2 сентября сообщалось, что Турция стала первым и единственным членом НАТО, запросившим вступление в экономическую группу стран БРИКС. В БРИКС, возглавляемом Россией, Китаем, Ираном и Южной Африкой, доминируют президенты России и Китая Владимир Путин и Си Цзиньпин.
Один бывший турецкий дипломат сообщил новостному изданию Newsweek , что шаг президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана был вызван «накопленным разочарованием» Западом и ЕС. Синан Ульген, глава базирующегося в Стамбуле аналитического центра EDAM, сказал: «Это стратегия укрепления отношений с незападными державами в то время, когда гегемония США ослабевает».
Экономическая группировка, изначально называвшая себя БРИК по инициалам своих основателей — Бразилии, России, Индии и Китая — изначально была озабочена поиском инвестиционных возможностей для своих быстрорастущих экономик. Они провели свою первую встречу в 2006 году и вскоре превратились в формальный геополитический блок.
В 2010 году ЮАР была приглашена присоединиться, и это привело к изменению названия на БРИКС. Блок стал рассматриваться как глобальная альтернатива возглавляемой США экономической группировке G7 — неформальному органу, включающему семь развитых экономик мира: США, Великобританию, Канаду, Францию, Германию, Италию и Японию. Европейский союз является «неперечисленным членом».
В августе 2023 года на саммите в Йоханнесбурге БРИКС пригласил шесть новых стран присоединиться к группе: Аргентину, Египет, Эфиопию, Иран, Саудовскую Аравию и Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ). Приглашение отражало стремление БРИКС бросить вызов доминированию G7 на мировой экономической арене и укрепить связи с развивающимися экономиками.
Аргентина — единственная страна, официально отклонившая приглашение. Саудовская Аравия колеблется, может, когда-нибудь и примет, но пока участвует в деятельности организации как приглашенная страна. Остальные четыре присоединились 1 января 2024 года. В совокупности члены БРИКС теперь охватывают около 30% поверхности суши и 45% населения мира.
Заявка Турции на вступление ставит ее в противоречие с остальной семьей НАТО, но она была проблемным членом с самого начала. Принятая в 1952 году, когда Холодная война была в самом разгаре, надежда была на то, что Турция поможет защитить восточный фланг НАТО от советской агрессии. В этом случае Турция, наполовину входящая в Европу, наполовину выходящая из нее, часто расходилась с консенсусным мнением альянса. Но с тех пор, как Эрдоган пришел к власти — сначала как премьер-министр Турции, а затем как президент — Турция последовательно преследовала тактические и внешнеполитические цели, противоречащие целям Запада.
Убежденный в том, что место Турции в организации незыблемо по стратегическим соображениям, Эрдоган настойчиво преследовал собственную цель. Например, даже когда западные страны объединились для борьбы с террористическими группировками, такими как «Аль-Каида» и «Исламское государство», Эрдоган продолжал поддерживать исламистское «Братьев-мусульман» и его ответвления экстремистских ополченцев. В Сирии Турция постоянно бросает вызов США за поддержку курдских сил, которые Эрдоган считает террористами.
Затем случился провал с попыткой Эрдогана купить F-35, новейшее поколение американских истребителей-невидимок, в то самое время, когда он устанавливал российскую передовую систему ПВО С-400. Несмотря на энергичные американские возражения и угрозу санкций, Турция получила первую партию из России в июле 2018 года.
Это сделало сделку по американскому F-35 невозможной. S-400 специально разработан для обнаружения и сбивания истребителей-невидимок, таких как F-35. Если Турция приобретет оба, российские специалисты, необходимые для установки системы S-400, смогут узнать о передовых технологиях, встроенных в американские истребители.
Поэтому, когда стало совершенно очевидно, что Эрдоган настаивает на получении российской системы ракет «земля-воздух», Вашингтон отменил сделку по F-35.
Эффект от покупки Турцией С-400 заключался в усилении растущего влияния России на Ближнем Востоке. Каждая последующая операция НАТО должна была учитывать присутствие российской системы в Турции – разрушительный эффект для западного альянса, что очень понравилось Путину.
Путин также должен смаковать заявку Турции на вступление в БРИКС — еще одну главу в саге Эрдогана, основанную на его вере в то, что он может и бегать с зайцем, и охотиться с гончими. Он может почувствовать, что побочным продуктом его членства в БРИКС станет получение благоприятной поддержки для его последних дипломатических усилий — нового исламского альянса, посвященного делегитимации и дестабилизации Израиля. Теперь он раскрывает «наступление очарованием», которое он направил на Израиль в апреле 2022 года, как прикрытие realpolitik, которым он всегда и был. В то время ему срочно нужно было улучшить свои отношения с США.
7 сентября, выступая в Стамбуле, Эрдоган заявил: «Единственный шаг, который остановит израильское высокомерие, израильский бандитизм и израильский государственный терроризм, — это союз исламских стран». Он также подчеркнул, что недавние дипломатические шаги Турции по улучшению отношений с Египтом и Сирией были направлены на создание «линии солидарности против растущей угрозы экспансионизма».
Египет, конечно, уже является членом БРИКС. По крайней мере, еще десять стран выражают интерес к присоединению. Среди них есть немало потенциальных сторонников турецкого антиизраильского консорциума, таких как Алжир, Бангладеш, Индонезия, Нигерия и Пакистан.
Страх Эрдогана перед израильским «экспансионизмом», вероятно, частично относится к Авраамским соглашениям — соглашениям, в рамках которых четыре арабских государства нормализовали свои отношения с Израилем, не требуя создания палестинского государства в качестве предварительного условия. Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) уже являются членом, а Саудовская Аравия, которая ведет продвинутые переговоры с США о собственном Авраамском соглашении, была приглашена присоединиться к группе БРИКС во время ее саммита в августе 2023 года, но не сделала этого 1 января 2024 года, что было предложенной датой. Она все еще рассматривает этот вопрос.
Нынешнее недовольство Эрдогана Западом проистекает из его поддержки ответа Израиля на варварское нападение ХАМАС на Израиль 7 октября. Последующая негативная критика со стороны многих западных стран сопутствующих смертей, ранений и физического ущерба не сделала ничего, чтобы успокоить его. Его сообщенный ответ на взрывы пейджеров и эпизоды с рациями заключается в обвинении Израиля в стремлении расширить войну в Газе на Ливан.
Турция осталась двусмысленной в отношении вторжения Путина на Украину. В отличие от других членов НАТО, она не ввела санкции против Кремля. Вместо того, чтобы раздражать Москву, Эрдоган зарекомендовал себя в качестве посредника между Россией и Украиной. Он выступил посредником в переговорах об экспорте зерна из черноморских портов и последнем обмене пленными между Москвой и Вашингтоном.
«Турция может стать сильной, процветающей, престижной и эффективной страной, — заявил он 1 сентября, — если она одновременно улучшит свои отношения с Востоком и Западом. Любой другой метод не принесет Турции пользы, а только навредит ей».
Разогревая свою тему и придерживаясь своей шаткой, но устоявшейся стратегии, он продолжил: «Нам не нужно выбирать между Европейским союзом и Шанхайской организацией сотрудничества (ШОС), как утверждают некоторые. Напротив, мы должны развивать наши отношения как с этими, так и с другими организациями на взаимовыгодной основе».
Заявка Турции на вступление в БРИКС будет обсуждаться на саммите в России в октябре.
Автор Невилл Теллер