(Интервью с Его Святейшеством, Пятым халифом ахмадийской мусульманской общины, взятое Латом Блейлоком, редактором журнала REtoday и известным сторонником RE. Интервью состоялось в понедельник, 27 февраля 2023 года в мечети Масджид Мубарак в Тилфорде, графство Суррей)
«Его Святейшество Хазрат Мирза Масрур Ахмад — Пятый Халиф всемирной Ахмадийской Мусульманской Общины. Для меня было честью и привилегией взять у него интервью в начале 2023 года в штаб-квартире Общины в Тилфорде, недалеко от Гилфорда в графстве Суррей. Интервью будет полезно для студентов GCSE и экзаменационных программ, изучающих Ислам и его многообразие». Лат Блейлок
REtoday читают учителя, а вы были директором двух школ в Гане. Как учитель, какими способами вы преподавали исламские принципы ?
Средние школы в Гане, которыми я руководил, были светскими. Когда я приехал туда, там преподавали библейские знания, поэтому я также начал преподавать исламские знания. В первый же год почти все ученики, христиане и мусульмане, преуспели в этом предмете, и это вдохновило христианских учеников тоже заняться им. Если молодых людей правильно обучают изучению религии, это вдохновляет и помогает им на практике. Более 80 процентов наших учеников были христианами. Наши собрания включали как исламские, так и христианские молитвы, чтобы ученики понимали эти религии, и они также могли видеть открытость ислама.
Меня интересует ваша работа в сфере образования девочек.
Пророк Ислама сказал, что каждый мусульманин, мальчик и девочка, должен стараться получить знания. Он также учил, что половину религиозных знаний можно получить от его жены Аиши. Существует довольно много хадисов, которые были переданы ею. После его смерти она отвечала на вопросы сподвижников Пророка в вопросах, в которых они были не уверены, и делилась наставлениями и знаниями, которые она получила от Святого Пророка.
Женщины, которые обладают знаниями, могут учить мужчин. Девочки должны быть должным образом образованы, так как таким образом их дети станут хорошим активом для общества. В нашем обществе 99 процентов женщин, даже в слаборазвитых районах в некоторых странах, получают образование в соответствии с определением образования в своей стране, если не лучше. Например, в Пакистане мы говорим, что образованный человек, по крайней мере, прошел эквивалент 8 класса средней школы. Наши сообщества отдают приоритет этому вопросу для всех, даже в сельских деревнях, где образование нелегко получить.
Вы подчеркнули как Пятый халиф важность миротворчества. В каком смысле вы видите самого Пророка как миротворца?
Когда Пророк переселился из Мекки в Медину, он заключил договор между немусульманами и мусульманами, чтобы они были объединены в обществе, и он сказал, что каждой религии должна быть предоставлена свобода. Он признал, что мусульмане, иудеи и христиане, «люди книги», могут объединиться ради общего дела и работать вместе, что мы все — творения Всемогущего Бога и должны создавать мир во всем мире. Так что, поскольку это то, что практиковал Пророк, и мы признаем, что нет человека, который мог бы практиковать учение Священного Корана больше, чем он, он показал нам лучший пример. Эта тема объясняется в книгах, которые я рекомендовал и рекомендую.
Преподаватели RE часто противостоят крайне негативным стереотипам об исламе в британских СМИ. Вы приложили много усилий, чтобы побудить мусульман быть одновременно твердыми и щедрыми в ответ на нападки на ислам со стороны невежественных людей. Какой совет вы дадите учителям, которые стремятся обеспечить уважение между религиями?
Учение Ислама содержится в Священном Коране: это то, что мы читаем, понимаем и практикуем соответственно. Во-вторых, это Сунна, пример, который Пророк дал нам для подражания. В-третьих, есть традиция, изложенная в хадисах, которые были переданы позже некоторыми сподвижниками (Пророка).
Существует шесть книг достоверных хадисов. Если в хадисах есть какие-либо противоречия, то Священный Коран имеет приоритет. Мы пытаемся практиковать это истинное учение и объяснять его другим. Если учителя объяснят это своим ученикам, то это будет представлять истинное учение Ислама. Учение должно также воплощаться в действиях мусульман. И таким образом можно устранить негативное изображение Ислама. Это то, что мы делаем, и [мы] были признаны за это немусульманами в Великобритании, Соединенных Штатах, Африке и других местах. Мы, мусульмане-ахмади, стараемся практиковать все эти учения, и именно поэтому мы не экстремисты. Мы следуем закону страны и пытаемся создать мир. В нашем обществе само по себе учение не может сделать все; вы должны подавать пример. Мы замечаем, что все религии имеют хорошие учения, но они не практикуются всеми верующими.
Вы говорили о важности духовной жизни, преданности Аллаху и личной набожности. Мне интересно, как молодые люди сегодня переживают молитву и чувство присутствия Всемилостивого Бога. Каковы ваши послания молодым людям об этом аспекте ислама?
