Как Мессия вписывается во все это? У него (или у нее) все еще будет много дел, когда он (или она) приедет. Большинство ортодоксальных евреев не посвятили бы себя какому-либо человеку в качестве Мессии, если бы он успешно не восстановил древний Храм в Иерусалиме, исполнив пророчество Захарии: «Он построит Храм Господень, и он понесет славу, он сядет на престол и будет править, там будет священник пред престолом, и между ними обоими будет мирный совет” (6:13)».

 

Теперь, когда большая часть (45%) еврейского народа вернулась на Землю Израиля и возродила Еврейское государство, можно подумать, что восстановить храм на том месте, где Соломон первоначально построил его почти 3000 лет назад, было бы относительно просто. И так бы и было, если бы не тот факт, что в настоящее время на этом месте находится мусульманская святыня – Купол Скалы.

Часто ошибочно называемую Мечетью Омара, это не мечеть, и она не была построена Омаром. Он был построен в 691 году н.э. Абд-аль-Маликом и считается мусульманами третьим по святости местом в мире. Любая попытка заменить Купол Скалы спровоцировала бы мусульманскую Священную войну катастрофических масштабов.

Однако на Храмовой горе есть много свободной земли, и рядом с Куполом Скалы можно было бы построить небольшой материальный еврейский молитвенный дом; или там можно было бы построить небольшой еврейский центр широкого распространения виртуальной реальности; при условии, что мусульмане будут сотрудничать. Большинство наблюдателей сходятся во мнении, что любой, кто мог бы организовать такое еврейско-мусульманское сотрудничество, действительно был бы мессианским Махди, Правителем Мира (Исаия 9:5).

Христианское лидерство и поддержка такого совместного предприятия также были бы важны, и любой, кто сможет объединить евреев, христиан и мусульман во взаимном уважении и сотрудничестве, несомненно, осуществит величайшее из всех мессианских видений: “Они перекуют свои мечи на орала и свои копья на секаторы; нация не должна брать в руки меч против народа, они никогда больше не будут учить войне” (Исаия 2:4).

Действительно, такое еврейско-христианское/мусульманское сотрудничество было бы невозможно без великого духовного руководства во всех трех общинах. Таким образом, каждая община могла бы считать своего лидера Мессией, и это исполнило бы кульминационные стихи мессианского пророчества Исайи, расширенные Михеем (4:3-5): «Они перекуют мечи свои на орала, а копья свои – на секаторы. Народ не восстанет против народа, они никогда больше не будут учить войне, но каждый человек будет сидеть под своей виноградной лозой или смоковницей, и никто не будет мешать ему, ибо это сказал Господь Саваоф. Хотя все народы ходят каждый во имя своего Бога, мы будем ходить во имя Господа, Бога нашего, во веки веков».

Если каждая из трех аврамических религий действительно следует лучшим из своих собственных религиозных учений, Мирное Царство Бога будет установлено на Земле, как предсказал Пророк Исайя: “В тот день будет дорога из Египта в Ассирию. Ассирийцы пойдут в Египет, а египтяне – в Ассирию. Египтяне и ассирийцы будут поклоняться вместе. В тот день Израиль вступит в трехсторонний союз с Египтом и Ассирией, благословение на сердце. Господь Саваоф благословит их, говоря: “Благословен Египет, народ Мой, Ассирия, дело рук Моих, и Израиль, наследие Мое”.…(Исаия 19:23-5).

Автор –раввин Алан Маллер (США)

Eurasia Review   ( статья отражает позицию редакции).