Восемь  фундаментальных аргументов в пользу существования Бога ( в изложении второго главы ахмадийской мусульманской общины Мирзы Башируддина Махмуда Ахмада)

 

Нельзя отрицать, что вера в Бога быстро исчезает, особенно в западных странах. Быть атеистом в средней школе и университете довольно модно, и во многих учебных заведениях это стало нормой. Это делает еще более важным понимание аргументов в пользу существования Бога, чтобы искатель истины мог начать свой путь к общению с Богом.

В 1921 году Хазрат Мирза Башируддин Махмуд Ахмад  произнес замечательную речь под названием «Хасти Бари Таала» (Существование Бога Всемогущего). В своей речи он адекватно изложил аргументы в пользу необходимости веры в Бога, всесторонне объяснил восемь мощных аргументов в пользу существования Бога и ответил на несколько утверждений, которые люди выдвигают против этих аргументов. Это поистине изумительная, хорошо проработанная речь, которая в достаточной мере затрагивает эту тему. В этой статье делается попытка кратко представить эти аргументы, сформулированные Хазратом.

Зачем верить в Бога?

Прежде чем изучать аргументы в пользу существования Бога, важно понять необходимость веры в Высшее Существо. Многие люди утверждают, что ведут счастливую, приятную жизнь, и выражают отсутствие интереса к попыткам исследовать существование такого существа. На самом деле многие с самого начала отвергли бы любую дискуссию о Боге, потому что сочли бы ее бесполезным занятием.

Отвечая на этот вопрос, Второй глава ахмадийята сначала утверждает, что вера в Бога необходима просто потому, что Бог существует.

«Когда мы верим в существование других вещей, которые действительно существуют, зачем делать исключение для Бога? Мы не подвергаем сомнению необходимость верить во многие другие вещи, в существование которых мы верим, и не спрашиваем о пользе веры в них. Ученые исследуют существование столь многих вещей только для того, чтобы расширить свои знания и понимание мира, в котором мы живем. Предпринимаются необычайные усилия для исследования существования мельчайших частиц Вселенной. Почему бы не предпринять аналогичные усилия, чтобы исследовать, по крайней мере, существование Личности,  являющейся Творцом и  Вседержителем?»

Другой акцент, сделанный Хазратом Баширутдином, состоит в том, что исследование существования Бога ведет к большему пониманию работы нашего мира. Узнав больше о Боге, можно добиться значительного прогресса в различных областях знания. Другими словами, простое упражнение в исследовании ведет к большим истинам. Точно так же вопрос не в том, должны ли мы исследовать существование Бога, потому что не мы начали это исследование. Вместо этого Бог напрвляет Своих посланников и сосредотачивает наше внимание на Себе. Поскольку это  было доведено до нашего сведения Божественными  посланниками (которые передали его таким образом, что мы не можем влиять на него), нам остается  проанализировать послание и в его свете  искать ответы на свои вопросы.

Аргумент № 1: Всеобщая вера в Высшее Существо

 

Возвращаясь к рассматриваемой теме, первый аргумент, который приводит  Хазрат Башируддин , состоит в том, что существование Бога должно быть принято, потому что это общепринятая вера. Каждый народ верит в существование Высшего Существа. Даже некоторые выдающиеся атеисты писали, что то, что принято всем миром, не может быть абсолютно неправильным. В этом должна быть какая-то реальность.  В связи с этим в Священном Коране говорится :

وَإِنْ مِنْ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٌ ( И нет народа без того, чтобы не прошел в нем предостерегающий) (Коран 35:25)

То есть каждый народ получил «увещевателя» или посланника от Бога. Другими словами, у каждого народа была своя доля людей, которые призывали его к Богу Всемогущему, что привело к тому, что вера в Бога стала широко распространенной, и это достаточная причина для того, чтобы мы тоже придерживались этой веры.

Аргумент № 2: Потребность в Независимом Существе

Второй аргумент в пользу существования Бога содержится в третьем стихе главы 114 Священного Корана, который гласит::

اللهُ الصَّمَدُ (Аллах неизменный, вечный) (Коран 112:3)

Эти слова означают, что Аллах-единственное совершенное Существо . «Самад»-это атрибут Аллаха, который означает, что Он не зависит ни от кого другого в своем существовании, и все другие формы существования зависят от Него в своем существовании. Доказательство этого аргумента можно найти повсюду в мире. В мире нет ничего совершенного само по себе. Все требует чего-то другого для своего существования и не может существовать без них. Эта зависимость показывает, что мир не может поддерживать себя сам и нуждается в совершенно Независимом Существе, Которое может управлять им, то есть в Боге.

Аргумент № 3: Эволюция

 

Обычно считается, что процесс эволюции опровергает веру в Творца Вселенной. Однако  Хазрат Башируддин пишет, что этот процесс фактически опровергает атеизм. Это происходит потому, что все исследователи в этой области согласны с тем, что все прогрессировало и развивалось, и «естественный отбор» играл свою роль в выживании наиболее приспособленных вплоть до рождения разумного вида человека. На этом физический процесс эволюции закончился, и только прогресс человеческого понимания и интеллекта продолжается. С точки зрения ислама, это прекрасное доказательство существования Бога. Если бы природа была творцом людей, то этот процесс эволюции продолжался бы, и люди эволюционировали бы в какую-то другую  [физическую] форму творения. Очевидно, что целью всего этого процесса было рождение человека, и эта цель не могла быть поставлена природой. Он, должно быть, был установлен Высшим Разумным Существом.

Аргумент № 4: Причина и следствие

Общим аргументом в пользу существования Бога является аргумент причины и следствия. Второй х рассказывает, что однажды жил-был философ, который встретил неграмотного бедуина. Философ спросил его: “Ты веришь в Бога?” Он ответил: “Да”. Затем он спросил: “Какие у вас есть доказательства существования Бога?’ Он сказал:

اَلْبَعْرَۃُ تَدُلُّ علی الْبَعِیْرِ و اٰثَارُ الاَقْدَامِ علی السَّفِیْرِ وَ السَّمَآءُ ذَاتُ البُروجِ والارضُ ذَاتُ الفِجَاجِ کَیفَ لا تَدُلُّ علی الّطِیفِ الخَبِیرِ

Экскременты являются доказательством существования верблюдов, а следы ног – доказательством присутствия путешественника; почему же тогда небо, полное звезд, и земля, полная путей, не являются доказательством существования Бога-Непостижимого, Мудрого?

Это общий аргумент, который приводился в пользу существования Бога с древних времен.  Несмотря на то, что против него было выдвинуто много возражений, он по-прежнему по существу верен, о чем также говорится в Священном Коране:

أَفِي اللهِ شَكٌّ فَاطِرِ السَّمٰوٰتِ وَالْأَرْضِ ( Неужели есть сомнения в Аллахе- Творце неба и земли (Коран 14:11)

Аргумент № 5: Сложность  устройства Вселенной

Пятый аргумент, выдвинутый вторым главой ахмадийята, на самом деле является продолжением четвертого аргумента. В то время как в четвертом аргументе существование Бога доказывается на основе существования Вселенной, пятый аргумент доказывает существование Бога на основе замысла или организации мира. Во Вселенной существует множество планет и звезд, каждая из которых имеет свои собственные «задачи» и «правила», которым она подчиняется. Предположим, что этот человек появился на свет сам по себе. Как же тогда предположить, что весь мир был автоматически построен в соответствии с потребностями человека? Возьмем, к примеру, человеческий глаз. Для того, чтобы глаз функционировал должным образом, мы находим присутствие солнца на расстоянии 149 600 000 км!! Без солнца люди не смогли бы использовать свои глаза для каких-либо благих целей. Как может такой совершенный порядок и замысел возникнуть из хаоса? Такая обширная, сложная система не может возникнуть без Высшего, Всемогущего Существа, Которое Познает Невидимое. Вероятность существования такой сложной вселенной настолько бесконечно мала, что она считалась бы практически невозможной без существования Творца, то есть Бога. Этот же аргумент представлен в следующих стихах Священного Корана:

«Благословен тот в Руке которого Царство, и Он над всем сущим- властитель. Тот, кто создал смерть и жизнь, чтобы испытать вас- кто из вас лучше деянием. И Он- Всемогущий, Всепрощающий.. Тот , Кто сотворил семь небес слоями. Ты не видишь в творении Всемилостивого никакой несогласованности. Обратиже взор свой, видишь ли ты какой нибудь изъян? Потом обрати взор свой еще и еще раз, Вернется к тебе взор ослабевшим и утомленным. (Коран 67: 2-5).

Аргумент № 6: Мораль

Шестой аргумент приводится в следующих аятах Священного Корана:

«Клянусь Днем Воскресения, клянусь душой, себя порицающей» ( Коран 75:2-3)

Тот факт, что в каждом человеке есть совесть, которая заставляет человека сожалеть о совершении любого зла, является еще одним убедительным доказательством существования Бога. Иначе такого отвращения к злу не было бы в его сердце. Вместо этого он мог бы свободно делать все, что пожелает. Поэтому это знание о добре и зле действительно было вложено Богом в сердца людей, чтобы обратить их внимание на Себя.

Аргумент № 7: Свидетельство

Седьмой аргумент в пользу существования Бога, обсуждаемый Хазратом Башируддином, – это свидетельство. На самом деле это то, что используется для вынесения суждений почти во всех сферах жизни. Все, во что человек верит, и все, что он принимает за истину, основано на свидетельстве и очень редко на личном опыте. Большая часть различных форм знания, таких как медицина, инженерия, астрономия и так далее, принимается на основе свидетельского опыта. Некоторые люди переживают определенные вещи, а другие основывают свои исследования на свидетельствах таких людей. Если большая группа правдивых, благочестивых людей дает свидетельство о том, что они видели что-то или обнаружили, что что-то существует, то такое свидетельство должно быть принято. В этом случае великие люди, такие как Авраам (ас), Моисей (ас), Иисус (ас), Давид (ас), Соломон (ас) и Святой Пророк Мухаммад (са), все свидетельствуют о том, что Бог существует.

Аргумент № 8: Величайший аргумент

Все рассмотренные до сих пор аргументы лишь доказывают существование Бога в философском или интеллектуальном смысле, а человеческий ум всегда может ошибаться. Восьмой аргумент, однако, направляет наше внимание на новый ряд аргументов, которые связаны с наблюдением, и это устраняет возможность ошибки.

Следует помнить, что Аллах Возвышенный не дал нам ни одного, ни двух, ни пяти, ни шести, ни даже десяти или двадцати доказательств Своего существования. Вместо этого Он дал нам сотни аргументов и доказательств. На самом деле, каждый атрибут Аллаха является доказательством Его существования. Для краткости возьмем только два примера. Первый пример-это атрибут Аль-Азиз (Могущественный). Если мы увидим влияние этого атрибута Аллаха, это скажет нам, что есть Бог, Который является Аль-Азизом.

Относительно этого атрибута Аллах говорит::

Предначертал Аллах: « Несомненно победу одержу Я и Посланники Мои». Воистину Аллах- Всесильный, Могущественный.  ( Коран 58:22).

С одной стороны, мы видим, что Аллах Возвышенный обещает, что Он непременно приведет  Своих Посланников к  победе. С другой стороны, мы замечаем, что Его Посланник почти всегда выбирается из числа слабых и бессильных. Когда мы смотрим на ситуацию, в которой  Благословенный  Пророк (са) поднялся со своим заявлением о том, что он Посланник Бога, а затем в конечном итоге стал правителем Аравии, мы вынуждены признать, что он не мог бы сделать это без Божественной помощи. У него не было ни власти, ни влияния, ни богатства, ни знаний, ни даже умения читать и писать! Затем, когда он сделал свои заявления, кажется, что весь мир повернулся против него. Однако результатом всего этого было то, что он в конце концов вошел в Мекку с 10 000 сподвижников! Это доказывает, что есть Бог, Который поддерживал и защищал его, и в конечном итоге позволил ему преуспеть и получить господство над всеми его врагами.

Второй пример-это атрибут Аль-Муджиб (Тот, Кто принимает молитвы). Почти каждый верующий в мире может засвидетельствовать тот факт, что он или она молились Богу и Он принял его или ее молитвы. На самом деле, во многих случаях, благодаря молитвам смиренного человека, Бог делает вещи, которые кажутся совершенно невозможными!

 

Review of Religions