Аллах Всемогущий говорит в Священном Коране в суре «Аль-Кафирун»:
«Скажи: «О неверующие! Я не поклоняюсь тому, чему поклоняетесь вы, и вы не поклоняетесь тому, чему поклоняюсь я. И я не [собираюсь] поклоняться тому, чему поклоняетесь вы, и вы не будете поклоняться тому, чему поклоняюсь я. У вас ваша религия, а у меня моя религия». (Сура аль-Кафирун, аят 1-6)
Сура «Аль-Кафирун» — мекканская сура, которая была ниспослана до хиджры. Она занимает ключевое место в Коране благодаря своему категорическому отказу от многобожия и непоколебимой приверженности монотеизму. Ниспослание этой суры служит окончательным ответом язычникам Мекки, которые искали компромисс между исламом и идолопоклонством.
Бескомпромиссный тон этой суры исключает возможность того, что мусульмане будут следовать пути неверующих, несмотря на давление или соблазны. Эта чёткая позиция подчёркивает главный принцип ислама: единство Аллаха.
Лингвистические прозрения
قُلْ («Скажи»): это повеление адресовано не только Пророку Мухаммедуса, но и каждому верующему, призывая их смело исповедовать свою веру. Повторение слова «скажи» в Коране подчёркивает важность темы, которую оно вводит.
الكَافِرُونِ («неверующие»): этот термин относится к тем, кто сознательно отвергает веру после признания её истинности. Он охватывает все формы неверия, как активного, так и пассивного.
Повторение отрицания («я не поклоняюсь» и «вы не поклоняетесь»): структура стихов подчёркивает полное и вечное неприятие идолопоклонства — в прошлом, настоящем и будущем, — выделяя несовместимость веры и неверия.
لَكُمْ دِيْنُكُمْ وَلِيِ دِيْنِ («Для вас — ваша религия, а для меня — моя религия»): слово دِيْن (дин) охватывает религию, образ жизни и систему верований. Этот стих устанавливает границы, утверждая взаимную независимость в вопросах веры.
Тематические и духовные озарения
В эпоху, когда моральные нормы становятся всё более неоднозначными, эти принципы жизненно важны. Эмпирические исследования подтверждают психологическую и социальную пользу такой ясности и установления границ.
Исследование, опубликованное в журнале «Границы психологии», показало, что личные ценности существенно влияют на удовлетворённость жизнью, а жизнестойкость и эмоциональный интеллект выступают в качестве посредников. Это говорит о том, что люди с чёткими личными ценностями, подкреплёнными жизнестойкостью и эмоциональным интеллектом, более удовлетворены жизнью.
Мусульманская идентичность основана на признании отношений с Аллахом как с Творцом и Хранителем. Она глубоко укоренена в принципах таухида (единобожия), приверженности Корану и Сунне и воплощает в себе такие исламские ценности, как справедливость, смирение, сострадание и честность. Эти ценности служат руководящими принципами для мусульман, формируя их духовную, этическую и социальную жизнь.
Личные границы
Однако сохранение мусульманской идентичности в западном обществе часто может быть непростой задачей, поскольку многие исламские практики и ценности отличаются от того, что считается «нормальным» или общепринятым. Например, отказ от смешанных посиделок после работы, воздержание от свободного общения с противоположным полом, отказ от приглашений на вечеринки, где присутствуют алкоголь и наркотики, или соблюдение скромного дресс-кода — это осознанный выбор, основанный на вере. Тем не менее эти практики могут быть неправильно поняты или восприняты как нетрадиционные в среде, где такое поведение является нормой.
Эти вызовы требуют от мусульман стойкости и убежденности в своей вере, часто вынуждая их балансировать между своими ценностями и ожиданиями общества. Поддержание этих аспектов мусульманской идентичности в таких условиях может быть глубоким выражением преданности своим убеждениям и принципам.
Исследования, изучающие взаимосвязь между самооценкой, состраданием к себе и психологической устойчивостью, показывают, что позитивное отношение к себе, которое может быть подкреплено чёткими личными ценностями и границами, способствует психологической устойчивости и играет важную роль в сохранении психического здоровья и благополучия.
Четкая коммуникация
Таким образом, для мусульман открытое выражение своих ценностей — таких как воздержание от алкоголя, посещение молитв или соблюдение скромности — помогает установить чёткие ожидания в общении со сверстниками и уменьшает внутренний конфликт, вызванный давлением общества. Такая ясность может снизить уровень стресса и укрепить чувство собственного достоинства.
Поначалу отстаивание личных границ и самовыражение могут казаться трудными или приводить к социальной изоляции. Например, объяснение причин, по которым человек избегает встреч после работы или отказывается от определённых социальных норм, поначалу может вызывать дискомфорт.
Однако со временем последовательное и уважительное общение способствует взаимопониманию и уважению, потенциально уменьшая количество недопониманий или конфликтов в будущем. Сура не разжигает вражду, но устанавливает достойное разделение между верующими и неверующими в вопросах веры. Четкое общение, уважительные разногласия и признание индивидуальной автономии необходимы для развития взаимопонимания и сосуществования в многообразном мире.
Процитированный ранее стих «Для тебя твоя религия, а для меня моя религия» закладывает прочную основу для невраждебных дискуссий, подчёркивая взаимное уважение и свободу придерживаться различных убеждений. Научные рассуждения также подтверждают, что такой подход необходим для продуктивного диалога и социальной гармонии.
Таким образом, чёткая коммуникация гарантирует, что смысл слов не будет истолкован неверно. Исследования в области психологии коммуникации показывают, что двусмысленность в сообщениях может привести к ненужным конфликтам и эмоциональным расстройствам (Фишер и Орасану, 1999).
Исследования показывают, что уважительный диалог, даже в условиях разногласий, способствует сотрудничеству и укрепляет межличностные отношения. Это согласуется с акцентом Корана на достойном диалоге. Наконец, подход Корана «Для тебя твоя религия, а для меня моя религия» также уважает свободу слова, поощряя сосуществование, а не принуждение.
Заключительные мысли
Читатель может поразмышлять над этой сурой и задать себе вопрос: как непоколебимая позиция суры «Аль-Кафирун» может вдохновить нас в моменты, когда наша вера подвергается сомнению? Какие уроки мы можем извлечь из подхода Корана к разногласиям и сосуществованию? Как эта сура способствует обретению уверенности в себе и ясности в понимании своей личности?
Из этой суры можно почерпнуть практическую мудрость, которая поможет нам проявить смелость и открыто заявить о своих убеждениях без враждебности или компромиссов. Мы можем задуматься о своих границах в вопросах веры и ценностей, убедившись, что они соответствуют исламским принципам, и уважительно взаимодействовать с людьми других убеждений, черпая вдохновение в наставлениях Корана о сосуществовании.
Автор Сана Марьям Идрис, Великобритания