Заявление о раскрытии
Джулиан Харгривз работает в Центре исламских исследований принца Альвалида бин Талала при Кембриджском университете
Партнеры
Сити Сент-Джордж, Лондонский университет
Лондонский университет Сент-Джордж предоставляет финансирование в качестве партнёра-учредителя The Conversation UK.
Просмотреть всех партнеров
Исламский учёный из Газы издал правовое постановление — или фетву — осуждающую нападение ХАМАС на Израиль 7 октября 2023 года. В фетве Салмана аль-Дайя действия ХАМАС осуждаются за нарушение исламских принципов, регулирующих джихад, поскольку они привели к гибели мирных жителей Израиля и Газы.
Термин «джихад» применяется к религиозной борьбе за самосовершенствование, а также к вооружённым сражениям. Во время войны принципы джихада строго запрещают наносить вред мирным жителям, в том числе женщинам и детям.
В сообщениях Би-би-си Дая описывается как один из наиболее уважаемых религиозных авторитетов региона, связанный с салафитским движением в Газе. Салафизм — это направление ислама, которое стремится подражать практике пророка Мухаммеда и его последователей. Дая, по-видимому, является пацифистом из «квиетистской» традиции салафизма, которая отвергает политическую активность.
Тем не менее, Дая имеет опыт участия в политике. В 2007 году он издал фетву против похищения британского журналиста Би-би-си Алана Джонстона отколовшейся от ХАМАС группировкой «Армия ислама». Позже он возглавил комитет по религиозному посредничеству, который добился освобождения Джонстона.
Совсем недавно, в мае 2024 года, Дая подписал открытое письмо, призывающее к сопротивлению уничтожению палестинских университетов израильскими войсками. Сообщается, что он по-прежнему живёт в северной части Газы, несмотря на уничтожение и принудительную эвакуацию многих мирных жителей израильскими войсками.
Эта фетва важна как минимум по трём причинам. Во-первых, решение свидетельствует о разногласиях по поводу действий ХАМАС среди 2,2-миллионного населения Газы. Во-вторых, фетва представляет собой последнюю попытку выдающихся исламских учёных разработать форму борьбы с терроризмом, основанную на религиозном учении. И в-третьих, осуждение терактов 7 октября открывает дискуссию о том, не подрывает ли критика ХАМАС, признанного правительствами США и Великобритании террористической организацией, усилия по обеспечению справедливости и процветания для всех палестинцев.
Из 5,2-миллионного населения Газы и Западного берега более 99% мусульман являются суннитами. Сунниты — крупнейшая ветвь ислама, составляющая от 84% до 87% мирового мусульманского населения.
Менее 1% мусульман в Газе и на Западном берегу считают себя шиитами — второй по численности конфессией, составляющей от 10% до 13% всех мусульман в мире. Эти демографические данные важны: несмотря на то, что подавляющее большинство палестинцев — сунниты, ХАМАС получает финансовую и военную поддержку от Ирана, страны с шиитским большинством. В Иране проживает около трети всех мусульман-шиитов в мире.
Будучи салафитом, Дая является частью более широкой суннитской традиции. Одно из объяснений его фетвы может заключаться в том, что он пытается укрепить суннизм или салафизм в Газе, разделяя её жителей по признаку поддержки ХАМАС и его связей с шиитским Ираном.
Данные, опубликованные аналитическим центром Палестинского центра политических и социологических исследований (CPSR), дают представление о существовании таких разногласий. Это сложная и удивительная картина, но выделяется одна статистика: когда в сентябре 2024 года у жителей сектора Газа и Западного берега реки Иордан спросили, совершал ли ХАМАС зверства против израильтян 7 октября, показанные в международных СМИ, в том числе убийства женщин и детей, 89% ответили, что нет. Только 8% сказали, что совершал.
Несмотря на это убеждение — и несмотря на то, что в некоторых аспектах поддержка ХАМАС среди жителей Газы остаётся сильной, — позитивное отношение снижается. Тот же опрос показал, что если в марте 2024 года 71% считали решение ХАМАС начать наступление 7 октября «правильным», то к сентябрю этот показатель снизился до 39%. В том месяце 80% сообщили, что по крайней мере один член их семьи был убит или ранен во время войны, а 85% сообщили, что переезжали «из одного убежища в другое» от двух до шести раз.
Согласно последним данным ООН, 1,9 миллиона из 2,2 миллиона жителей Газы в настоящее время являются вынужденными переселенцами. Некоторые из них были вынуждены переезжать несколько раз. EPA-EFE/Мохаммед Сабер
На вопрос о том, кто выйдет победителем, 28% жителей Газы ответили, что ХАМАС, 25% — что Израиль, а 45% — что никто из них. Число людей, которые хотят, чтобы ХАМАС продолжал управлять Газой, снизилось с 46% в июне 2024 года до 36% в сентябре, в то время как 37% жителей Газы считают, что группировка действительно будет контролировать Газу после войны.
Поступали отдельные сообщения о том, что гражданские лица в Газе «презирают» ХАМАС, но боятся высказываться. В июле 2024 года BBC сообщила о широко распространённом недовольстве ХАМАСом.
Проблемы критики ХАМАСА
Фетва Даи основана на предыдущих попытках ведущих исламских учёных разработать подходы к борьбе с терроризмом, которые опираются на исламское учение.
В 2010 году Мухаммад Тахир-уль-Кадри — выдающийся пакистанский учёный и религиозный лидер — опубликовал 600-страничную фетву о терроризме и терактах-самоубийствах. Книга Кадри — это однозначная критика насилия и терроризма. Как и Дая, Кадри указывает на строгий запрет на убийство женщин и детей во время войны, а также на разрушение мест поклонения и других зданий.
Всемирный совет имамов также осудил ХАМАС, назвав его «непосредственным виновником гибели и страданий всех невинных людей, погибших с 7 октября».
Здесь есть очевидные противоречия. С одной стороны, британские политики из всех партий без колебаний называли ХАМАС «террористами» после событий 7 октября. С другой стороны, Би-би-си придерживается строгой политики и избегает этого термина.
Некоторые считают, что контроль ХАМАС над Газой является побочным результатом оккупации Израилем палестинской территории. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш подвергся критике после заявления о том, что нападения ХАМАС «произошли не на пустом месте» и что «палестинский народ 56 лет подвергался удушающей оккупации». Некоторые критикуют тех, кто осуждает зверства ХАМАС, ничего не говоря о непропорциональности ответа Израиля.
Но независимо от того, на чьей стороне симпатии Запада, фетва и отношение жителей Газы, выявленное в ходе исследования, являются напоминанием о том, что мусульманские взгляды и мнения не образуют единого монолитного блока. Среди жителей Газы и других палестинцев по всему региону явно существуют различия во мнениях.
Исламская концепция всемирного сообщества — или «уммы» — важна для миллионов людей. Но представления о том, что мусульмане во всём мире мыслят и действуют как единое целое, не подтверждаются фактами. Такие стереотипы, скорее всего, укрепляют пагубные представления, способные разжигать предрассудки на Ближнем Востоке и в других местах.
Автор
Джулиан Харгривз
Преподаватель кафедры социологии и криминологии Лондонского университета Святого Георгия
Фото -Большая мечеть в Газе