Главная История и География Моджадиды: Ибн Хазм

Моджадиды: Ибн Хазм

через Исмаил
0 комментарий 146

Жизнь

 Cписок моджадидов пятого века после хиджры открывает Абу Мухаммад Али ибн Ахмад ибн Саид,  ибн  Хазм  (994 –  1064) Он родился и жил в Андалусии в западной части тогдашнего мусульманского халифата. Именно Андалусия, как  гармоничный сплав различных народов, языков и культур стала средоточием «мусульманского ренессанса» IX-XI вв, многие достижения которого имеют значимость для мусульманского мира вплоть до сегодняшнего дня. И личность Ибн Хазма во многом отражает этот мусульманский ренессанс. В ряды моджадидов Ибн Хазма ставит то обстоятельство, что он был первым исламским ученым –энциклопедистом, обладавшим обширными познаниями в богословии, философии, истории, юриспруденции и естественных науках. Еще важно отметить, что Ибн Хазма отличал системный подход ко всем этим разнообразным знаниям, а это тоже по тогдашним временам означало прорыв в исламской мысли на уровне моджадида.

Али ибн Хазм родился в 994 году в аристократической семье. Его дед, Саид и отец, Ахмад были советниками, приближенными к омейядскому халифу Хишаму II. Кстати, многие исследователи предполагают, что по происхождению они были испанскими христианами, принявшими

Выросший в элитной  семье, Ибн Хазм всю свою жизнь общался с влиятельными и влиятельными людьми. К подростковому возрасту у него был доступ к таким уровням управления, о которых большинство людей тогда никогда не узнают за всю свою жизнь. Этот опыт общения с  власть предержащими  развил у  Ибн Хазма  скептицизм в отношении человеческой природы, которая дала людям лишь одну способности людей – обманывать и угнетать. Ученый глубоко верил в то, что нет прибежища или истины, кроме как у непогрешимого и совершенного Бога, а среди людей царит лишь  разврат.

Получив в Кордове прекрасное, Ибн Хазм вошел в круги правящей иерархии Кордовского халифата. Но вскоре наступили тяжелые времена. После смерти великого визиря Музаффара в 1008 году, Кордовский халифат оказался втянутым в гражданскую войну с многочисленными берберскими племенами, жившими преимущественно в Северной Африке. Эта междоусобица затянулась до 1031 года, и закончилась распадом халифата на мелкие эмираты – тайфы.

В 1012 году умер отец Ибн Хазма, и его сын, таким образом, лишился столь важного для того, чтобы удержаться на плаву в любой элите. Ибн  Хазма после этого часто сажали в тюрьму, обвиняя в поддержке Омейядов, а так же за радикальные взгляды по многим богословским и правовым вопросам. В 1029 году он был изгнан с должности имам-хатыба Кордовской джума мечети. В 1031 Ибн Хазм  отошел от активной деятельности и уехал в свой родовой дом в Манта-Лишаме и там занялся написанием различных трудов, выражая свои знания и мысли в литературной форме. Нужно сказать, что язык Ибн Хазма считался совершенным с точки зрения стилей и передачи мысли. Недаром в арабской среде 9преимущественно (интеллектуальной) появились выражения типа поговорок, начинающихся с фразы: «Ибн Хазм сказал…». Позднее ученый принял предложения эмира острова Майорка и переехал туда жить. Здесь Ибн Хазм и скончался в 1064 г.

Всего Ибн Хазм написал около 400 трудов, из которых да наших дней дошла лишь десятая их часть.

Взгляды

 Разговор о взглядах этого первого исламского энциклопедиста следует начать с его подхода, метода  овладения этими самыми знаниями. Его можно определить как логико-фактологический. То есть он, прежде всего опирался на факты и явления, структурировал их и анализировал до мелочей и лишь потом делал выводы без каких-либо априори разработанных умозрительных теорий

В сфере религиозного знания, он выступал против аллегорического толкования коранических текстов и предпочитал грамматическое и синтаксическое толкование Корана. Он  считал в познании главными только откровению и ощущению, а  дедуктивные рассуждения  (от общего к частному) были для него недостаточными в юридических и религиозных вопросах.   В сфере права ибн Хазм сначала  был последователем суннитского маликитского мазхаба, затем перешел к шафиитам. Примерно в возрасте тридцати лет он, перешел в мазхаб захири и вскоре стал одним из его ведущих алимов.

