Главная История и География Моджадиды: Ибн –Теймия – взгляды и учение

Моджадиды: Ибн –Теймия – взгляды и учение

через Исмаил
0 комментарий 75

Ибн Теймия написал за свою жизнь около 300 сочинений. Почти все они посвящены. Условно говоря, защите Корана, Сунны и вытекающих из них норм религиозного и общественного поведения мусульман, от нежелательных нововведений. В преданиях говорится, что свои книги он писал без черновиков и часто также – без особой подготовки. Поэтому, если на то была необходимость, один и тот же вопрос рассматривался им в сочинениях несколько раз. Ниже приводится несколько ключевых моментов религии ислама, в интерпретации Ибн Теймии.
1. О таухиде (строгое Единобожие, монотеизм). Ибн Теймийя писал: « Суть исламской религии – в Единобожии: Аллах Всевышний избрал Своих посланников для призыва к поклонению Ему и объяснил, что не примет ничего, кроме этого. Причем, Единобожие не сводится лишь к вере в то, что Аллах Всевышний существует и является создателем всей Вселенной. Мекканские многобожники тоже верили, как в существование Аллаха Всевышнего, так и в то, что Он – создатель неба и земли, даже своих идолово считали сотворенными. Помимо всего, признание Единства Божества выражается в совершении поклонения (ибадат), исключительно Ему, без придания Ему сотоварищей, в чем-либо, что касается Божественности (курсив наш- В-И.Е)» ( Цит. По Ризаэтдин Фахретдин. Ибн Теймия. М. Форум. 2018 г, с.60). Пророков, в т.ч. благословенного Мухаммада следует почитать, однако им нельзя воздавать молитвенное поклонения (дуа) и просить то, что верующий молитвенно просит Только у Аллаха Всевышнего.

2. Касательно возведения на могилах мечетей, Ибн Теймия указывает: «Благороднейший Посланник проклял людей, строящих на могилах мечети, а также молил: « О, Аллах, не делай мою могилу идолом, которому поклоняются» (Указ.соч, с.62). В те годы действительно распространилась практика строительства мечетей на могилах, как почитаемых исламских подвижников (валиулла, «ближних ко Богу), так и ветхозаветных патриархов, например Авраама-Ибрагима в Эль-Халиле, ныне Хеврон, Палестина). Так, например, один из арабских шейхов рассказывал о склепе-мечети над могилой Абдул-Кадира Джилани (1077-1166). Он был факихом, как и сам Ибн Теймия, наиболее ортодоксального ханбалитского мазхаба и одновременно шейхом второго из значимых до наших дней суфийского тариката кадирийя. Путешественник писал: «…его мечеть переполнена учащимися: и люди настолько почитают его, что при этом забывается величие Аллаха Всевышнего» (Указ. соч.с.65). Для того, чтобы этого избежать традиция «саляфи» у истоков которой и стоял ИбнТеймия допускает посещение таких захоронений как «благочестивый обычай», а также чтение дуа возле них, при том, что оно основано на нияте-намерении  направления его Аллаху, а вовсе не покоящемуся в могиле «вали». Намаз на могилах, равно как в банях и туалетах, категорически запрещен.

3. Также особое внимание ибн Теймия уделял проблеме «василя». Изначально это слово означало «приближение ко Всевышнему», определенный уровень близости во время пребывания в раю. Позднее оно приобрело значение испрашивание благодати и заступничества у Благословенного Пророка. Ибн Теймийя в своих трудах разделил «тавассуль» ( практику «васили») на три значения:

А) «Василя» как следование Благословенному Пророку и подчинение его указаниям. В этом значении «тавассуль» является обязательным для всех верующих, служа укреплению и углублению их веры.

Б) «Василя» как мольба и заступничество, исходящие от самого Благословенного Пророка.В таком виде она существовала только при жизни Мухаммада. Не является позволительным обращение к заступничеству Пророка и мольбы в его адрес, после его ухода. И, тем более, близ могилы Благословенного Пророка.

В) «Василя» посредством обращения к личности Пророка. Запрет этого вытекает логически из предыдущего положения. Кроме того, Ибн Теймийя в своих трудах отмечает, что «тавассуль» в таком смысле не был известен среди сподвижников Благословенного Пророка и «праведных предков» (ас-саляфийун). Так же при этом он упоминает слова известного богослова ханафитского мазхаба рубежа Х- ХI вв. аль-Кудури : «Испрашивать нужд посредством творений не разрешено, потому что у творений нет прав над Творцом».

Ибн Теймия, был, прежде всего факихом-правоведом ханбалитского мазхаба. И он также внес свой вклад в мусульманскую юридическую науку и практику (фикх).

Как известно нормы мусульманского права и вердикты на его основе, выносятся на основании иерархии источников этого права. К ним относятся – Священный Коран, Сунна Благословенного Пророка, иджма (согласованное мнение богословов) и кияс (суждение по аналогии). То есть. Если правовой вердикт не мог быть выведен только на основании коранического аята, тогда обращались к Сунне. Если и из нее не следовало окончательного суждения, задействовали «иджму» и «кияс» при наличии таковых.

Самым важным был источником был Коран,и Сунна или любой другой источник не могли отменить аят Корана.Для Ибн Теймии отмена аята, по-арабски «насх», была возможна только через другой аят Коран. Следующей по значению была сунна, которой не должны противоречить другие источники, помимо Корана..

Что касается консенсуса (иджма), Ибн Теймия считал, что консенсус любых мусульман, кроме к сподвижников Благословенного Пророка, не может быть «реально проверяемым» и поэтому представляет собой «спекулятивный» и, следовательно, незаконный источник исламского права (за исключением определенных обстоятельств).] Используемая иджма должна быть согласием сподвижников, обнаруженным в их сообщаемых высказываниях или действиях. По словам одного из учеников Ибн Теймии, его неприятие консенсуса других ученых было обосновано указаниями, данными факиху Шураиху ибн аль-Хариту от халифа Умара, одного из сподвижников Благословенного Пророка; принимать решения, сначала ссылаясь на Коран, а если это невозможно, то на высказывания Мухаммеда и, наконец, ссылаться на согласие таких же сподвижников, как он сам.

Примером использования Ибн Теймии своей интерпретации было оправдание (временного) закрытия всех христианских церквей в 1299 году в Мамлюкском султанате во время враждебности против государств крестоносцев. Закрытие было нарушением 600-летнего соглашения с христианским зимми, известного как Пакт Умара. Но, как отметил Ибн Теймия, несмотря на почтение, договор был написан примерно через 60 лет после времен сподвижников и поэтому не имел юридической силы.

Ибн Теймия также рассматривал использование аналогии (кияс), основанной на буквальном значении Священного Писания, как действительный источник для получения юридических решений. Аналогия является основным инструментом правового рационализма в исламе. Он признал его использование в качестве одного из четырех основополагающих принципов исламской юриспруденции. Ибн Теймия выступал против достоверности силлогистических аргументов и в пользу аналогии. Он утверждает, что концепции, основанные на индукции, сами по себе не являются определенными, а лишь вероятными, и, таким образом, силлогизм, основанный на таких концепциях, не более достоверен, чем аргумент, основанный на аналогии. Далее он утверждал, что сама индукция зависит от процесса аналогии. Его модель аналитического рассуждения по аналогии была основана на модели юридических аргументов.

Однако он приложил предостережения к использованию аналогии, поскольку считал использование причина быть вторичной по отношению к использованию откровения.[Мнение Ибн Теймии состояло в том, что аналогию следует использовать в рамках откровения в качестве вспомогательного источника.
Были некоторые юристы, которые считали, что постановления, полученные по аналогии, могут противоречить постановлениям, полученным из Корана и достоверных хадисов. Однако Ибн Теймия не согласился, потому что он считал противоречие между окончательными каноническими текстами ислама и окончательной причиной невозможным по определению. Это также было пониманием салафитов. Ибн Теймия  считал, что саляф лучше, чем кто-либо другой из более поздних ученых, понимает соответствие между откровением и разумом. Одним из примеров этого является использование аналогии в исламском правовом принципе маслаха (общественное благо), о котором Ибн Теймия полагал, что если и должно быть какое-либо противоречие откровению, то это связано с непониманием или неправильным применением концепции полезности. Он говорил, что для оценки полезности чего-либо критерии пользы и вреда должны исходить из Корана и сунны, критерий, который он также применил для установления правильной аналогии.

Примером использования аналогии Ибн Теймия была фетва, запрещающая употребление гашиша на том основании, что он аналогичен по опьяняющему эффекту вину, и в качестве наказания потребители должны быть наказаны 80 ударами плетью. «Любой, кто не соглашался, считался вероотступником, чей труп не следовало омывать или достойно хоронить», – добавлял алим .

Важным представляется отношение Ибн Теймии к каламу (рациональной богословии в исламе) и мистическому суфийскому пути («тасавуфф»).

С одной стороны, сформированный Ибн Теймией в первую очередь, в концепцию «саляфизм» является полной альтернативой мистике суфизма вплоть до наших дней. С другой стороны, многие страницы его биографии ( в частности обвинения в исповедании принципа антропоморфности Божества) дало основание считать, что этот богослов был, возможно, не чужд мистике и суфийским практикам, и даже возможно членом какого-либо из тогдашних тарикатов. Сам Ибн Теймия пишет следующее: « В постижении религии и ее научного знания у людей имеется один законный и два еретических пути. Первым из еретических путей нововведений является метод калама, а вторым – линия аскетов и суфиев. Законный же путь сводится к следованию Сунне, переданной благороднейшим Посланником, а также в аргументации и действиях в соответствии с ней» (Указ.соч с.77).

То есть путем подлинного роста и совершенствования в вере е религии Ибн Теймия видится строгое следование букве Корана и Сунны и следование им в повседневной жизни, а не какие-то особые тайные практики, часто исповедуемые суфиями или же собственные, часто спекулятивные дела. То есть видение Ибн Теймия возвращает понимание Ислама к его( а также и других религий, идущих от пророка Авраама-Ибрагима) изначальному принципу –вера, как поклонение Богу, и творение дел по жизни, в соответствии Его Слову. Это понимание Сунны, кстати, очень близко к современной точке зрения мусульман-ахмади.

Так что же ставит Ибн Теймию в ряды обновителей религии, даже несмотря на неоднозначные его взгляды по мнению очень многих мусульман, и главное – ставка на насильственную реализацию своих взглядов на практике? Это позднее можно встретить и в XVIII у Мухаммада ибн Абд аль-Ваххаба, пожалуй наиболее известного последователя Ибн Теймия и его мировоззрения, и других, так или иначе, известных в истории «саляфитов».

Взгляд современного человека, особенно, если это взгляд профессионального историка, может заметить одну закономерность в истории всех монотеистических и авраамистических религий. Со временем их учение и практика Богопоклонения все более и более «обрастает» элементами имеющими отношение к исторической традиции, укладу жизни народа, влиянию других культур и религий, часто противоречащих самой сути Единобожие.

Так произошло с «историческим христианством». Распространение культа икон и реликвий, молитвенная практика больше схожая с языческой религией , чем с монотеизмом древних семитов, привела в конечном итоге в XVI- XVII веках к общецерковной революции, названной в истории «Реформацией». Реформация отрицала пышное и усложненное богослужение, догматику основанную не на изначальном Откровении, на на размышлениях богословов и философов, а также иерархов церкви более поздних времен. Основной лозунг христианской реформации был Solo Scriptura «Только Писание!», а церковь стала пониматься также, как в эпоху Исы-Иисуса – не как некое мистическое сообщество, «институт», если хотите, но как братская и сестринская община исповедующих веру во Христа. А первое аналогичное явление в рамках Ислама и связано с именно с Ибн Теймия, его жизнью и деятельностью. Это тоже был своего рода призыв Solo Scriptura, только в реалиях исламского общества и, может быть, куда менее широкого, чем у христианской Реформации ареала географического распространения. Однако Ибн Теймия сформулировал свои идеи и принципы на три с лишним столетия раньше , чем европейские реформаторы церкви. Более того, реформация при всем ее радикализме не коснулась основополагающих догм, привнесенных в изначально строго единобожное учение из язычества, а именно- учение о «Троицы» и провозглашение Христа самим Богом и человеком одновременно. Ибн Теймия провозгласив первоосновой исламского мировоззрения строгое Единобожие и запрет (по причине изначальной ложности этого учения) «придания Аллаху сотоварищей», равных Ему, и единых с Ним по своей природе. Это способствовало тому, что Ислам как религия, избежал исторических ошибок христианство, и остался, несмотря на все исторические перипетии Исламом – религии следования исключительно за Единым и ниспосланным Им заповедям.

Валерий- Исмаил Емельянов ИАЦ «Время и мир».

Фото: фрагмент трактата Ибн Теймия “Рисаль ат-Тадмурия”

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать