Израиль и Иран: Вернуть дух эпохи царя Кира Великого ( Статья-обращение иудейских раввинов реформистов)

\Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций 20 октября 2010 года провозгласила первую неделю февраля каждого года Неделей межконфессионального согласия для всех религий, вероисповеданий и верований; признавая «настоятельную необходимость диалога между конфессиями и вероисповеданиями в укреплении взаимопонимания, гармонии и сотрудничества между людьми».

В этом контексте, в свете Недели межконфессиональной гармонии, мы предлагаем наше довольно радикальное предложение о диалоге между Израилем и Ираном, которое, как мы признаем, основано на воображении, даже наивности. Но можем ли мы, выступающие за мир и справедливость, когда-нибудь отказаться от своих мечтаний?
Итак, вместо очередного примера трагического насилия между Израилем и Ираном, может ли кто-нибудь представить себе прямо противоположное: не ракеты или бомбы, убивающие израильтян или иранцев, а диалог об их взаимном выживании? Не обязательно примирение – но, по крайней мере, что-то другое, кроме продолжения кровопролития или, что еще хуже, возможности тотальной войны?

Наше предложение было бы инициировано Израилем с крупным заявлением в средствах массовой информации примерно так:

Народу Исламской Республики Иран, ее правительству и достопочтенному Эбрахиму Раиси, президенту.
Как долго будут продолжаться наши взаимные террористические акты и насильственные действия друг против друга – пролитие крови, убийство ваших граждан и наших – включая возможность тотальной войны – гибель еще тысяч – мужчин, женщин и детей?

Неужели мы действительно ненавидим друг друга? Если да, то является ли наша ненависть непримиримой? Знаем ли мы вообще друг друга – потомки двух великих народов – древней Персии и древнего Израиля – Иудеи?
На самом деле, знаете ли вы, что если бы не основатель Персидской империи, предшественник вашего нынешнего Ирана, нас, евреев, не было бы здесь сегодня?

Известный как Кир Великий, основатель империи Ахеменидов, чья обширная империя охватывала все государства древнего Ближнего Востока, 2 октября 539 года до н.э. с блестящей военной доблестью он завоевал предположительно непобедимый Вавилон, чей царь Навуходоносор завоевал Иудею в 597 году. Затем он совершил неслыханный в истории акт сострадания.

«В самом широко известном примере благожелательности, когда-либо зафиксированном … после завоевания Вавилона Кир позволил иудеям вернуться в Иерусалим – вместе со священными реликвиями, украденными вавилонянами, – и (даже) призвал их восстановить храм, разрушенный царем Навуходоносором».
Если бы он не действовал так великодушно, какая историческая ирония, мы, евреи, вероятно, были бы поглощены великой Персией. Вот почему наш современный Израиль обязан Ирану, государству-преемнику великого персидского правителя, долгом благодарности, возможно, даже чеканкой монеты с его изображением в его честь.
Как хорошо известно, после падения шаха 11.12.1978 года мы, граждане Ирана и Израиля, пережили историю гнева, страха и взаимного недоверия. То же самое было в случае с Израилем и Египтом. Затем, в ноябре 1977 года, президент Египта Анвар Садат, (Алих ас-Салам), вопреки советам своих советников, удивил нас, израильтян, и евреев повсюду, отправившись в Иерусалим, чтобы протянуть руку мира, в результате чего египтяне и израильтяне теперь живут вместе в относительном мире.

Обращаясь к вам, граждане Ирана и президент Раиси, мы, евреи, хотим, чтобы вы знали, что мы не ненавидим вас. Да, мы не доверяем вам, но мы спрашиваем вас и самих себя: способны ли мы начать, как минимум, диалог о наших страхах и надеждах для наших народов?

Наш великий пророк Исайя учил: «Народ не поднимет меча на народ, и мы больше не будем учиться воевать». И ваш великий пророк Мухаммед, алих ас-Салам, учил: «Лучший среди вас – тот, кто не причиняет вреда другим своим языком или руками».
Пусть мы, Израиль, и вы, Иран, удивим друг друга. Вместо того, чтобы использовать больше оружия войны, давайте начнем с мужества надеяться и действовать ради чего-то другого, а не догматического, постоянного подчинения желанию убивать. Давайте остановим кровопролитие – дадим шалому/саламу шанс, и пусть радость сострадания царя Кира озарит народы Ирана, Израиля, Палестины и все человечество.

Eurasia Review