Если вы ничего не испытали, вы не можете в это верить. Мы утверждаем, что ислам — истинная религия, которая может приблизить вас к вашему создателю. Если вы не совершаете пять ежедневных молитв, как предписано в учении ислама, или не читаете Священную Книгу, то Священный Коран предупреждает, что молитвы некоторых людей будут возвращены им, потому что их практика отличается от их учения. Если истинный мусульманин молится, то он также должен выполнять свои обязанности по отношению к своим собратьям. Коран говорит, что Аллах — «Раббул Алямин», Кормилец и Хранитель всех миров и религий, включая всех мусульман, иудеев, индуистов и других. Если он «Самый Милосердный», то почему мы должны отрицать права других? Если мы выполняем свои обязанности друг перед другом и молимся Аллаху, то мы можем повысить свой духовный уровень и улучшить свою нравственность. Вот что нам нужно сегодня!
Я хотел спросить вас о вашей приверженности целям развития, устойчивым экологическим программам и справедливости для бедных даже во времена климатического кризиса. Как вы видите это как выражение исламских идеалов?
Аллах создал этот мир, и он Всемилостивый и Вседержитель своего творения. Священный Коран говорит, что он обеспечивает пищей животных и вас. Если мы нарушили равновесие природы, вырубив деревья и увеличив выбросы углерода и многое другое, и если мы не пытаемся исправить то, что мы сделали, чтобы нарушить равновесие мира, то это мы несем ответственность. Я считаю, что в мире есть большой потенциал для выращивания большего количества продуктов питания. В Африке, Северной Америке, Южной Америке и Азии есть огромные земли, которые можно использовать для производства продуктов питания. Если мы любим друг друга и любим нашего Создателя, мы обязаны друг друга и творения Аллаха прокормить , вырастить больше продуктов питания, чтобы не позволить никому умереть от голода.
Если у нас сейчас избыток еды, мы выбрасываем ее вместо того, чтобы отдать бедным — это происходит из-за отсутствия у нас интереса к другим людям. Но если богатые страны выполнят свои обязанности, то мы сможем спасти мир. Исламское учение заключается в том, что вы должны стараться проявлять сочувствие к другим. Ислам не говорит, что должен быть социализм; он говорит, что мы должны быть заботиться об обеспечении едой каждого человека.
Ваш сосед имеет право на вашу заботу — не только сосед, живущий на вашей улице. Определение «соседа» обширно. Соседи — это также те, кто работает и путешествует с вами. Вот как вы можете спасти мир: не только предоставляя еду, но и создавая мир. Если вы рубите деревья в одном месте, то мы должны посадить больше в другом месте! Люди должны использовать свои знания в позитивных целях. Мы говорим с надеждой, хотя другие люди в настоящее время менее оптимистичны в отношении кризиса окружающей среды. Мы не должны быть пессимистами!
Ваши ахмадийские общины иногда подвергаются враждебности и преследованиям, и я знаю, что Вы сам были им подвергались. Что бы вы сказали о нынешнем положении мусульман-ахмади в более широком сообществе мирового ислама? Каковы перспективы принятия вас этим сообществом?
Наша работа носит миссионерский характер, и вы не можете достичь своих целей за короткий период времени. Не все пророки достигли своей цели за время своей жизни, и в некоторых случаях на это ушло сотни лет. Мы верим, что со временем придет признание. Мы видим, как каждый год к нам присоединяются сотни тысяч людей из числа мусульман и представителей других религий. Это происходит постепенно и медленно, и однажды, мы верим, ИншаАллах [если Бог даст], мы будем признаны людьми мира. Вот почему вы здесь сегодня, берете у меня это интервью!
Сообщество началось с одного человека в небольшой деревне или городке Кадиан в Индии, куда не было доступа ни по дороге, ни по железной дороге, ни по чему-либо еще, и наши ахмадийские общины теперь распространились более чем на 200 стран. Я не говорю, что все примут ахмадийский ислам, но я надеюсь, что те, кто сейчас яростно выступает против нас, остановятся.
Хотите ли вы что-нибудь сказать подросткам, читающим это интервью?
Подумайте о примере, который вам подали ваши родители. Когда вам 13, 14, 15 или даже 18 лет, вы можете думать, что вы очень зрелы и должны быть полностью свободны, но вы должны осознать, чему вас научили ваши родители. Важно знать своего Создателя и чтить его: ваше время должно быть использовано лучше, чем просто сидеть в Интернете, играть в игры или тратить деньги. Попробуйте подумать о том, кто наш Создатель, в чем цель религии и как мы должны выполнять свои обязанности перед ним. Думайте о жизни таким образом, и мы сможем иметь лучшее общество для вашей страны и для вашего мира.
Reviewofreligions Перевод и редакция ВиМ