Главная Политика и общество «Демарш Пашиняна» в ОДКБ. Как он отразится на России, и её военно-дипломатическом положении

«Демарш Пашиняна» в ОДКБ. Как он отразится на России, и её военно-дипломатическом положении

через Исмаил
0 комментарий 17

Итак, очередной саммит Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ), проходивший в столице Армении – Ереване, закончился достаточно болезненно для перспектив единства этой организации.
А именно единство является основным залогом ее прочности и дееспособности на будущее. Ибо ОДКБ есть ни что иное как военно-политический альянс постсоветских государств, «евразийское НАТО», если хотите. И его единство, это, в значительной мере, определяющий фактор сохранения хоть какого-то единства на пространстве экс-СССР.

Финальным аккордом саммита стало неподписание Арменией, в лице премьер-министра Никола Пашиняна итоговой декларации саммита и его резкая критика ОДКБ за отсутствие политической оценки «азербайджанской агрессии».
Полный анализ этой проблемы, ее причин и последствий, займет больше места, чем предоставленный формат даже не статьи, а скорее заметки. Поэтому ограничимся тезисным изложением нескольких соображений на тему – «что это значит для России?», точнее, для текущей политики Москвы.

Демарш Пашиняна – это еще одно появление слабого, уязвимого места в структуре такого важного во всех отношениях альянса, как ОДКБ. А первым из этих мест можно обозначить военный конфликт между Таджикистаном и Киргизией. Обе страны находятся в состоянии военного конфликта из-за спорных территорий. Однако, если сравнить их конфликт скажем с во многом аналогичным противостоянием между членами НАТО Турцией и Грецией, то конфликт внутри ОДКБ острее. И поэтому эти два обстоятельства не могут не беспокоить Москву.

Армения – единственная страна Закавказья, где дислоцирован российский воинский контингент. Речь о военной базе в Гюмри (б. Ленинакан). Другие военные подразделения России в этом регионе и за пределами границ РФ расквартированы только в «частично признанных» Абхазии и Южной Осетии.

Такой военно-политический контекст ( с учетом также и украинского противостояния) наводит на мысль, что в демарше армянской стороны есть элементы шантажа в отношении России и ОДКБ. Ведь возможное ухудшение отношений с Арменией своим следствием может иметь и окончание военного присутствия в таком стратегически важном регионе как Закавказье, близ границ с Турцией и Ираном.

Россия может оказаться перед лицом серьезного выбора в процессе реализации своей текущей дипломатии.
Формально-юридически она должна поддерживать и поддерживает в конфликте с Азербайджаном Армению.
Де-факто Россия старается сохранять позицию, которую можно назвать позицией «посредника и военного миротворца». И укажем еще на один момент, который может показаться читателю спорным. Объективно для России , с геополитической и геоэкономической точек зрения важнее связи с Азербайджаном, из-за многих факторов. В том числе и из-за часто очень волатильного курса Армении во внутренней и внешней политике.

Наконец, во многом проблема кроется в личности самого Никола Пашиняна.
Этот 48-летний деятель, пришедший в политику из журналистики, представляет собой скорее не лишенного харизмы публичного, «парламентарного» типа, но не «прагматичного» руководителя исполнительной власти, пусть и относительно небольшой, но достаточно значимой во всех отношениях страны.
О Пашиняне в последнее время также говорят как политике прозападной ориентации. И некоторые «пируэты» его политической карьеры вроде как это подтверждают.

Так в 2013 году, будучи парламентским оппозиционером, Пашинян активно выступал против членства Армении в ЕАЭС, считая подобное членство угрозой безопасности и суверенитету страны, осложняющим ее отношения с другими государствами.

Нынешний армянский премьер активно характеризовал интеграцию Армении в постсоветские структуры как «вынужденные», а отношения Армении и России как «отношения говорящего и слушающего». И хотя Пашинян был умереннее, чем его откровенно прозападные коллеги по оппозиционному политическому блоку «Элк», он, например, голосовал против объединенной российско-армянской противовоздушной обороны, заявив , что «Россию нельзя считать настоящим гарантом безопасности Армении» и что «данное соглашение лишь создает иллюзию безопасности нашей страны».

Однако придя к реальной власти, г-н Пашинян несколько скорректировал свои прежние острые декларации. Теперь он говорил о том, что Армения не покинет ни ОДКБ, ни ЕАЭС, что российская база в Гюмри нужна, прежде всего, для охраны границы с остающейся «проблемной» Турцией.
Никол Пашинян также заявил, что Армения не будет стремиться ко вступлению в НАТО, однако определенные самостоятельные отношения с этим альянсом установит.

Таким образом, можно сказать, что в военно-политическом аспекте нынешний глава исполнительной власти Армении – это политики из разряда «и вашим, и нашим». Что с учетом нынешней крайне обостренной ситуации, вряд ли повысит доверие к нему и укрепит двусторонние отношения между нашими странами.

Хотя, по всей видимости, экономический аспект российско-армянских взаимоотношений, это не особенно затронет.

Так что думать?

Источник Медиаканал “Хакнем”

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать