Главная Ислам и Современность Заметки главреда. Размышления о Времени и Мире (без кавычек) в день осеннего равноденствия

Заметки главреда. Размышления о Времени и Мире (без кавычек) в день осеннего равноденствия

через Времея и Мир
15

 

Ну вот, ко дню осеннего равноденствия, 22 сентября,  хаос мозаичных камешков, наполнивший в последние месяцы ближнее мироздание, вроде бы как сложился в некую уравновешенную картину, позволяющую трезво, без охватывающих порой страхов и эмоций, оценить ситуацию сегодня и сделать  прикидки на завтра. Как правило эти прикидки, если делаются на холодную голову, в результате сбываются.

По своему содержанию сегодняшние  заметки главреда также чуть-чуть необычны. Мы решили написать их в соответствии с рубриками нашего сайта. Так сказать, «Время и мир» но в рамках одной статьи. Итак:

Политика и общество.

В России прошли выборы в Государственную Думу, опубликованы их результаты, что во многом в умах граждан сняло завесу неопределенности по отношению и ко внутренней, и ко внешней политике, доминирующей последние годы в общественном сознании россиян.

Понятно, что в условиях нынешней политической системы, российский парламент мало чего в реальности решает. Вот уже лет десять, как он стал своего рода профессиональным политклубом. Однако результаты думских выборов – это своего рода индикатор общественных настроений, либо того, какие реально механизмы использует власть для того, чтобы удержать сейчас и продолжать удерживать дальше свои позиции.

Не секрет, что в последние годы по отношению к политике и политикам сформировалась сильная апатия. А другой реакции и не может быть, когда вот уже двадцать лет периодически к очередной предвыборной кампании перед обывателем начинают мелькать одни и те же лица, твердящие одни и те же банальности, видимо напоминая, что в нашей стране, оказывается, имеется в наличии многопартийность и демократия. И сразу после выборов, результат которых предрешены, они все куда-то исчезают. До следующих выборов.

Результаты этих выборов также оказались ожидаемыми – конституционное большинство ( 49,82%) получила правящая партия «Единая Россия», что позволит ей получить абсолютное большинство в думе и де-факто полностью контролировать всю политическую и общественную жизнь  страны. Другие партии ( в том числе реально оппозиционная власти КПРФ) отстают с большим разрывом, у коммунистов около 20%. Две другие партии квартета «системной оппозиции» – ЛДПР и «Справедливая Россия – За правду» получили, что называется 7% «с копейками». Таким образом, многопартийность в этой ситуации станет не более чем декорацией.

Любая власть, чем дольше сидит у руля, тем меньше желает слезать с насиженного места и готова пуститься во все тяжкие. Правы были те, кто называл нынешнюю избирательную кампанию самой грязной. Правы были те, кто говорил, что трехдневное и он-лайн голосование  при нынешнем уровне информационных технологий и общественной ситуации – благоприятная среда для разного рода манипуляций и махинаций. В результате мы имеем … застой. Невзирая на конкретные лица, партии, идеологии кругом – полный застой. А застой – он и в Африке застой, с самыми не благоприятными последствиями для экономики, общества и, главное, самих власть предержащих последствиями.

Поэтому ваш главред относится весьма скептично к разного рода выборам и той пропагандистской  «лапше», которую вешают нам на уши «кандидаты» с подачи людей ныне распространенной, но так до конца и непонятной профессии – политтехнологов. Зато теперь более четко будем помнить, что политика – это не предвыборный агитпроп,  а искусство управления и администрирования государства. И посему будем более пристально следить за реальными делами  наших политиков на всех уровнях, в тех областях, где по –настоящему компетентны с точки зрения профессиональных навыков или жизненного опыта.  А что касается 450 дяденек и тетенек, за зарплату федерального министра, штампующих законы, внесенные к ним аппаратом исполнительной власти, а промежутках, организующие семинары и круглые столы на тему, типа « Геополитическое влияние аборигенов Австралии на развитие агропромышленного комплекса Ненецкого национального округа», то это трудно и практически невозможно назвать политикой. Особенно в эпоху  глобального экономического и политического кризиса, осложненного пандемией короновируса.

 Мир Сегодня

В этой рубрике мы сегодня попытаемся просто поговорить  о сложных последствиях. Которые несет за собой, казалось бы простое и конкретное событие, ставшее в последние дни ключевым для международной жизни –  разрыв Австралией контракта с Францией на поставку атомных подводных лодок и создание пока еще неформального альянса англо-саксонских государств – Австралии, Соединенного Королевства и Соединенных Штатов (AUKUS),откровенно направленного против Китая. Тем самым, миру еще раз продемонстрировано, что сегодня никакого «коллективного Запада не существует» и интересы «островных»  англосаксов и континентальных «европейцев» не менее антагонистичны, чем интересы участников «треугольника «США- Россия-Китай». Так же, к несчастью для Вашингтона миру честному продемонстрировано, что грубость и эгоизм , с опорой на военную силу  в его политике – это отнюдь не выдумка «советских» и «коммунистических» пропагандистов, а, увы, жестокая реальность. Белый дом, несмотря на весь опыт Макрона в международном банкинге и на посту президента одной из ведущих мировых держав, банально его «кинул», как «лоха» на одесском привозе. А через Макрона, американцы  «кинули» все Евросообщества. Причем, не по принципам международного права, а по каким-то одним им ведомым «понятиям».

Когда в начале 90-х разрушилась двухполярная система международных отношений, основанная на конкуренции, но и одновременно и на сотрудничестве  между «США и Западом» и « СССР и миром социализма» и двухполярный мир  сменился однополярным, с ярко выраженным стремлением США к  глобальному господству, через разбросанный по всему миру военный потенциал и контроль над глобальными финансовыми ресурсами и их потоками. Позднее заговорили о многополярном мире, и где-то с начала 2000-х это принцип начал реализовываться на практике. Но многополярный мир – это конечно хорошо, но если «полюсов» в нем слишком много, то это уже не очень хорошо.

По пробуем порассуждать с помощью инженерно-физических аналогий. Если объект имеет  одну точку опоры, то он малоустойчив, и практически немобилен без посторонней помощи. Если у него две таких точки, он более устойчив и более мобилен, однако всегда требует контроля .Наиболее оптимальна система, использующая три, максимум четыре точки опоры, или условных «полюса». Если их становится больше, то система становится менее мобильной, хотя и более устойчивой, а если эта система еще и социальная, тогда она резко теряет потенциал своего эволюционного развития.

И событие, о котором мы говорили выше, указывает на то, что тенденция к большей фрагментации формируется и в международных отношениях. Вплоть до последнего времени все было нормально. Сформировался трехполярный глобальный расклад – США и Запад, Россия и СНГ ( а также частично страны, которые в Вашингтоне называют «изгоями») и «Китай и восточноазиатские «тигры». Однако эти полюса сейчас рассыпаются. Внутри Запада наметился раскол на «англосаксонский» и «континентальный» полюса, причем внутри последнего наметилось стремление восточноевропейских стран, прежде всего Венгрии и Польши, играть свою игру. Добавим сюда возможные противоречия между арабской и неарабской частями мусульманского мира, еще до конца не определилась со своими альянсами вторая по численности населения страна мира – Индия, возможно она тоже пожелает стать отдельным «полюсом» и «центром силы».

В своем нашумевшем труде о конфликте цивилизаций американский исследователь Сэмюэль Хантингтон, как на одну из главных причин возможного следующего глобального конфликта именно как конфликта цивилизаций и культур, указал на то, что их слишком много (он насчитал на планете аж целых 19 цивилизационных моделей).  Это и есть та самая излишняя многополярность, о которой и говорит ваш главред, и которая порождает, в конечном итоге, хаос в международном пространстве, чреватый большими и не очень конфликтами.

И есть серьезные опасения, что это окажется реальностью.

Наука. Культура. Человек.

В этой рубрике  главред, позиционирующий себя как «продвинутый обыватель», хотел бы поделиться своими мыслями о фундаментальной проблеме нашего времени, по-новому связавшая три понятия, вынесенные в заголовок  – наука, культура и человек. Речь идет о вступлении человечества, и, в частности, нашей страны, в эпоху информации и информатики.

Помнится лет тридцать пять назад, когда очень недолго пришлось  поработать учителем истории. Было самое начало «перестройки». И на одном из совещаний в РОНО (районный отдел народного образования) его заведующий, держа в руке тогда весьма громоздкую клавиатуру от компьютера втолковывал нашей учительской аудитории, что эта штука «посильней чем « Фауст» Гете, и скоро изменит и наш мир, и наше мышление. Сейчас очевидно, насколько он был прав.

Все это, конечно, хорошо, но думается, что тотальная информатизация, кажется, начинает проявлять и свои излишества. Ведь изначально компьютер был задуман именно как помощник человека и его разума, а вовсе не заменитель. Информационные технологии, благодаря своей специфике, могут концентрировать огромнейшие массивы различной информации на небольшом и компактном пространстве, а также ускоряют до мгновений ее поиск. Но нынешнее развитие информтехнологий на уровне нейросетей и других « продвинутых систем, кажется,  предполагает передачу искусственному интеллекту также изучение и анализ информационных массивов  и окружающего мира. Всем известные сегодня фигуры в сфере экономики, финансов и политики заговорили о том, что скоро будут не нужными многие профессии, причем не только не требующие глубокого интеллекта, но и многие из тех, что подпадают под понятие умственный труд. Например, учитель(!), переводчик (!!), юрист (!!!) и некоторые другие.

И это перебор. Потому что есть аспекты, в которых интеллекту искусственному вряд ли удастся заменить живой человеческий интеллект. И проблема вовсе не в том, что в жизни может реализоваться популярный у многих фантастов сюжет о « восстании роботов», о приходе мира, в котором «умные» машины практически полностью заменяют людей. Но вот достаточно массовой интеллектуальной атрофией, потерей живости естественного человеческого разума, все это  реально чревато.

Необходимо понимать, что искусственный интеллект может оперировать огромнейшими объемами информации,  с которыми человек так быстро работать не может. Но вот обрабатывает  и оперирует он этой информацией на основе достаточно формальной алгоритмики, без учета и использования многих нюансов конкретной ситуации, что под силу и  по возможностям только человеческому разуму.

Несколько примеров. Перед домом главреда постоянно по круговому маршруту курсируют  в тестовом режиме «беспилотные» автомобили, в которых, тем не менее, всегда можно заметить водителя, держащего руки на руле. При этом, что также заметно, «беспилотники» часто становятся участниками ДТП. И это понятно, киберавто реагирует на изменение дорожной ситуации механически. Заметив слишком близкое препятствие впереди, авто тормозит, не пытаясь снизив скорость, объехать его. Как результат – «поцелуй» в заднюю часть от едущей следом машины. И это лишь один из многих примеров.

Переводы. Да, сейчас машинные переводы стали лучше, чем еще два три года назад, правда, не со всех языков, а лишь с основных европейских. Но все равно, исключительно от чего избавляет компьютер живого переводчика, так это от необходимости листать толстенные словари в поисках незнакомого слова или выражения. От реального знания языка компьютерная лингвистика не избавляет, более того даже требует еще более глубоких знаний. Кибернетический «толмач» совершенно не «берет» структуру языка, многозначность слов, образные выражения и обороты, которые он переводит исключительно буквально. В результате в тексте появляются места, могущие полностью изменить или исказить его смысл, если в дело не вмешается человек-переводчик.  Эти утверждения главреда основаны на  собственном опыте.

Юриспруденция. В принципе, большого ума не надо, чтобы загрузить в машину болванки  договоров, контрактов, кодексы и другие законодательные акты. Вся проблема в том, что их толкование, а также применение по определению доступно лишь человеку, поскольку правоотношения – это отношения между людьми, и кто лучше человека с «юридическими мозгами» и образованием может в этом разобраться и адекватно применить правовые нормы? Ответ очевиден.

И еще один момент. Известный современный мусульманский ученый-энциклопедист и писатель Равиль Бухараев в одной из своих статей определил Бога как «Высшую единицу информации», а информационное пространство и мир, как  Его Творение. Учитывая, что Равиль Бухараев по основному образованию был кибернетиком, думаю, что такой взгляд правомерен. Но давайте вспомним ,что Бог Писаний, Бог иудаизма, христианства и ислама, поставив человека владыкой над всем творением, одновременно, как словами, так и делами ясно дав понять , что нельзя злоупотреблять таким владычеством. И сейчас, говоря, например, во вмешательстве в экологический баланс и гармонию, мы вспоминаем простую истину, что за всякое излишнее и болезненное для нее вмешательство, природа нам мстит. И то же относится к «информационному» сегменту мироздания.  И не получается ли  так, что излишней своей экспансией в невидимое и нематериальное пространство, мы, люди, вольно или невольно вторгаемся в сферу исключительной компетенции Всевышнего и  нам вполне обоснованно следует ждать определенной реакции на это «свыше»?

Вопрос остается открытым и выносится на возможное обсуждение.

 История и география. Ислам и современность.

Эти две  рубрики нашего портала, мы решили в данной статье объединить вокруг мысли, которую у многих возникла после захвата власти талибами в Афганистане. Был поставлен ребром вопрос – неужели это событие стало знаком краха «прогрессивного», «умеренного» и «либерального» ислама?  Ответ Вашего главреда будет нет- «либеральное»  и «умеренное» прочтение ислама всегда были остаются плодом движения мысли отдельных ученых и мудрецов и сформировавшихся вокруг них джамаатов, Так было в истории, так видимо  и будет Впрочем это касается не только «реформистов», но и саляфитов- фундаменталистов.

Проблема скорее в другом. Афганские события отражают сегодняшнюю мировую тенденцию «расползания» религий, несмотря на их базовые универсальные и общечеловеческие принципы, по «национальным квартирам». Судя по всему, эта огорчительная тенденция затронула ислам. Для реальных мусульманских стран и общин свойственно к сожалению стремление ставить народные обычаи и традиции доисламского происхождения выше шариата, хотя учения исламской веры предусматривают все с точностью до наоборот- сохраняются  только те обычаи адата или «урфа» (традиции доисламского происхождения), которые не противоречат Корану и Сунне). Ведь среди них есть, очень жесткие и даже жестокие, и весь мир был свидетелем их применения в прошлое « пришествие» талибана в 1996 году. Талибы-2021 пытаются заверить мир, что они теперь другие не позволят себе крайностей тех лет. Хотелось бы верить, но что-то верится с трудом. И не только вашему главреду, но и всему миру, как мусульманскому так и последователям других религий.

Мир ждет, обоснованно надеясь,  что Всевышний знает лучше и Он поведет творение Свое в нужном, правильном и спасительном направлении.

Валерий Емельянов   главред.  22.09.2021

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать