Главная История и География Германский религиевед: Европейское “иудео-христианское наследие”: выдумка, которой это  всегда было

Германский религиевед: Европейское “иудео-христианское наследие”: выдумка, которой это  всегда было

через Исмаил
0 комментарий 46

Современные дебаты о европейской идентичности все чаще касаются христианского или иудео-христианского наследия континента. Но более пристальный взгляд на учебники истории опровергает эту теорию и учит нас, что на протяжении веков ислам и иудаизм играли неотъемлемую роль в формировании европейской истории и что на протяжении веков к обеим религиям относились с глубокой враждебностью.

Всякий раз, когда дискуссии сосредотачиваются на том, как Европа воспринимает себя и, в частности, на ценностях континента, по–прежнему принято – сегодня, по-видимому, даже больше, чем в прошлом, – говорить о “христианской” Европе или, по крайней мере, ссылаться на ее христианские корни и подчеркивать христианский характер этих корней. произвели. Но политкорректность запрещает исключительное толкование слова “христианин” в этом контексте, и особенно благонамеренные комментаторы поспешили вместо этого определить его как иудео-христианскую традицию или иудео-христианское наследие Европы, что мало что меняет к лучшему.

Напротив, при ближайшем рассмотрении эта ссылка на иудео-христианскую традицию Европы или ее иудео-христианское наследие слишком четко раскрывается как прозрачный маневр. В конце концов, те, кто наиболее громогласно провозглашает иудео-христианскую традицию для Европы, обычно делают это с единственной целью заявить, что ислам по определению не принадлежит континенту.

Однако с исторической точки зрения христианизация Европы была трудным процессом, который занял более тысячелетия и шел каким угодно, только не прямым курсом. На самом деле это был процесс, который неоднократно сопровождался “неудачами”. По сути, христианизация Европы на самом деле никогда не завершалась и не была должным образом завершена. Это связано с тем, что в тот момент, когда последний мусульманин был изгнан с Пиренейского полуострова на Западе, а “последние язычники Европы” – литовцы – были обращены в христианство на Востоке (в четырнадцатом/пятнадцатом веке), ислам уже давно начал распространяться обратно в Европу из Восток и Юго-Восток (Балканы). Мусульманские общины тогда сохраняли бы долгосрочное присутствие в Центральной и Восточной Европе (Литва, Польша, Беларусь), точно так же, как они это делали на Балканах.

Несмотря на то, что неопровержимым и неоспоримым фактом является то, что население Европы в прошлом включало и по сей день продолжает включать большое количество мусульман, мнение о том, что Европа является иудео-христианской, утверждает, что ислам не только не принадлежит Европе, но и практически противоречит ему.

Хотя многие утверждают, что наследие Европы явно иудео-христианское, еврейская община в Европе страдала от дискриминации, изгнания, преследований и перемещения со стороны (христианской) Церкви и государства с седьмого века до наших дней, наиболее позорно и масштабно в нацистской Германии в 1930-40-х годах
​​

Враждебность по отношению к евреям и мусульманам

 

Ознакомление с учебниками истории показывает, что иудео-христианская Европа – это, с исторической точки зрения, фикция. Просто неправдоподобно говорить о европейской иудео-христианской традиции: начиная с седьмого века церковные соборы неоднократно объявляли евреев, живущих в “христианской Европе”, персоной нон грата и, следовательно, (больше) терпимыми. В результате евреи были изгнаны из многих, в основном западноевропейских стран, начиная со средних веков.

Христианская Европа с самого начала настроила себя против евреев. При этом оно продолжало придерживаться стратегии сегрегации и исключения последователей иудаизма, концепции, которая была теологически изложена в Новом Завете и раннехристианских рукописях, а затем была переведена в применимое право в виде Кодекса Феодосия (от 438 года) и Кодекса Юстиниана (от 438 года 529). Эти акты, которые составляют основу всех законов, затрагивающих евреев на протяжении всей европейской правовой истории, в свою очередь, придали форму историческим событиям, пережитым евреями в Европе.

В своем четырехтомном труде “Die Christlichen Adversus-Judaeos-Texte und Bilder” (“Христианские писания и образы противников иудаизма”) Хайнц Шрекенберг предоставляет исчерпывающую документацию как богословско-философских основ, так и художественных выражений такого отношения к иудаизму, которые показывают, как нить враждебности по отношению к евреям проходил через длительные периоды европейской истории. В конечном счете, бесчисленные примеры преследований, изгнаний и перемещений, с которыми сталкивались евреи в христианских странах Европы со времен Средневековья вплоть до их исключения из европейских обществ в наше время, показывают, насколько непросто концепция христианской Европы сочеталась с присутствием евреев в Европе. Индивидуальный успех евреев, оставляющих свой след в бизнесе, политике или социальной сфере, никак не смягчает такого положения дел.

Еврейско-мусульманский “заговор”

Столкнувшись с быстрым продвижением мусульман в дохристианскую, вскоре ставшую исламской Северную Африку, 17-й совет Толедо (694) обвинил испанских евреев в заговоре и сотрудничестве “с евреями из-за рубежа и другими нациями (= мусульманами)” против христианства. Кстати, и по сей день можно найти источники, утверждающие, что Оарик ибн Зияд, командующий арабской армией, которая начала завоевание Испании в июле 711 года и завершила его всего за три года, был евреем, принявшим ислам.

Часто забывают, что мусульмане (мавры) правили обширными территориями Пиренейского полуострова более 700 лет, оказывая за это время влияние на язык, законы и культуру. Крупные мусульманские общины также существовали во многих европейских странах, таких как Литва, Беларусь и Польша, а также на Балканах в течение столь же длительного периода.

Более позднее подтверждение, так сказать, этой теории заговора не в последнюю очередь обеспечивается эдиктом об изгнании евреев из Испании от 31 марта 1492 года, который связал изгнание евреев с изгнанием мусульман (мавров): если одна группа покидала страну, то остальные – другими словами, их союзники – должны последовать за ними.

Более того, эта идея о том, что евреи и мусульмане вступили в сговор против христиан и христианства, практически стала навязчивой идеей в иудео-христианском споре и проходит красной нитью через развитие христианской антиеврейской и антиисламской полемики со средних веков вплоть до современности.

Поэтому неудивительно, что по сей день не только одни и те же “аргументы” приводятся как в христианской антиисламской полемике, так и в христианской антиеврейской полемике, но и то, что термины “евреи” и “мусульмане” стали практически взаимозаменяемыми.

Кстати, это наблюдение привело Аллана Х. и Хелен Э. Катлер к выводу, что христианский антииудаизм, вражда христиан к евреям в средние века и (раннее) Новое время, является (была) по сути антиисламской позицией или, по крайней мере, в конечном счете вытекает из вражды христиан к исламу и мусульмане, за которых – как за своих союзников – евреи должны были и должны были искупить вину в качестве заместителей.

Мусульмане: “старые европейцы, а не иммигранты”

По словам Великого муфтия Боснии и Герцеговины доктора Мустафы Черича, ислам не является – и не должен изображаться – религией иммигрантов в Европе

​​Однако факт остается фактом: Европа, и современная Европа в частности, не имеет только христианского наследия, за которое следует благодарить свой характер. Наряду с древним греко-римским наследием, которое в значительной степени передано евреями, арабами и мусульманами, на него столь же явно и устойчиво повлияла исламская цивилизация и сформировала его как в прошлом, так и по сей день.

Более того, в нескольких европейских странах (в дополнение к России, в первую очередь в Литве и Польше и на юго-западных Балканах) мусульмане (а также евреи) не только присутствовали на протяжении веков, они также являются частью истории этих стран и заинтересованными сторонами в обществах этих стран.

Мусульмане Литвы отпраздновали свое 600-летие в 1997 году, или, другими словами, 600-ю годовщину предоставления великим князем Витовтом-Витольдом хартии привилегий, которая не только гарантировала им право жить и работать в Литве, но и дала им официальное разрешение usque ad infinitum жить как мусульмане там наряду с другими религиозными общинами. По сей день они остаются мусульманами-суннитами (ханафитского мазхаба).

Аналогичным образом мусульмане Боснии и Герцеговины отпраздновали свое 600-летие 28 июля 2007 года, тем самым подчеркнув тот факт, что они не только присутствуют в Европе на протяжении веков, но и являются частью боснийского общества и участниками истории этой нации.

Ссылаясь на эту историю, Великий муфтий Боснии и Герцеговины д-р Мустафа Черич справедливо подчеркивает тот факт, что исторически всегда воспринимать ислам в Европе как религию иммигрантов одновременно неправильно и политически катастрофично. Он говорит, что это способ забыть или подавить тот факт, что долгое время существовал автохтонный европейский ислам, представленный этими “балканскими мусульманами”, которые, как выразился Тимоти Гартон Эш, являются “старыми европейцами, а не иммигрантами”.

Ислам был и остается частью Европы

 

​​Это следует подчеркнуть не только тем, кто продолжает распространять фикцию о “христианской” или, по крайней мере, “иудео-христианской” Европе, чтобы исключить из нее мусульман по определению, но и тем, кто считает ислам по самой его природе принципиально несовместимым с понятием и ценностями Европе и вместо этого цепляться за старое представление об исламе как о страшилище, образе, который, конечно, в последнее время приобрел новое обличье.

Как бы трудно ни было представить Европу – и это включает “христианскую” Европу – без ее еврейских и исламских корней и ценностей наряду с ценностями классической, греко-римской древности, идея христианской Европы в том смысле, в каком этот термин в значительной степени понимается и применяется сегодня, остается фикцией, что она всегда был таким.

Подобно тому, как Европа, по сути, была сформирована и глубоко запечатлелась в своем прошлом взаимным влиянием и продуктивным противостоянием между тремя монотеистическими, авраамическими религиями – даже вытеснение евреев и мусульман не означало прекращения этого еврейского и исламского влияния – так и формирование будущего Европы в не меньшей степени зависит от сосуществования трех авраамических религий.

Автор Стефан Шрайнер

 

Стефан Шрайнер является профессором религиоведения (специализируется на исламе) и иудаистики с 1992 года. Он также является директором Institutum Judaicum при Университете Эберхарда Карлса в Тюбингене и членом координационной группы в “Zürcher Lehrhaus”, институте, работающем над продвижением диалога между исламом, христианством и иудаизмом посредством образования.

Qantara.de

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать