Может ли огласка, связанная с вандализмом в Национальной галерее, спровоцировать имитацию подобных действий в партиях, поддерживающих «Новую демократию»?
Ники и соревнование между ультраправыми активистами
Никос Пападопулос, врач и депутат парламента от 2-го избирательного округа Салоник от религиозно-националистической партии «Ники», покидает Национальную галерею 10 марта после того, как разбил четыре работы греческого художника Христофороса Кацадиотиса, которые он счёл богохульными. [InTime News]
«Православных христиан в Греции преследуют», — заявил Николаос Пападопулос, член крайне правой партии «Ники», в ответ на то, что он назвал «поэтическим выражением», а именно вандализмом в отношении произведений искусства в Национальной галерее, который он счёл оскорблением православной веры ( Никос Попандопулос сбросил и повредил четыре иконообразные карикатуры с опошленными образами Девы Марии,св. Георгия и св. Христофора-ВиМ).
И вот так, незаметно, на повестку дня партий, находящихся правее «Новой демократии», вышел ещё один вопрос. «Ники», которая в июне 2023 года преподнесла большой сюрприз, войдя в парламент, после этого каким-то образом канула в Лету, теряя позиции в опросах, в то время как другие ультраправые партии, казалось, набирали популярность. Теперь она возвращается на первый план. Но надолго ли?
На следующий день после актов вандализма Пападопулоса Священный Синод, в свою очередь, выразил сожаление по поводу выставки под названием «Соблазнение незнакомца — промежуточное пространство» и предупредил, что «примет соответствующие меры против правительства Греции».
Это не первый случай в Греции, когда искусство подвергается нападкам за оскорбление религиозных символов. Но, вероятно, это первый случай, когда депутат нарушает закон, чтобы стать соучастником акта цензурного «активизма».
Инструментализация в темпе
Члены партии приветствуют этот шаг, хотя их лидер Димитрис Нациос поначалу был немного осторожен в своей реакции. В закрытой группе членов партии в приложении Viber поступок Пападопулоса был встречен с энтузиазмом.
Многие ссылаются на аналогичные действия мигрантов, которые оскверняют иконы в церквях или испражняются там (сердитые сообщения, которые остаются неподтверждёнными). Позже тем же вечером Нациос уточнил, что не будет исключать депутата. На следующий день Пападопулос зашёл так далеко, что назвал выставку «преступлением, равным преступлению в Темпе и даже хуже».
По словам Ламприни Рори, доцента кафедры политического анализа Афинского университета, радикализация, последовавшая за протестами против крушения поезда в Темпе, в результате которого погибли 57 человек, подпитывает радикальные и антисистемные партии как крайне правые, так и крайне левые. Партия «Ники» принимала участие в протестах, даже в самом первом митинге в Темпе в конце января, но, похоже, не добилась никаких успехов, в то время как такие партии, как «Греческое решение» и «Голос разума», наоборот, набирают популярность. «Не исключено, что инцидент в Национальной галерее — это инсценировка предполагаемого оскорбления нравственности, чтобы Ники могла погрязнуть в мутных водах правого радикализма».
«Очень низкий уровень поддержки [ниже 3% в некоторых опросах] говорит о том, что партия, возможно, паникует из-за того, что протесты ей не на пользу. Особенно среди крайне правых, там большая конкуренция за то, кто станет победителем», — добавляет она.
Никос Маранцидис, политолог и профессор Университета Македонии, подчёркивает, что этот шаг, безусловно, пойдёт партии на пользу, но его влияние будет ограниченным.
«Но возникнет опасность, если мы окажемся в ситуации, когда будем соревноваться с крайне правыми в том, кто более радикален, более аутентичен. Это приведёт к враждебному отношению, которое приведёт к безумию».
‘Массовое движение’
По словам Маранцидиса, «Ники» отличается от других партий, находящихся правее «Новой демократии». Это «массовое движение», связанное с церковными сетями, которые играют более активную роль на севере Греции из-за своей радикализации во время македонского вопроса в 1990-х годах.
«Это отличается от других версий крайне правых, и даже эта форма «действия» конкретного депутата не отражает культуру и особенности Ники», — добавляет он.
База поддержки партии относительно стабильна, но электорально ограничена и не может сильно расшириться. На данный момент в Европе нет сопоставимых партий
Это традиционная христианская консервативная партия, основанная на социальной сети: учителя, священники, врачи, полицейские. «Это система корпоративизма, похожая на ту, что возникла в постфашистских обществах Пиренейского полуострова», — комментирует исследователь из Северной Греции, который много писал о церковных СМИ.
Партия не полагалась на рекламу или социальные сети. Многие люди — особенно на севере Греции — рассказывают, как их родители или знакомые возвращались домой из церкви по воскресеньям и говорили им, что слышали об этой новой партии и что они собираются голосовать за неё. Люди могут чувствовать, что не доверяют политикам, но они доверяют священнику, врачу или учителю, которых знают.
Это также относится к депутату Николаосу Пападопулосу, кардиологу, известному своей общественной деятельностью. «Это не обычная партия, а партия старого образца с социальным влиянием», — объясняет исследователь.
‘Старомодный’
Однако в парламенте и за его пределами Ники вела себя относительно спокойно до инцидента на прошлой неделе. Политические аналитики говорят, что электоральная база партии относительно стабильна, но ограничена и не может сильно расшириться. В Европе на данный момент нет сопоставимых партий. Это напоминает консервативные христианско-демократические партии прошлого.
«Ники — это массовое движение, а не громкое, и оно не может стать чем-то большим, чем есть сейчас, — говорит он. — Оно ультраконсервативное и старомодное, и ему не хватает лидера, с которым люди могли бы себя ассоциировать. Его аудитория ограничена, хотя, безусловно, более сплочённая, чем у [лидера «Голоса разума» Афродиты] Латинопулу и [лидера «Греческого решения» Кириакоса] Велопулоса, и более организованная».
Как он отмечает, его избиратели — «пожилые люди, консерваторы, состоящие в патриотических организациях, для которых характерен негативный гиперконсерватизм: страх, что наша религия и идентичность будут утрачены. Они особенно чувствительны к вопросам православия, веры, национальной идентичности, но при этом не придерживаются других идей, которые мы находим у крайне правых, таких как нативизм и национализм».
Именно потому, что это уникальная партия, трудно представить себе союз с другими партиями в этой сфере. «Однако в своём полном развитии это явление вызывает беспокойство».
Учитель-проповедник, ставший лидером партии
Димитрис Нациос, учитель из Килкиса, возможно, был неизвестен в центральной и южной Греции до тех пор, пока не стал депутатом, но на севере он был знаменитостью на протяжении многих лет.
Он был колумнистом в местных газетах в Килкисе и выступал сначала на региональном церковном радио, а затем на церковном телеканале 4E христианской сестринской организации «Лидия Филиппинская». Более десяти лет он вёл программу «Эпистолярные исследования». Организация, духовным руководителем которой является отец Феофил, довольно активна и финансово устойчива, и в какой-то момент была близка к тому, чтобы стать общенациональной.
В 2006 году в начальной школе в Килкисе, где он работал, Нациос начал кампанию, которая впоследствии привела к изъятию из школьной программы учебника по истории для 6-го класса. Мария Репусси возглавляла группу авторов, и в учебник вошла спорная фраза о «переполненности порта Смирны».
Его взгляды на антиутопию «Нового мирового порядка» (термин, часто используемый в теориях заговора, предполагающих тайное появление тоталитарного мирового правительства) получили широкое распространение на сайте Antivaro, после чего последовал сбор подписей и нарастающая реакция с требованием изъять книгу, которая даже привела к «рейдам» в школах. Помимо Channel 4E и местных газет, Нациос часто выступает в приходах, где он читает воскресные проповеди.
В 2012 году религиозная ассоциация United Romiosini опубликовала свой учебник «Языковые книги Нового мирового порядка». Ассоциация является одним из сторонников кампании против абортов.
Его политическая деятельность началась в 2014 году с политического движения «Элефтерия» («Свобода»). В 2015 году он вступил в Радикальное национальное объединение Василиса Капернароса, а позже — в Общество — политическую партию преемников Каподистрии, которую покинул в 2016 году. В 2019 году по случаю Преспанского соглашения он основал Демократическое патриотическое народное движение, или «Ники».
Пандемия Covid-19 и движение против вакцинации значительно укрепили позиции партии. Контакты на горе Афон связаны с монахами, которые присоединились к движению против вакцинации. Многие члены «Ники» — врачи и медсёстры, которые отказались от вакцинации и были отстранены от работы, в том числе Николаос Пападопулос.
Иллюстрация- депутат Попадопулос после акции в Национальной галерее.
Автор- Нектария Стомули