Мазхаб Захири – это один из семи мазхабов, не «доживших» до наших дней. Его основателем считается имам Дауд  ибн Али из Куфы (815-883гг). Сначала он изучал исламское право у имама аш-Шафии, а затем перешел в «школу хадиса» имама Ахмада ибн Ханбала, откуда был изгнан за суждения о том, что Коран является «мухдат» (вновь существующим), а, значит, созданным. После этого он вступил на стезю формирования собственной правовой школы, основывающейся на буквальном толковании, внешних(ар. аз-захир) и очевидных смыслов текстов Корана и хадисов. Ибн Хазм, по сути, вернул к жизни этот мазхаб, который был главенствующим в мусульманской  Испании вплоть до ее завоевания «католическими королями» в  XV cтолетии.

Одним из главных трудов Ибн Хазма сталп дошедшая до наших дней книга «Сфера логики» “, в которой подчеркивалась важность чувственного восприятия как источника знаний. Ученый писал, что «первыми источниками всех человеческих знаний являются разумно используемые чувства и интуиция разума в сочетании с правильным пониманием структуры  языка». Ибн Хазм также критиковал некоторых более традиционалистских богословов,  выступавших против использования логики и утверждавших, что первые поколения мусульман на нее не полагались. Позиция Ибн Хазма заключалась в том, что первые мусульмане были непосредственными свидетелями откровения, но более поздние их поколения подверглись воздействию противоположных верований, и поэтому использование логики необходимо для сохранения истинного учения ислама. В посвященном вопросам этики труде «В поисках добродетели» Ибн Хазм призывал своих читателей: «Не используйте свою энергию иначе, как для дела более благородного, чем вы сами. Такую причину нельзя найти, кроме как в Самом Всемогущем Боге: проповедовать истину, защищать женственность, отражать унижения, которые ваш создатель не навязывал вам, помогать угнетенным. Любой, кто использует свою энергию ради мирской суеты, подобен тому, кто обменивает самоцветы на  щебенку».

Известно так же, что Ибн Хазм написал десять(!) трудов по медицине.

Как языковед и лингвист Ибн Хазм рассматривал арабский язык, иврит и сирийский язык как, по сути, единый язык, который разветвлялся по мере того, как его носители селились в разных географических регионах и развивали разные словари и грамматики из общего корня.  На основании своих убеждений о необходимости честности и равноправия в человеческом и межличностном общении  ученый  расходился со многими мусульманскими богословами в том, что не считал арабский язык превосходящим другие языки, поскольку Коран не описывает арабский как таковой. Ибн Хазм считал, что нет никаких доказательств того, что какой-либо язык превосходит другой.

Ибн Хазма считают основателем мусульманского сравнительного религиеведения. Он посвятил несколько трудов различным направлениям в исламе, а также верованиям соседних народов. Известно его критическое отношение к шиизму. Вот что Ибн Хазм писал об этом: «У персов была великая империя, они  и превосходили все другие народы. Опасность, исходящая от них [другим народам] увеличилась,  когда они называли себя аль-Ахрар (свободные) и аль-Асад (благородные). В результате они считали всех остальных людей своими рабами. Однако  их империя пала  от рук арабов, которых они считали меньшей опасностью среди других народов [для своей империи]. Их  проблемы обострились, и их страдания удвоились, поскольку они неоднократно замышляли войны против ислама. Однако во всех их планах Алла проявил Истину, но  они продолжали придумывать более полезные трюки. Итак, некоторые из их народа приняли ислам только для того, чтобы обратиться к шиизму, заявляя о любви к Ахль аль-Байт (семье Пророка) и отвращении к притеснениям в отношении Али. Затем они шли по этому пути до тех пор, пока он не увел их с прямого пути [ислама)». Это говорит о том, что Ибн-Хазм считал шиизм исключительно политическим течением сторонников халифа Али, а когда оно облеклось на более позднем этапе в религиозную облочку, то стало ересью внутри ислама.

Наконец, ибн Хазм, как и все мусульманские интеллектуалы тех времен был поэтом. В заключение приводим одно из его стихотворений.

«Ты пришел ко мне  пред тем, когда ударили колокола колокола церквей

Когда поднялся в небо полумесяц, на старца бровь похожий.

И пусть когда пришел Ты, ночь еще была

На горизонте чудом радуга взошла.

Семью цветами разливаясь,

Похожа на павлиний хвост».

Отрывок из поэмы, сохраненный в сборнике поэта  XIII в. Саида аль- Магриби «Стяги победителей».

Подготовлено ИАЦ «Время и мир»

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать