Мусульман беспокоит, является ли антикороновирусная вакцина «халяль» (дозволенной).

 

По мере того как компании спешат разработать вакцину COVID-19, а страны определяют ее безопасные дозы безопасные дозы, вопросы об использовании продуктов из свинины, запрещенных некоторыми религиозными группами, вызывают озабоченность по поводу возможности срыва кампаний иммунизации.

В октябре индонезийские дипломаты и мусульманские священнослужители  прибыли в  Китай. В то время как дипломаты были там, чтобы завершить сделки по обеспечению того, чтобы миллионы доз достигли индонезийских граждан, священнослужители имели совершенно другую задачу:  определить разрешена ли вакцина COVID-19 для использования в соответствии с исламским  правом.

 

По мере того как компании спешат разработать вакцину COVID-19, а страны борются за безопасные дозы, вопросы об использовании продуктов из свинины, запрещенных некоторыми религиозными группами, вызывают озабоченность из-за возможности срыва кампаний иммунизации.

 

Свиной желатин широко используется в качестве стабилизатора для обеспечения безопасности и эффективности вакцин при хранении и транспортировке. Некоторые компании годами работали над разработкой вакцин без свинины: швейцарская фармацевтическая компания Novartis выпустила вакцину против менингита без свинины, в то время как базирующаяся в Саудовской Аравии и Малайзии AJ Pharma в настоящее время работает над одной из своих собственных вакцин, отвечающих принципам шариата.

 

Но спрос, существующие цепочки поставок, стоимость и более короткий срок хранения вакцин, не содержащих свиного желатина, означают, что этот ингредиент, скорее всего, будет продолжать использоваться в большинстве вакцин в течение многих лет, сказал д-р Салман Вакар, генеральный секретарь Британской Исламской Медицинской Ассоциации.

 

Представители Pfizer, Moderna и AstraZeneca заявили, что продукты из свинины не являются частью их вакцин COVID-19. Но ограниченные поставки и уже существующие сделки на миллионы долларов с другими компаниями означают, что некоторые страны с большим мусульманским населением, такие как Индонезия, получат вакцины, которые еще не были сертифицированы на отсутствие желатина.

 

Это представляет дилемму для религиозных общин, включая ортодоксальных евреев и мусульман, где потребление продуктов из свинины считается религиозно нечистым, и как запрет применяется и  к медицине, сказал он.

 

«Среди исламских ученых есть разные мнения относительно того, стоит ли брать что-то вроде свиного желатина и подвергать его строгой химической трансформации, – сказал Вакар. “Это все еще считается религиозно нечистым для тебя?»

 

По словам доктора Харунора Рашида, адъюнкт-профессора Сиднейского университета, большинство участников прошлых дебатов по поводу использования свиного желатина в вакцинах сходятся во мнении, что это допустимо в соответствии с исламским правом, поскольку «больший вред» был бы нанесен, если бы вакцины не использовались.

 

Аналогичная оценка содержится и в широком консенсусе религиозных лидеров ортодоксальной еврейской общины.

 

« Согласно еврейскому закону, запрет на употребление свинины или использование свинины запрещен только тогда, когда это естественный способ ее употребления», – сказал раввин Давид Став, председатель ЦОХАР, раввинской организации в Израиле. – Если “это вводится в организм, а не (съедается) через рот” то нет запрета и нет проблем, особенно когда мы обеспокоены болезнями».

 

Тем не менее, существуют различные мнения по этому вопросу — некоторые из них имеют серьезные последствия для здоровья Индонезии, которая имеет самое большое в мире мусульманское население, около 225 миллионов.

 

В 2018 году индонезийский Совет улемов, мусульманский духовный орган, выдающий сертификаты о том, что продукт является халяльным или допустимым по исламскому праву, постановил, что вакцины против кори и краснухи были «харам» или незаконными из-за желатина свиного происхождения. Религиозные и общественные деятели стали призывать родителей не допускать вакцинации своих детей.

 

« После эт ого количество случаев заболевания корью в резко возросло, и Индонезия заняла третье место по уровню заболеваемости корью в мире»,-сказала Рэйчел Ховард, директор исследовательской группы health Care market research group Research Partnership.

 

Позже мусульманский духовный орган издал указ, в котором говорилось, что вакцинация разрешена, но культурные табу все еще приводили к продолжающемуся низкому уровню вакцинации.

 

«Наши исследования показали, что некоторые мусульмане в Индонезии чувствуют себя некомфортно, принимая прививки, содержащие эти ингредиенты, – добавила д-р Ховард-  даже когда мусульманские власти издают фетвы, в которых говорится, что они разрешены».

 

Правительства предприняли шаги для решения этой проблемы. В Малайзии, где халяльный статус вакцин был признан самой большой проблемой среди мусульманских родителей, были приняты более строгие законы, согласно которым родители должны вакцинировать своих детей, иначе им грозят штрафы и тюремное заключение. В Пакистане, где по религиозным и политическим причинам доверие к вакцинам ослабевает, родителей сажают в тюрьму за отказ вакцинировать своих детей от полиомиелита.

 

Но с ростом нерешительности в отношении вакцин и распространением дезинформации по всему миру, в том числе в религиозных общинах, Рашид сказал, что участие  религиозных общин «абсолютно необходимо».

 

«Это может  привести к катастрофе, – сказал он, – если не будет сильного участия общественности со стороны правительств и работников здравоохранения».

 

В Индонезии правительство уже заявило, что включит мусульманский духовный совет в процесс закупок и сертификации вакцин COVID-19.

 

«Публичная коммуникация относительно халяльного статуса, цены, качества и распределения должна быть хорошо подготовлена”,-заявил в октябре президент Индонезии Джоко Видодо.

 

Осенью, когда они были в Китае, индонезийские священнослужители проинспектировали китайские биотехнологические предприятия Sinovac, а в Индонезии также проводятся клинические испытания вакцины компании с участием примерно 1620 добровольцев. Правительство объявило о нескольких сделках по закупке вакцин COVID-19 с компанией на общую сумму в миллионы доз.

 

Sinovac Biotech, а также китайские компании Sinopharm и CanSino Biologics — все они  разрабатывают вакцины COVID-19 на поздней стадии клинических испытаний и сделки по продаже миллионов доз по всему миру-не ответили на запросы Associated Press о предоставлении информации об ингредиентах.

 

В Китае ни одна из вакцин COVID-19 не получила окончательного одобрения на рынке, но более 1 миллиона медицинских работников и других лиц, которые были признаны подверженными высокому риску заражения, получили вакцины в соответствии с разрешением на чрезвычайное использование. Компании еще не раскрыли, насколько эффективны вакцины или возможны побочные эффекты.

 

Пакистан находится на поздней стадии клинических испытаний вакцины CanSino Biologics. Ранее Бангладеш заключила соглашение с Sinovac Biotech о проведении клинических испытаний в стране, но эти испытания были отложены из-за спора о финансировании. В обеих странах проживает самое большое мусульманское население в мире.

 

В то время как медицинские работники на местах в Индонезии все еще в значительной степени заняты усилиями по сдерживанию вируса, поскольку число их продолжает расти, Вакар сказал, что усилия правительства по заверению индонезийцев станут ключом к успешной кампании иммунизации, поскольку вакцины COVID-19 одобрены для использования.

 

Но, по его словам, компании, производящие вакцины, также должны быть частью такой общественной работы.

 

«Чем более они прозрачны, чем более они открыты и честны в отношении своего продукта, тем более вероятно, что есть сообщества, которые доверяют продукту и смогут вести информированные дискуссии о том, что именно они хотят сделать», – сказал он.– Потому что, в конечном счете, это выбор отдельных людей.”

По материалам АР