Божье руководство никогда не ограничивалось какой-то одной нацией или эпохой. Он посылал Своих посланников ко всем народам, говорящим на разных языках и принадлежащим к разным культурам, чтобы призвать человечество к поклонению Единому, Истинному Богу. Аллах говорит:
وَاِنۡ مِّنۡ اُمَّۃٍ اِلَّا خَلَا فِیۡہَا نَذِیۡرٌ
«И нет ни одного народа, к которому не был бы послан увещеватель» (Сура «Толпы», 35:25)
Он также заявляет:
وَلَقَدْ بَعَثْنَا فِي كُلِّ أُمَّةٍ رَّسُولاً أَنِ اعْبُدُواْ اللّهَ وَاجْتَنِبُواْ الطَّاغُوتَ
«И Мы ниспослали каждому народу посланника, который говорил: «Поклоняйтесь Аллаху и избегайте Зла» (Сура ан-Нахль, 16:37)
Если бы эта общая духовная родословная признавалась и уважалась сегодня, мир был бы избавлен от большей части кровопролития, которое ошибочно происходит «во имя религии» Межконфессиональный диалог, таким образом, является как этическим долгом, так и практической необходимостью На этом фоне мы сначала обратимся к самому пророческому братству.
Вселенский собор пророков
Святой Пророк Мухаммадтак описывал пророков:
أَنَا أَوْلَى النَّاسِ بِعِيسَى ابْنِ مَرْيَمَ فِي الدُّنْيَا وَالآخِرَةِ، وَالأَنْبِيَاءُ إِخْوَةٌ لِعَلاَّتٍ، أُمَّهَاتُهُمْ شَتَّى، وَدِينُهُمْ وَاحِدٌ
«Как в этом мире, так и в мире грядущем я ближе всех людей к Иисусу, сыну Марии. Пророки — братья по отцу; у них разные матери, но религия у них одна». (Сахих аль-Бухари, Китаб ахадиси л-анбия’, хадис 3443)
Этот хадис подчёркивает естественную солидарность между религиями, проистекающую из единого Божественного источника. Признание этого родства — первый шаг к взаимному уважению, который подготавливает почву для анализа нашей современной реальности.
Современная актуальность
Сектантская риторика продолжает разжигать конфликты по всему миру. Политические, исторические и экономические факторы, несомненно, взаимосвязаны, но религиозная символика часто усиливает напряжённость. Подобные трагедии напоминают верующим, что молчание больше не вариант. Чтобы вернуть религии статус силы, способствующей примирению, а не разладу, необходим активный, принципиальный диалог. Священный Коран служит надёжным ориентиром для такого диалога.
Коран как образец диалога
Священный Коран предлагает эффективную методику:
قُلْ يَا أَهْلَ الْكِتَابِ تَعَالَوْاْ إِلَى كَلِمَةٍ سَوَاء بَيْنَنَا وَبَيْنَكُمْ أَلاَّ نَعْبُدَ إِلاَّ اللّهَ وَلاَ نُشْرِكَ بِهِ شَيْئًا وَلاَ يَتَّخِذَ بَعْضُنَا بَعْضاً أَرْبَابًا مِّن دُونِ اللّهِ
«Скажи: «О люди Писания! Приходите к соглашению, равному для нас и для вас, о том, что мы не поклоняемся никому, кроме Аллаха, и не приобщаем сотоварищей, и что некоторые из нас не берут себе других господ, кроме Аллаха» (Сура «Аль-Имран», 3:65).
Выражение kalimatin sawāʾ — «равное слово» — призывает верующих искать общую доктринальную основу как отправную точку для сотрудничества. Оно не требует теологического компромисса и не поощряет полемику. Напротив, оно призывает к честному взаимодействию, основанному на общем принципе божественного единства. История показывает, как мусульмане пытались следовать этому наставлению, и Ахмадийский мусульманский джамаат часто был в авангарде таких усилий.
Некоторые инициативы Ахмадийского мусульманского джамаата
Послание мира (1908): В Британской Индии Хазрат Мирза Гулам Ахмад, Обетованный Мессияас, предложил заключить договор, согласно которому индуисты будут уважать и почитать Святого Пророка ислама, мир ему, и считать его истинным Посланником Бога, как он и его последователи верят в Раму и Кришну как в избранных Богом. (Пятитомный комментарий, том 2, стр. 514)
Парламент мировых религий (Лахор, 1896): Когда Свами Садху Шуган Чандар созвал вторую религиозную конференцию, Обетованный Мессияас направил Хазрата Маулви Абдула Карима Сиалкотира для представления его знаменитой речи. Её публикация убедила многих читателей в жизнеспособности и сострадательности ислама — это было одно из первых подтверждений силы научного и вежливого диалога. («Конференция великих религий (Джалса Азам Мазахиб)», www.ahmadipedia.org)
Эти прецеденты основаны на незыблемом принципе свободы совести, к которому мы сейчас и обратимся.
Свобода совести
Принуждение противоречит истинной вере:
لَاۤ اِکۡرَاہَ فِی الدِّیۡنِ ۟ۙ قَدۡ تَّبَیَّنَ الرُّشۡدُ مِنَ الۡغَیِّ
«В религии не должно быть принуждения. Воистину, благое стало отличаться от дурного». (Сура «Корова», глава 2, аят 257)
Этот аят гарантирует свободу вероисповедания. Однако толерантность не означает моральный релятивизм: мусульманам по-прежнему предписано доносить истину ислама с помощью хикмы (мудрости) и мау‘изы хасаны (мягкого увещевания), веря в то, что сердца в конечном счёте направляет Бог. Поэтому защита свободы должна сопровождаться практическими инициативами, которые превращают диалог в совместное благо.
На пути к практической программе
Местные диалоговые площадки: организуйте районные форумы, на которых представители разных конфессий будут ежеквартально встречаться для обсуждения социальных проблем, например нехватки продовольствия или насилия среди молодёжи.
Совместные проекты: совместные акции по сдаче крови или уборке окружающей территории укрепляют дух товарищества, выходящий за рамки теологических споров.
Образцовые мечети и церкви: программы дней открытых дверей, экскурсии и сессии вопросов и ответов способствуют взаимопониманию и помогают развеять заблуждения.
Научный обмен: семинары между семинарами способствуют академическому, основанному на фактах обсуждению, а не сенсационным заявлениям.
Такие инициативы, основанные на библейских заповедях и пророческих примерах, ведут к ясному финалу.
Заключение
Межконфессиональный диалог — это не просто проявление вежливости, а обязанность, предписанная Кораном, и гуманитарная необходимость. Вернувшись к пророческому идеалу взаимного уважения и реализуя конкретные инициативы на низовом уровне, верующие могут превратить религиозное разнообразие из повода для конфликтов в катализатор коллективного прогресса. Да сделает нас Аллах орудием этого мира. Амин.
Автор Арио Фадлул-Муксит Олувасегун, студент Международной Ахмадийской школы, Гана