Главная Мир сегодня Войны за торговые коридоры: обострение конкуренции между Китаем, Россией, Ираном и Западом 

Войны за торговые коридоры: обострение конкуренции между Китаем, Россией, Ираном и Западом 

через Исмаил
0 комментарий 16

Современные конфликты всё чаще организуются с участием нескольких стран и сфер влияния и проявляются по-разному: от обычных боевых действий на земле до операций по стратегическому влиянию. Неформальная коалиция Китая, Ирана, России и, совсем недавно, Северной Кореи (CIRN) представляет собой региональную сеть противодействия влиянию, бросающую вызов геополитическому и экономическому господству Соединённых Штатов и Запада в целом. В то время как Северная Корея присоединилась к российским войскам на Украине и в основном известна своими политическими и военными заявлениями, Китай, Иран и Россия тесно сотрудничают в создании новой торговой и инвестиционной платформы для поддержки своих политических целей.Подписки на финансовые новости

Хотя мы ещё не живём в условиях полномасштабной глобальной войны, глобальное экономическое противостояние уже идёт полным ходом, что может стать прелюдией к открытым военным действиям. Этот сдвиг парадигмы, вероятно, начался в 2022 году, когда Россия перекрыла Украине доступ к торговым путям в Чёрном море, препятствуя её важнейшим экспортным каналам на мировом рынке. Этот шаг был встречен западными санкциями. За последние два года коалиция CIRN (также известная как CRINK, от аббревиатуры «Северная Корея») становится всё более заметной, в то время как торговые и инвестиционные коридоры стратегически перестраиваются как западными, так и антизападными блоками, что отражает перераспределение глобальных экономических связей и реструктуризацию мировой экономики.

Я предпочитаю аббревиатуру CIRN для описания неформального альянса между Китаем, Ираном, Россией и Северной Кореей, поскольку она отражает основную динамику этого партнёрства. Участие Северной Кореи в поддержке действий России на Украине, вероятно, зависело от молчаливого одобрения Китая — по крайней мере, её войскам пришлось бы полагаться на китайские транспортные маршруты, чтобы добраться до России. Таким образом, это партнёрство лучше всего понимать как китайско-иранско-российскую сеть, стратегическое, но неформальное партнёрство, направленное на продвижение интересов каждой из стран и постоянное противодействие влиянию Запада, особенно в Евразии.

Эта неформальная коалиция стала особенно заметна в 2022 году, когда Россия инициировала глобальную экономическую конфронтацию, нарушив устоявшиеся торговые пути. С тех пор CIRN активно изучает альтернативные пути влияния и торговли, используя своё положение, чтобы бросить вызов ослабевающему доминированию Запада на мировой арене.Подписки на финансовые новости

Войны на Украине и Ближнем Востоке привели к двум серьёзным последствиям. Во-первых, возросла напряжённость и негативное влияние на морские перевозки и логистику. Стоимость международных перевозок и страхования не только выросла, что привело к инфляционному давлению, но и существует вероятность того, что конфликт поставит под угрозу открытые и свободные морские пути, что приведёт к проблемам и изменениям в правилах ООН. Вторым основным последствием двух взаимосвязанных конфликтов, учитывая их влияние на мировую экономику, является изменение маршрутов сухопутной торговли, поскольку с 2022 года грузопотоки по старым евразийским маршрутам резко сократились.

Северный коридор, или Новый евразийский сухопутный мост, долгое время служил основным грузовым маршрутом, соединяющим Азию и Европу. Эта трансконтинентальная железнодорожная система простирается от Китая через Казахстан, Россию и Беларусь, предлагая единую инфраструктуру благодаря унифицированной ширине колеи и согласованным нормативным требованиям под эгидой Организации сотрудничества железных дорог. Эти согласованные технические стандарты и механизмы управления исторически укрепляли стратегическое доминирование коридора в торговых потоках Евразии. Но война в Украине привела к санкциям и неопределённости, и перевозки по этому маршруту сократились. В 2023 году объёмы перевозок по этому маршруту в западном направлении сократились на 51% по сравнению с предыдущим годом, а объёмы перевозок в восточном направлении в Китай были на 44% ниже уровня 2022 года.

В результате и Южный коридор (который начинается в Китае, пересекает Центральную Азию, Иран и Турцию и доходит до Средиземноморья и Европы), и Средний коридор (который начинается в Китае, пересекает Казахстан, Каспийское море, Азербайджан, Грузию, Турцию и Чёрное море) стали важнейшими торговыми путями между Европой и Китаем, изменив глобальную динамику перевозок и торговли. В то время как Китай перераспределил большую часть своих коммерческих перевозок, Россия с 2022 года ускорила инвестиции в эксплуатацию Международного транспортного коридора «Север — Юг» (МТК «Север — Юг»), соединяющего северные порты России с портами Ирана через Кавказ и Каспийское море. МТК «Север — Юг» также является более короткой и экономичной альтернативой традиционным маршрутам, таким как Суэцкий канал.

Если рассматривать географию этих коридоров, можно сделать несколько наблюдений. Во-первых, Турция, по-видимому, является общим знаменателем для Среднего и Южного коридоров. Во-вторых, хотя один из вариантов Среднего коридора не включает Турцию, а опирается на открытое и свободное Чёрное море, и Средний, и Южный коридоры являются частью китайской инициативы «Один пояс, один путь». В-третьих, Иран находится на пересечении Южного коридора и INSTC.

Кроме того, учитывая растущую координацию между членами CIRN, Тегеран видит возможность сотрудничать как с Россией, так и с Китаем в строительстве коридора «Север-Юг» и расширении своего участия в том, что Китай называет инициативой «Один пояс, один путь». В конце концов, Иран стремился создать параллельные торговые сети и системы за много лет до 2022 года из-за собственных экономических проблем, вызванных санкциями США и некоторых других западных стран из-за его ядерной программы.

Летом 2024 года Москва и Тегеран планировали инвестировать около 25 миллиардов долларов в развитие внутренних водных путей и железных дорог, чтобы соединить Санкт-Петербург с портами Чабахар и Бендер-Аббас. Также этим летом Иран запустил свой первый грузовой поезд в Китай в рамках так называемого железнодорожного коридора Китай-Иран-Европа. По пути в Китай иранский поезд пройдёт через Казахстан и Туркменистан в рамках проекта «Южный коридор».

В этом смысле Иран становится естественным связующим звеном в неформальном альянсе CIRN, обеспечивая логистическую основу для неформальной координации и позволяя региональной сети противодействия влиянию Запада более эффективно противостоять ему. Хотя это можно рассматривать как реакцию России на западные санкции и как способ для Китая продолжать сотрудничество с Россией по экономическим причинам, их инвестиции в новые торговые и инвестиционные коридоры имеют долгосрочную стратегическую цель. Чтобы эти пути стали действенными и успешными, нужно не только (в буквальном смысле) создать новые методы сотрудничества, но и упростить процесс отделения от Запада, заложив тем самым основу для более формального многостороннего сотрудничества, которое привлечёт к нему больше участников.

Развитие новых торговых коридоров можно рассматривать как стратегический шаг в продвижении более масштабного глобального движения, призванного уравновесить доминирование Запада. Эти дискуссии вращаются вокруг призывов к неприсоединению, усилению сотрудничества по принципу «юг-юг» и БРИКС. Хотя БРИКС пока не добился значительных экономических результатов, он эффективно функционирует как политический магнит, привлекая страны, стремящиеся изучить потенциальные экономические выгоды за пределами политических саммитов группы.

Турция, в частности, проявляла интерес к вступлению в БРИКС с 2018 года, что должно было продемонстрировать растущее влияние страны в регионе, а также её многосторонний подход к внешней политике. Совсем недавно, в сентябре 2024 года, появились сообщения о том, что Турция официально подала заявку на вступление в БРИКС, и российские официальные лица подтвердили эту заявку. Однако турецкие официальные лица высказались неоднозначно, заявив, что процесс продолжается без подтверждения официальной заявки, и по состоянию на ноябрь 2024 года статус членства Турции остается неопределенным, поскольку официального подтверждения принятия в группу БРИКС нет. Неприсоединение Турции к Западу в вопросе санкций против России и ее позиционирование в Черном море в качестве ключевого участника переговоров между Россией и Западом по Украине поставили под сомнение ее союз с Западом, даже если она является членом НАТО.

В то же время Турция и Китай сблизились по мере развития двусторонней торговли и инвестиций, а визиты на высоком уровне в последние годы стали более частыми. Более того, в 2015 году китайский консорциум, в который входят COSCO Pacific, China Merchants Holdings International и CIC Capital, приобрёл 65% акций Kumport, что стало крупнейшей китайской инвестицией в турецкий черноморский порт, который тогда был частью инициативы «Один пояс, один путь», а теперь фактически является частью Среднего коридора.

Стратегическое балансирование Турции между Россией, Китаем и Западом, а также её положение на жизненно важных торговых путях с Востока на Запад имеют большое значение для альтернативных коридоров. Роль Турции может усилить способность этих маршрутов способствовать незападным торговым потокам, что соответствует более широким целям CIRN. Учитывая свои сложные отношения с Соединёнными Штатами, Турция уже давно использует свои связи с Россией, а теперь и расширяющиеся отношения с Китаем, чтобы укрепить своё стратегическое влияние на Вашингтон. Наблюдая за тем, как США отворачиваются от Евразии и Ближнего Востока, что Анкара интерпретирует как ослабление американского присутствия в регионе, Турция видит возможность использовать свои связи с Китаем и Россией не только в экономических интересах, но и для того, чтобы сохранить союзнические отношения с сильнейшими развивающимися державами региона.

Турция не одинока в Черноморском регионе в стремлении привлечь китайские инвестиции, направленные на расширение торговых коридоров. В последние годы Китай расширил своё экономическое присутствие в Грузии, уделяя приоритетное внимание инфраструктуре и стратегическим проектам, имеющим важное региональное значение. В мае 2024 года возглавляемый Китаем консорциум получил контракт на строительство глубоководного порта Анаклия на черноморском побережье Грузии: проект, который должен усилить роль Грузии в Среднем коридоре и китайской инициативе «Один пояс, один путь». Помимо этого, китайские компании реализовали крупные инфраструктурные проекты, такие как строительство тоннеля Квешети-Коби, крупнейшего в Грузии, который ещё больше интегрирует страну в растущую трансевразийскую торговую сеть Китая. Эти проекты подчёркивают стратегическую заинтересованность Китая в позиционировании Грузии как важнейшего транзитного узла в соответствии с его более широкими целями по укреплению связей и влияния в Евразии.

Стратегия Китая по расширению своего присутствия на евразийских торговых коридорах основана не только на строительстве этих маршрутов, но и на обеспечении их конкурентоспособности и привлекательности для перевозчиков. В исследовании, проведённом в июле 2024 года, оценивалась конкурентоспособность этих коридоров, что важно для понимания того, какие маршруты наиболее подходят для транзита из Азии в Европу. В исследовании оценивались различные коридоры на основе их текущих эксплуатационных характеристик. Результаты показали, что традиционный морской коридор лидирует по показателям с индексом конкурентоспособности 0,7203 (по шкале от 0 до 1). За ним следует Транссибирский коридор с показателем 0,4056, а затем Средний и Южный коридоры с аналогичными показателями 0,2864 и 0,2662 соответственно.

Чтобы противостоять Китаю и неформальному альянсу CIRN в их стремлении расширить своё влияние на Евразию и потенциально изменить динамику мировой торговли с помощью таких коридоров, как маршрут «Север-Юг», который развивает Россия и который связывает сети «Восток-Запад» с глобальными морскими путями, Запад должен активно работать над укреплением своего присутствия на этих стратегических маршрутах. Для этого потребуется не только увеличить инвестиции Запада в эти транзитные коридоры, но и стратегически расставить приоритеты на маршрутах, менее уязвимых для влияния CIRN. Инвестиции в эти коридоры окупятся с лихвой не только потому, что есть чёткое экономическое обоснование для альтернатив Северному коридору, который, скорее всего, будет использоваться недостаточно, учитывая, что даже после окончания войны на Украине реинтеграция России в европейскую торговлю столкнётся с серьёзными трудностями, но и потому, что такие инвестиции позволят Западу сохранить влияние в быстро меняющейся инфраструктурной среде, обеспечив сбалансированную роль в формировании глобальных экономических и торговых маршрутов.

С геостратегической точки зрения, центральная роль Китая на всех торговых путях, соединяющих Азию, делает нарушение работы CIRN зависимым от западных инвестиций в альтернативные коридоры, которые проходят в обход Ирана и ограничивают зависимость от Турции. Подход Турции, балансирующей между альянсами и отдающей приоритет сиюминутной выгоде, привел к тому, что она сблизилась с Китаем и временами идет на уступки России, что добавляет неопределенности. В то время как Европа может смириться с этой неопределенностью, учитывая меньшую подверженность влиянию функционирующего альянса CIRN на открытые глобальные торговые пути, Соединенные Штаты не могут позволить себе такую снисходительность. Соединённые Штаты рассчитывают на бесперебойное функционирование глобальных морских путей, что является одним из их ключевых геополитических императивов. Поэтому Соединённым Штатам необходимо быть готовыми к любым изменениям в торговых нормах, которые может повлечь за собой CIRN.

Пересечение российского коридора «Север-Юг» с Центральным и Южным коридорами, где Китай расширяет своё влияние, представляет собой проблему не только для Евразии, но и для всей международной торговой системы. Учитывая заявленные Китаем и Россией долгосрочные цели по снижению влияния Запада на мировых рынках, структура этих коридоров свидетельствует об их намерении заложить основу для достижения этой цели. Хотя эти новые коридоры не предназначены для краткосрочной или среднесрочной перспективы, если они установят правила, которые подорвут существующие нормы открытого и свободного судоходства, поддерживаемые в настоящее время западными стандартами, это повлияет на мировую торговлю.

