Для древних греков Афродита была гораздо большим, чем любовь и красота. В общем, она была богиней согласия, как и в любом взаимодействии между людьми или группами людей по обоюдному согласию. В политике, бизнесе и на войне, а также в человеческих отношениях, Афродита воплощала природную силу, миксис, которая выражается в связях или отношениях между людьми или группами. Она помогала налаживать отношения в древнем обществе.
У Афродиты было множество эпитетов (описательных терминов, сопровождающих имя или используемых вместо него), которые демонстрировали ее различные качества. Вот пять примеров того, как богиня Афродита – с различными эпитетами – безраздельно правила в разных царствах через миксис.
1. Политика
Афиняне чтили своих богов в особый день каждого месяца, четвертый в честь Афродиты. Каждый год, четвертого числа Гекатомбы (примерно в начале июля по-нашему), они отмечали праздник Афродиты, Афродизию. Афродита разделила этот праздник – и свое культовое место на юго-западном склоне Афинского Акрополя – с Пейтоном.
Пейто была богиней убеждения. Считалось, что вместе они объединили народ Афин в процессе синоикизма (объединение деревень в единый город-государство). Этот процесс действительно произошел в Афинах в шестом веке до нашей эры. Существует множество мифических версий этого; трудно отделить историю от мифа, особенно в Древней Греции.
Писатель-путешественник Павсаний писал, что греческий герой Тесей основал культ Афродиты Пандемос (“общий для всех людей”) после завершения синоикизма. В своей книге о жизни Тесея греческий философ и историк Плутарх добавляет, что Тесея направляла Афродита Эпитрагия (“верхом на козле”) на его пути в Афины, где ему было суждено стать царем, но что она также направляла его в синоикизме и в основании ее культа.
2. Бизнес
Рассказ Плутарха – это всего лишь одна история. Альтернативная история утверждает, что афинский законодатель Солон основал афинский храм Афродиты Пандемос, используя доходы работников секс-бизнеса. Эта история принадлежит писателю третьего века до нашей эры Афинаию, который ссылался на поэта-комика Филимона из Сиракуз и эксперта по ядам (Никандра из Колофона) в качестве своих источников.
Афинайос был родом из Наукратиса, торгового центра в дельте реки Нил, где были найдены древнейшие свидетельства существования Афродиты Пандемос. Еще в 615 году до нашей эры на этом месте был небольшой храм Афродиты. Использование здесь ее эпитета Пандемос, вероятно, относится к многочисленным группам иностранцев, которые дружно собирались в этом деловом центре.
Древнегреческий историк Геродот написал истории о знаменитых работницах секс-бизнеса. Он описал их как “наделенных благословениями Афродиты”, чтобы подчеркнуть их процветающий бизнес, хотя, возможно, он также имел в виду двойной смысл.
3. Война
Медная руда названа в честь Кипра (Кипрос), самого известного экспортного товара острова. Кипрская Афродита была местной киприотской богиней, покровительствовавшей металлическим рудам. Стоит ли удивляться, что она вышла замуж за Гефеста, бога обработки металла? Возможно, когда она взяла в любовники Ареса, бога войны, Афродиту привлекли его металлические доспехи.
Одетая для битвы, Афродита изображена верхом на колеснице по поверхности этой афинской амфоры (сосуда для хранения), которая сейчас находится в Британском музее. Древние источники передают мало историй о боевых способностях Афродиты, но они отмечают множество воинственных эпитетов, использовавшихся для ее статуй и культовых центров: Арея (“воинственная”), Энхейос (“с копьем”), Гегемона (“предводительница”), Гоплисмена (“вооруженная”), Никифор (“несущая победу”) и Стратия (“воинствующая”).).
Статуэтки воинов и охотников, посвященные Афродите в ее храмах, указывают на то, что у нее было много поклонников среди военных. Очевидно, что она поддерживала войска; совместное поклонение ей связывало их как братьев по оружию.
4. Человеческие отношения
Существуют свидетельства роли Афродиты в сердечных делах, которые предшествуют даже “Илиаде” Гомера (которая была написана в конце восьмого или начале седьмого века до нашей эры).
Скифос, или глубокая чаша, найденная в могиле на древнегреческом кладбище в Питекусаи, Италия, украшена одной из самых ранних греческих поэтических надписей. Ее три строки гласят: “Я [чаша] Нестора, пригодная для питья. Кто бы ни выпил из этой чаши, им мгновенно овладеет желание обладать Афродитой в прекрасной короне”.
Мы знаем о Несторе, мудром микенском царе, из “Илиады”, где его прекрасная служанка Гекамеда приносит ему золотой сосуд для питья с четырьмя ручками. То, чего не хватает этой скромной ”чаше Нестора” (вверху) из Питекусаи в великолепии, она приобретает благодаря могущественной богине Афродите.
5. Природа
Несмотря на власть над растительностью и плодородием, Афродита была бессильна остановить смерть своего смертного возлюбленного, Адониса. Поэтому ее почитатели по всему восточному Средиземноморью присоединились к ней в трауре по поводу его потери на праздниках Адонеи.
Поэт-комик Эвбулос писал, что Афродита положила Адониса на листья салата после его смерти. Поэтому в Афинах смерть Адониса символизировали “разбитые горшки” с салатом-латуком, оставленные вянуть на крышах домов во время праздников.
Высмеиваемая современными поэтами-комиками предполагаемая торжественность Адонеи была в значительной степени отвергнута более поздними авторами как бессмыслица. В 290 году до н.э. драматург Менандр, например, описал Адонию как шумную вечеринку на всю ночь. Это может объяснить, почему у нас нет фиксированной даты ее празднования.
Из древних текстов мы знаем, что последователи Афродиты приносили в ее храмы природные подношения в качестве обетных даров. В своем поэтическом обращении к Афродите поэтесса шестого века до нашей эры Сапфо упоминает яблоки, цветы, нектар и благовония. Такие органические подношения – это аспекты древности, которые в значительной степени утрачены, но археологи также находили гальку и ракушки на стоянках Афродиты. Память о таких переработанных подарках, возвращающих природу к природе, демонстрирует уважение к Афродите с экологической точки зрения.
Автор Эми К. Смит – профессор классической археологии / куратор Музея Уре Университета Рединга