Главная Мир сегодня 10 лет понтификата Франциска. Близкий и в то же время чужой папа

10 лет понтификата Франциска. Близкий и в то же время чужой папа

через Исмаил
0 комментарий 11

Когда 13 марта 2013 года конклав избрал папой Хорхе Бергольо из Аргентины, мир был поражен этим решением. Что удалось сделать папе Франциску?

«Вы знаете, что задача конклава заключалась в том, чтобы дать Риму епископа. Кажется, что мои братья-кардиналы пошли найти его чуть ли не на край света… « – так Папа Франциск впервые приветствовал 13 марта 2013 года толпу, собравшуюся перед базиликой. Лишь немногие верующие знали священнослужителя, который теперь стоял на балконе, обращаясь к миру. Аргентинец Хорхе Марио Бергольо, архиепископ Буэнос-Айреса, никогда раньше не привлекал особого внимания средств массовой информации за пределами своей Родины.

Однако знатоки Церкви быстро поняли, что 76-летний папа уже в 2005 году считался преемником покойного Папы Иоанна Павла II, но проиграл немцу Йозефу Ратцингеру, впоследствии папе Бенедикту XVI.

Десять лет спустя многие люди во всем мире все еще хотят знать, кто этот папа и что он представляет. Он часто кажется людям знакомым, но в некоторых отношениях остается чужим. Однако, по крайней мере, одно ясно: папа Франциск отличается от своих предшественников.

Сила имени

Бергольо, который является первым папой из-за пределов Европы с восьмого века, вызвал еще одну сенсацию, выбрав свое папское имя. Первым в истории он выбрал имя Франциск. Правда, папы не раз восхищались основателем францисканского ордена святым Франциском Ассизским (1181 или 1182-1226) и его отношением к радикальной бедности. Выбор имени сразу интерпретировался как знак отношения нового папы к церковной политике.

– Папа Франциск-францисканский иезуит, – приводит Deutsche Welle голландский Ватиканский корреспондент Хендро Мюнстерман. – В нем есть профетизм (пророческое начало) Франциска Ассизского. Он ценит бедность, простоту, окружающую среду, межрелигиозный диалог. Так же, как святой XIII века хочет починить Церковь, потому что она сломана.

Мюнстерман, сам богослов, наблюдает и анализирует Франциска с самого начала понтификата. С марта 2013 года появилось много мелких жестов бедности и простоты: Франциск, который передвигается в изношенных ботинках, переехал не в Апостольский дворец, а в гостевой дом Ватикана. В центре своего внимания он всегда ставит людей из социальных низов, беженцев, мигрантов. Когда он путешествует, его можно увидеть в итальянском маленьком автомобиле вместо роскошного лимузина.

Маленькие жесты, большие слова

Этим маленьким жестам соответствуют большие слова. Своей экологической энцикликой 2015 года “Laudato si”, в которой он призвал к лучшему обращению с миром и людьми, Фрэнсис попал в заголовки газет по всему миру. Это была также его попытка повлиять на Всемирную климатическую конференцию, которая проходила в Париже осенью 2015 года. Чем дольше Франциск находится у власти, тем резче он критикует промышленно развитые страны и особенно европейцев. А в условиях пандемии коронавируса он всегда обращался за помощью в виде вакцин для более бедных стран.

Это вписывается в изменения, возможно, не геополитические, но, тем не менее, гео-церковно-политические. Франциск не европеец-и это в католической церкви, которая традиционно является европейской и европоцентрической. «Ясно, что папа Франциск является первым по – настоящему глобальным папой, незападным папой, который освободил католицизм от идеи моралистического буржуазного католицизма среднего класса, который все еще определил, что такое католицизм», – говорит DW церковный историк Массимо Фаджоли.

Прощание с Европой

Выводы напрашиваются сами собой, если посмотреть на статистику. Согласно последним данным, опубликованным в начале марта, в мире насчитывается почти 1,4 миллиарда католиков. Из года в год растет число верующих в Африке и Азии и их доля в общем количестве католиков в мире. В Европе это число застаивается. То же самое относится и к числу священнослужителей и монахов. Старые бастионы католицизма в некотором смысле расходятся, и Всемирная католическая церковь становится множеством разных церквей.

Франциск стал папой, когда скандалы о злоупотреблениях потрясли католическую церковь в самых разных регионах мира. Сегодня проблема сексуального насилия со стороны мужчин в церкви действительно является глобальной проблемой. И Франциск относится к этой драматической ситуации более четко, чем его предшественники. Для некоторых в Ватикане он заходит слишком далеко. Прежде всего, он занимается этим делом по-другому. Фундаментально. Франциск заставляет Церковь задуматься о себе. И для этого он делает ставку на гораздо больше диалога, гораздо больше дискуссий и принятия других мнений, чем верующие привыкли за годы авторитарного руководства Ватикана.

Синод – церковь в диалоге

В церковном языке термин для такого рода диалога-Синод. Он призван стать открытым форумом для епископов и других фигур в церкви для решения церковных проблем. Однако во времена предшественников Франциска синоды были чем-то большим, чем заранее организованные события, которые должны были подтвердить пожелания высших эшелонов Ватикана.

Нынешний папа призывает к открытым и спорным дебатам, но это не всегда приводит к конкретным действиям, вытекающим из новых идей.

Церковный историк Фаджоли указывает на конкретные вопросы, которые все еще остаются открытыми, такие как роль женщин в церкви и другие богословские и структурные реформы, особенно когда речь идет о церковном лидерстве.

Противоположные ожидания

– То, что пророческое и то, что осторожно сомнительно, встречается у папы Франциска, – говорит теолог Мюнстерман. «Как те, кто хочет перемен (и надеется на быстрые решения), так и те, кто, наоборот, хочет сохранить все по – старому и, возможно, даже вернуться в старые добрые времена идеального мира баварца Бенедикта XVI», – добавляет Мюнстерман.

Франциск долгое время был одним из старейших пап в истории Церкви. Старше, чем Бенедикт (2005-2013), когда он ушел в отставку, старше, чем Иоанн Павел II (1978-2005), когда он умер. Между тем, Франциск часто передвигается в инвалидной коляске, и его программа во время путешествия становится менее напряженной. По мнению экспертов, к десятой годовщине его понтификата остается вопрос, что будет формировать его наследие. Католическая церковь и папство уже отличаются от 2013 года.

Франциск, говорит Мюнстерман, – папа, «который думает процессами». Его пророческие речи приводят в движение процессы, и они хотят оспорить их. В то же время папа по-прежнему остается иезуитом и хочет вести эти процессы с глубокой духовностью.

Для Фаджоли самой большой проблемой остается”»открытый, все еще неопределенный результат ” Синодального процесса. –
«Это долгая игра, – говорит историк. – На карту поставлено долгосрочное значение понтификата Франциска. – И следующие два года будут решающими»
DW

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать