Главная Ислам и Современность Понимание ширка и значения “Черного камня” в исламе

Понимание ширка и значения “Черного камня” в исламе

через Исмаил
0 комментарий 55

Ширк предполагает веру в придание Богу любого сотоварища или сотоварки равных Ему. Священный Коран решительно обращается к этому, заявляя:

إِنَّ ٱللّٰهَ لَا يَغۡفِرُ أَن يُشۡرَكَ بِهِۦ وَيَغۡفِرُ مَا دُونَ ذَٰلِكَ لِمَن يَشَآءُۚ وَمَن يُشۡرِكۡ بِٱللّٰهِ فَقَدِ ٱفۡتَرَىٰٓ إِثۡمًا عَظِيمًا

“Воистину, Аллах не простит, если с Ним будет связан партнер; но Он простит все, кроме этого, тому, кому пожелает. И тот, кто приобщает сотоварищей к Аллаху, действительно совершил очень большой грех ”. (Сура “Ан-Ниса”, Гл.4: Ст.49)

Ширк может проявляться в различных формах. Основатель ахмадийята Мирза Гулам Ахмад разъясняет это, заявляя:

“Приобщение других к Богу принимает множество форм и называется ширком. Существует очевидный ширк, которому предаются индуисты, христиане, евреи и другие идолопоклонники, при котором человеку, камню, безжизненным предметам, способностям или вымышленным божествам поклоняются как Богу ”. (Малфузат, т. 3, стр. 79-82, цитируется в “Сущности ислама”, т.3. I, 2007, стр. 172)

Это совершенно ясно показывает, что ширк строго запрещен и осуждается в исламе и ему нет места в его учении. Тем не менее, мы все еще видим, как некоторые люди выдвигают обвинения против религии ислам в отношении Черного камня.

Черный камень”

Черный камень, широко известный как аль-хаджар аль-асвад, представляет собой камень, вмурованный в восточный угол Священной Каабы, и, как полагают, является одним из камней, посыпавшихся из космоса и использовавшихся, когда Пророк Авраам строил Священную Каабу. Когда стены Каабы были возведены на определенную высоту, Авраам поместил отличительный камень в одном углу, чтобы указать, откуда люди должны начинать свой обход (таваф) дома Аллаха. (Жизнь и характер Печати пророков – Т. I, стр. 101)

Разъяснение неправильного представления

Распространенное заблуждение ставит под сомнение действия мусульман по отношению к Черному камню во время хаджа, задавая вопрос: если основные религии осуждают идолопоклонство, почему “почитание” Черного камня не рассматривается как таковое?

Это недоразумение возникает из-за наблюдения за мусульманами, которые едут в Мекку и стремятся увидеть или прикоснуться к Черному камню, что наводит на мысль о параллелях с идолопоклонством. Однако это сравнение в корне неверно. Исламская вера, продиктованная Священным Кораном, категорически запрещает все формы ширка. Мусульмане твердо верят в таухид, Единство Бога, и направление любой формы поклонения, мольбы или надежды на благо к чему-либо, кроме Аллаха, считается тяжким грехом. Ритуалы, связанные с Черным камнем, направлены не на поклонение самому камню; скорее, они являются символическим подражанием действиям Святого Пророка Мухаммеда, демонстрируя любовь и уважение к его традициям. Они являются внешним выражением почтения к Богу и символической связью с Пророком Авраамом и истоками ислама. Более того, паломники не обязаны целовать или прикасаться к Черному камню в качестве предварительного условия хаджа, что указывает на то, что его роль скорее символическая, чем божественная. Прежде всего, мусульмане не приписывают Черному камню никаких божественных сил; в отличие от тех, кто занимается идолопоклонством, мусульмане верят, что только Аллах обладает всей силой и авторитетом, и ни один объект, человек или организация не могут даровать благословения или причинять вред самостоятельно. Таким образом, считается, что он не приносит пользы или причиняет вред.

Хазрат Умар, близкий сподвижник Пророка, рассказал, что, увидев Черный камень, он заметил:

“Ты всего лишь камень, который не может ни причинить вреда, ни принести пользу; если бы я не видел, как Посланник Аллаха целовал тебя, я бы тебя не поцеловал”. (Сунан ан-Насаи, Китаб манасики аль-хадж, хадис 2938)

Это утверждение подчеркивает символическое значение Черного камня в исламской практике. Важно помнить, что когда Святой Пророк вернулся в Мекку, он очистил Каабу от установленных там идолов, восстановив чистое монотеистическое поклонение Аллаху. Акт целования камня не подразумевает, что он обладает какой-либо божественной силой, скорее это жест уважения и подражания Святому Пророку Мухаммед, означающий духовную связь сса действиями Пророка и его преданностью Аллаху. По возвращении в Мекку после долгого отсутствия он выразил свое почтение к Каабе, прикоснувшись к камню и поцеловав его, демонстрируя свою эмоциональную связь с этим священным местом. Приведенный выше хадис ясно иллюстрирует, что значение Черного камня уходит корнями в традицию и символику, а не в какие-либо сверхъестественные атрибуты.

Согласно учению ислама, только Аллах обладает божественными атрибутами, воплощая совершенство во всех смыслах. Этот принцип красноречиво описан Мирзой Гуламом Ахмадом,как подчеркивающим всеобъемлющую силу Бога:

“Мы нашли Посланника, который явил нам Бога, и мы нашли Бога, Который сотворил все Своей совершенной силой. Насколько величественна Его сила, что ничто не возникло без него и ничто не может продолжать существовать без его поддержки? Этот наш Истинный Бог обладает бесчисленными благословениями, неисчислимыми силами, неисчислимой красотой и благодеяниями. Нет другого Бога, кроме Него”. (Насим-э-Дават, Рухани Хазайн, Том 19, стр. 363)

В исламе физические действия, такие как целование Черного камня, глубоко символичны и предназначены для выражения преданности, а не идолопоклонства. Это подчеркивается в практиках, соблюдаемых во время хаджа, когда паломники совершают обход (таваф) вокруг Каабы, символический жест, повторяющий действия пророков Авраамаас и Мухаммед, а не акт поклонения самому камню.

Более того, ислам учит, что истинная преданность измеряется чистотой намерений человека, что отражено в хадисе, переданном Хазратом Умаромра б. аль-Хаттабом. Когда паломники целуют Черный камень, они делают это с намерением выполнить сунну ПророкаС.А., признавая историческое значение камня, а не воспринимая его как источник пользы или вреда.

Хазрат ‘Умар б. аль-Хаттаб рассказал:

سَمِعْتُ رَسُولَ اللّٰهِ صلى اللّٰه عليه وسلم يَقُولُ‏ إِنَّمَا الأَعْمَالُ بِالنِّيَّات

“Я слышал, как Посланник Аллаха сказал: ”[Награда] за деяния зависит от намерений”.” (Сахих аль-Бухари, Китаб бад‘ аль-вахи, Баб кайфа кана бад’ аль-вахиила расулиллахиса, хадис 1)

Хазрат Мирза Гулам Ахмадas красноречиво выражает глубокое духовное значение Черного камня в более широком контексте исламской набожности:

“В мире любви человеческий дух всегда кружит вокруг своего возлюбленного и целует его у порога. Точно так же Священная Кааба является физическим проявлением для всех пылких любителей [Бога]. Аллах утверждает, что это Его дом, а Черный камень [Хаджр-э-Асвад] – камень Его порога. Он отдал этот приказ для того, чтобы человек мог практически выразить свою горячую любовь. Следовательно, паломники физически обходят его [каабу] по случаю хаджа, демонстрируя сильную любовь к Аллаху. Они откладывают свою красоту, бреют голову и ходят вокруг Каабы. Они целуют Черный камень с мыслью, что это камень порога Аллаха.

“Эта физическая страсть создает духовное тепло и любовь, и тело обходит Свой дом кругом и целует камень порога, и при этом дух обходит своего истинного возлюбленного и целует его духовный порог. Точно так же душа обращается к истинному Возлюбленному и целует Его духовный порог.

“В этой практике нет ширка [приобщения партнеров к Аллаху]. Когда друг получает письмо от любимого друга, он также целует его. Ни один мусульманин не поклоняется Святой Каабе и ничего не просит у Черного Камня, а лишь считает его образцом проявления Бога, установленным Аллахом. Точно так же, как мы простираемся ниц на земле, и этот земной поклон не предназначен для материальной земли, точно таким же образом мы целуем Черный Камень, но этот поцелуй предназначен не для Черного Камня. Камень – это всего лишь камень, он никому не может принести пользы или причинить какой-либо вред, но он был дарован из рук Возлюбленного, Который объявил его проявлением Своего порога.” (Чашма-и-Марифат, Рухани Хазайн, том 23, стр. 101-102, цитируется в “Философии хаджа и жертвоприношения в исламе”,

 

Al-Hakam

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать