Когда жители Старого Света смотрели матчи чемпионата Европы по футболу 2012 года в Украине и Польше жарким летом, мало кто мог предположить, что всего два года спустя некоторые из этих мест превратятся в зоны боевых действий.
В то время Украина вместе с Польшей считалась многообещающим экономическим тигром Восточной Европы благодаря своему большому населению, природным ресурсам и стратегическому расположению. Однако это представление оказалось ошибочным. Вскоре Украина встала на путь беспорядков и войны, а не процветания. Такие города, как Донецк и Харьков, где в 2012 году проходили матчи крупнейшего европейского футбольного турнира, в 2014 году стали полем боя. В том году контроль над Киевом и пророссийскими сепаратистами несколько раз переходил из рук в руки в ходе войны на востоке Украины.
Игнорирование Украинской головоломки
Со временем, начиная с 2016 года, интенсивность боевых действий на Донбассе и количество жертв снизились, но война продолжалась, хотя и перестала интересовать ведущие мировые СМИ. В годы, предшествовавшие пандемии, в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне не искали долгосрочного решения украинского кризиса. Вместо этого основное внимание уделялось санкциям и попыткам изолировать Москву. Западные центры силы просто не осознавали серьёзности украинского вопроса. Игнорирование проблемы не означает, что она исчезнет. Напротив, ситуация только ухудшилась, как видно на примере войны на Донбассе.
Украинский кризис угрожает человечеству
Украина стала глобальной проблемой номер один только после последующего военного вторжения России в феврале 2022 года. Украинский кризис превратился в крупнейший глобальный кризис со времён Карибского кризиса 1962 года. Кризис на «границе Европы» больше, чем любой другой, угрожает началом Третьей мировой войны, возможно, с ядерными последствиями. Из-за риска эскалации до прямого конфликта между Россией и НАТО война в Украине представляет угрозу для всего человечества, поскольку потенциальная ядерная война может вернуть человечество в доисторические времена. На ум приходит знаменитая цитата Альберта Эйнштейна: «Я не знаю, с каким оружием будет вестись Третья мировая война, но Четвёртая мировая война будет вестись палками и камнями».
Несмотря на огромную опасность для человечества, Запад (США и Европейский союз) и Восток (Россия и Китай), а также их партнёры не смогли найти разумное, компромиссное, функциональное и устойчивое решение, которое позволило бы погасить бушующий украинский кризис за три года войны. Это величайшая неудача международного сообщества в XXI веке. Любой порядочный студент, изучающий дипломатию, международные отношения и историю, мог бы с самого начала украинского кризиса в 2014 году или, по крайней мере, с начала самой ожесточённой войны в 2022 году сделать вывод, что окончательное решение российско-украинского конфликта будет исключительно дипломатическим или политическим.
Бессмысленные страдания миллионов
Война, которая уже унесла сотни тысяч жизней (по некоторым оценкам, до полумиллиона), оставила более 100 000 человек инвалидами, вынудила 8 миллионов украинцев покинуть свои дома и нанесла Украине серьёзный материальный ущерб (от 500 до 750 миллиардов долларов), является не чем иным, как следствием политических разногласий между Украиной и Россией. Война в Украине — это политическая война, и в конечном итоге она будет разрешена политическими, то есть дипломатическими, средствами. Компромиссное решение также будет украинским решением. Это не будет чем-то новым, поскольку около 40% войн в истории заканчивались той или иной формой компромиссного соглашения. Особенность украинского случая заключается в том, что в соглашении будут участвовать третьи стороны. Из-за плохих отношений между Россией и Украиной и активной поддержки Украины Западом формально нейтральные страны, такие как США, будут играть важную роль в окончательном решении.
Замерзшие фронты без явного победителя
Военно-политическая ситуация в Украине уже давно склоняется в сторону дипломатии. Во многом это связано с тем, что ни одна из сторон не может победить другую. В 2014 году Россия без единого выстрела захватила Крым, а в ходе гражданской войны между пророссийскими сепаратистами и украинскими войсками сепаратисты захватили большую часть Донецкой и Луганской областей. Во время вторжения России удалось создать сухопутный коридор из Крыма через юго-восточную Украину в западную часть России. Российские войска в значительной степени оккупировали Луганскую, Донецкую, Запорожскую и Херсонскую области. В сентябре 2022 года Россия аннексировала эти четыре региона и включила их в свой конституционный строй. Хотя осенью того же года украинская армия отвоевала часть Харьковской и Херсонской областей, крупное наступление Украины летом 2023 года полностью провалилось.
С тех пор ситуация на линии фронта в значительной степени стабилизировалась, при этом Россия добилась небольших успехов. Россия оккупировала около 20% территории Украины. Несмотря на ожесточённые бои, ни одна из сторон не смогла найти способ эффективно прорвать оборону другой. Почему? В основном из-за беспилотников, передовых систем ПВО, тактики ведения боевых действий в окопах, постоянного наблюдения за полем боя и ограниченного пространства для манёвра, что крайне затрудняет захват территории.
Конец иллюзии украинского триумфа
Приход администрации Трампа к власти в начале этого года ознаменовал момент, когда США перестали финансировать военные действия Украины на постоянной основе. Запад вложил около 400 миллиардов долларов, но украинцы не могут провести свою «операцию „Шторм“» и освободить страну, потому что им не хватает знаний, способностей и идей для такого подвига. Украинские вооружённые силы истощены в кадровом плане, перегружены с точки зрения логистики и всё больше зависят от иностранной помощи, что ещё больше снижает их способность провести какое-либо решающее наступление. Несмотря на громкую риторику, европейские страны — члены НАТО не могут в долгосрочной перспективе оказывать поддержку военной машине Украины без поддержки США. Европейцы сталкиваются с проблемами, связанными с ограниченными поставками боеприпасов, недостаточными мощностями военной промышленности и зависимостью от военной, разведывательной и логистической поддержки США. При таких обстоятельствах война может быть урегулирована только за дипломатическим столом.
Замораживание линии фронта
Окончательное решение украинского кризиса, которое может быть принято в ближайшие месяцы и годы, будет компромиссным и не слишком новаторским. Не стоит слепо следовать решениям, которые появились в СМИ в последние дни и якобы были предложены администрацией Трампа. Если применить логику международных отношений XXI века (особенно логику путинской России, охваченной войной Украины и расколотого НАТО), то можно легко сделать выводы. Прежде всего, будет применяться принцип замораживания линии фронта, при котором каждая из сторон будет удерживать свои позиции с некоторыми незначительными уступками. Это стратегический подход, поддерживаемый как российской, так и американской администрациями.
Из-за особого статуса Крымского полуострова возможно, что США, некоторые западные страны и многие нейтральные страны, поддерживающие хорошие отношения с Россией, де-юре признают аннексию Крыма Россией. В отличие от Крыма, маловероятно, что США и международное сообщество официально признают контроль России над четырьмя формально украинскими регионами. Однако замораживание линии фронта приведёт к тому, что Россия де-факто сохранит за собой Донецк, Луганск, Запорожье и Херсон. Эти регионы по указу Путина вошли в состав России и должны оставаться под контролем России. Это предмет национальной гордости России, независимо от того, кто находится у власти.
Территориальные уступки
Поскольку российские войска не контролируют 100% территории в этих четырёх регионах в пределах их административных границ, вполне вероятно, что Украина сможет сохранить под своим контролем меньшие территории. Менее вероятно, но всё же возможно, что украинским войскам придётся полностью покинуть эти районы в пользу России. Что касается небольших участков российской территории, контролируемых украинскими войсками (очаги в Белгородской и Курской областях), Украине придётся уйти с этих территорий. Это международно признанные российские территории. Украинцы не могут рассчитывать на то, что Запад, от которого зависит их будущее, будет уважать территориальную целостность и суверенитет Украины, если Киев не уважает целостность и суверенитет России. Нечто подобное может произойти с небольшими частями Харьковской области Украины, контролируемыми российскими войсками. Этим войскам, возможно, придётся покинуть эти территории.
Украина становится нейтральным государством
Владимир Путин заявил, что главной причиной вторжения России в Украину было желание помешать Киеву вступить в НАТО. Целью России было помешать Украине вступить в НАТО, и это условие должно быть выполнено, чтобы Россия прекратила военные действия. В итоговом соглашении между НАТО (читай: США) и Россией должно быть чётко указано, что Украина не может стать членом НАТО ни в какой форме. Украина должна быть постоянно нейтральной, то есть неприсоединившимся государством без ядерного оружия. Что-то вроде Австрии. Взамен могущественные западные государства, такие как США, Великобритания и Франция, предоставят новой Украине гарантии безопасности в отношении её территориальной целостности и суверенитета. Это разумные условия, которые обсуждались во время российско-украинских переговоров в Турции в марте 2022 года. К сожалению, эти переговоры провалились, в основном из-за вмешательства администрации Байдена, которая пообещала Киеву значительную военную помощь.
Наблюдатели от БРИКС
Что касается Европейского союза, то Россия никогда не выдвигала никаких требований. Поэтому Киев может продолжать свой путь к членству в этой организации. Поскольку Россия является сверхдержавой, нет никаких шансов, что «голубые каски» ООН будут развёрнуты в Крыму или в украинских регионах, оккупированных Россией. На передовой в Восточной Украине могут быть задействованы невоенные наблюдатели из нейтральных стран, в частности из стран БРИКС, таких как Китай, Индия, Южная Африка и Бразилия. Эта миссия может проходить в рамках БРИКС, но точно не в рамках ООН. Для обеспечения мира некоторые районы должны быть демилитаризованы, а тяжёлое вооружение должно быть отведено на определённое расстояние.
Защита прав человека и меньшинств
Окончательное решение должно в полной мере обеспечивать права человека и права меньшинств. Права русского меньшинства на территории, контролируемой Украиной, а также права украинского меньшинства на территории, контролируемой Россией, должны быть гарантированы, как и права татар, русинов, греков, евреев и других меньшинств. Все перемещённые лица должны иметь возможность вернуться в свои дома.
Отмена санкций и возобновление торговли
В экономической части мирного соглашения необходимо будет отменить санкции, введённые в основном западными странами в отношении России. Корпорации из Европы и США не могут позволить себе игнорировать российский рынок из-за его ценных природных ресурсов, обширной потребительской базы и геостратегической важности. Кроме того, усиливается конкуренция со стороны Китая, Индии и других стран, которые не вводили санкции и заполняют пробелы, оставленные западными компаниями. На самом деле некоторые западные компании уже вернулись в Россию, например McDonald’s, который был переименован в «Вкусно — и точка», и Starbucks, который стал называться Stars Coffee. Как бы странно это ни звучало, Россия является гораздо более ценным экономическим партнёром для США и европейских стран, чем Украина, благодаря нефти, газу и другому сырью, рынку с населением более 140 миллионов человек и стратегической важности в глобальных цепочках поставок.
Чёрное и Азовское моря, а также территория Украины (особенно река Днепр) смогут способствовать развитию свободной торговли между Россией, Украиной и остальным миром. Для этого потребуются надёжные гарантии безопасности, международный мониторинг судоходных маршрутов и восстановление инфраструктуры разрушенных черноморских портов и логистических сетей. Всё это будет необходимо для восстановления стабильного торгового пути, имеющего решающее значение для глобальных поставок зерна, энергии и сырья. Турция будет играть здесь важную роль как ключевая держава в Чёрном море и партнёр как Киева, так и Москвы.
Реконструкция инфраструктуры
Мирное соглашение должно будет включать в себя конкретные меры по восстановлению разрушенной инфраструктуры как на украинской, так и, возможно, на российской стороне демаркационной линии. Это потребует финансовой помощи от международных организаций и частных корпораций. Восстановление инфраструктуры также потребует международного контроля и координации, чтобы обеспечить справедливое распределение ресурсов и предотвратить коррупцию в процессе восстановления.
Предлагаемые решения украинского кризиса не являются революционными, и это самая большая трагедия из всех. Проблема в том, что всё можно было бы решить путём переговоров без войны, страданий, смертей, ранений и увечий. Однако лучше поздно, чем никогда
Автор Матия Шерич — геополитический аналитик и журналист из Хорватии, пишет о внешней политике, истории, экономике, обществе и т. д.