Поэтому вполне вероятно, что Запад — как Европа, так и Соединённые Штаты — будет искать способы противостоять влиянию, которое альянс CIRN оказывает на Евразию, в том числе внимательно изучая развитие существующих торговых коридоров. Средний коридор имеет два варианта: один ведёт в Европу через Турцию и Средиземноморье, а другой — через Чёрное море в Румынию и Болгарию. Наряду с Южным коридором эти маршруты можно объединить в Средний коридор A и Средний коридор B, сравнив регионы и страны, через которые они проходят. Этот анализ показывает, что наиболее благоприятным для Запада коридором «Восток — Запад» с точки зрения контроля и минимальных сложностей является Средний коридор B. Этот маршрут проходит из Китая через Центральную Азию и Кавказ, затем через Чёрное море прямо в Европу, предлагая надёжный путь с пониженными геополитическими рисками.

Вариант торгового коридора, который проходит в обход Ирана и Турции, пролегает через Чёрное море — регион, которому в настоящее время грозит эскалация конфликта. Стратегическая цель России — контролировать южное побережье Украины, что подчёркивается растущим числом атак на Одесский порт в последние месяцы, — усиливает опасения по поводу безопасности этого маршрута. Хотя в настоящее время Средний коридор немного более конкурентоспособен, чем Южный, учитывая текущее состояние мультимодальной инфраструктуры, устойчивая поддержка инвестиций со стороны Запада может сделать его более привлекательным. В то же время, возможно, что по мере того, как война на Украине будет заканчиваться в пользу Запада, Чёрное море снова станет открытым и свободным, учитывая заинтересованность в свободном судоходстве.

Усилия Запада по развитию Среднего коридора и продвижению «открытой Центральной Азии», которая приветствует инвестиции, не зависящие от китайского и российского влияния, уже приносят свои плоды. Стратегия ЕС в Центральной Азии и участие США в региональных проектах по налаживанию связей способствовали решению Казахстана не вступать в БРИКС в 2024 году, вместо этого сосредоточившись на экономическом росте. Вместо этого акцент Запада на региональном сотрудничестве без явной блоковой политики хорошо сочетается с независимой внешнеполитической позицией Казахстана. Казахстан выразил заинтересованность в инициативе ЕС «Глобальные ворота», которая финансирует инфраструктурные проекты, что свидетельствует о его открытости для развития при поддержке Запада.

Развитие Среднего коридора B — маршрута, ведущего в Европу через Чёрное море, — может сыграть ключевую роль в сохранении открытости Южного Кавказа для экономического роста при поддержке Запада, даже несмотря на его взаимодействие с Россией и Китаем. Этот потенциал обусловлен двумя факторами.

Во-первых, пока Центральная Азия, в частности Казахстан, остаётся восприимчивой к сотрудничеству с Западом в области инфраструктурных проектов, Южный Кавказ может извлечь выгоду из этой открытости. Во-вторых, расширение Среднего коридора B соответствует западной «линии сдерживания», которая простирается от Балтийского моря до Чёрного и Адриатического. Эта инициатива, также известная как «Инициатива трёх морей», направлена на развитие инфраструктуры как в экономических, так и в военных целях и приобретает всё большее значение с начала войны в Украине.

Этот стратегический фокус уже стимулировал значительные инвестиции в ключевые портовые сооружения, такие как Гданьск и Констанца, а также в развитие железнодорожного сообщения между ними. В перспективе эти усилия могут также способствовать превращению Дуная в коммерческий коридор с потенциалом двойного назначения для военной логистики. В то же время «Виа Карпатия», транснациональная сеть автомагистралей, соединяющая Балтийское море с Эгейским и Чёрным морями для укрепления перевозок с севера на юг и региональной торговли, остаётся приоритетным направлением для инициативы «Три моря». Хотя многие проекты получают финансирование от ЕС, они также привлекают значительные частные инвестиции, что подтверждает идею о том, что окупаемость инвестиций выше, чем у большинства других классических инфраструктурных проектов.

Успех этой концепции зависит от способности Запада, в частности США, справиться с вызовом, который бросает неформальный альянс CIRN, состоящий из Китая, Ирана, России и Северной Кореи, а также от их готовности разработать эффективные контрстратегии. По сути, многое будет зависеть от того, останется ли Чёрное море открытым и доступным морским регионом. Если конфликт на Украине обострится в ближайшие месяцы и Россия закрепится на большей части побережья Украины, Чёрное море может приобрести новый стратегический характер, сильно отличающийся от сценария, при котором Россия будет вынуждена отступить, позволив Украине вернуть свою исключительную экономическую зону. В первом случае альянс CIRN получит не только территорию, но и более сильное влияние на определение «свободных и открытых» торговых коридоров, что может иметь последствия для морской торговли не только в регионе, но и во всём мире.

Об авторе: Антония Колибасану — стипендиат Темплтона 2024 года и старший научный сотрудник Евразийской программы в Институте исследований внешней политики. Она также является старшим геополитическим аналитиком и главным операционным директором Geopolitical Futures.
Источник: Эта статья была опубликована FPRI

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать