Аналитик:Куда  делись мусульманская солидарность и умеренность?

 

Бывший глава саудовской разведки принц Турки Альфайсал Аль Сауд, должно быть, перепутал времена, когда в недавно опубликованных мемуарах утверждал, что никто не должен недооценивать политическую важность приверженности мусульман делу помощи другим мусульманам.

Мемуары принца Турки сосредоточены на Афганистане, который был главной заботой во время его пребывания на посту главы Главного разведывательного управления (GID), службы внешней разведки королевства с 1977 по август 2001 года, за месяц до нападений 11 сентября на Нью-Йорк и Вашингтон.

«Ни один читатель этой книги не должен недооценивать моральную и эмоциональную приверженность мусульман делу помощи другим мусульманам; это очень мощный элемент в современной политике», – писал принц Турки.

Принц Турки, давний сторонник реформ в правящей семье королевства, без сомнения, был прав, когда писал о значительной поддержке Саудовской Аравии и мусульман в 1980-х годах Пакистану и афганским моджахедам в их «джихаде» против советских войск, вторгшихся в центральноазиатское государство.

Джихад породил в мусульманском мире эквивалент интербригад коммунистов во время гражданской войны в Испании, но с гораздо более далеко идущими и долгосрочными последствиями.

Кажется трудным утверждать, что мусульмане все еще сохраняют свою приверженность оказанию помощи своим нуждающимся братьям четыре десятилетия спустя, когда мусульмане переживают один из худших, если не худший период исламофобии после Второй мировой войны. Антимусульманские настроения варьируются от учета предвзятости и предубеждений до того, что критики называют культурным геноцидом.

Тем не менее, большая часть мусульманского мира, либо запуганная принудительной экономической и дипломатической тактикой Китая, либо намеревающаяся набрать очки за общее дело, уклоняется от критики жестокого подавления Народной Республикой тюркских мусульман в северо-западной провинции Синьцзян. Некоторые страны, включая Саудовскую Аравию, зашли так далеко, что оправдывают то, что равносильно лобовому нападению на мусульманскую и уйгурскую религиозную и этническую идентичность.

Справедливости ради, Саудовская Аравия потребовала продвижения  в решении палестинскому вопросу, прежде чем последовать примеру Объединенных Арабских Эмиратов и трех других арабских стран в установлении дипломатических отношений с Израилем. Палестинцы задаются вопросом, сохранит ли королевство свои позиции после того, как король Салман откажется от власти или уйдет, и, скорее всего, его преемником станет его сын, наследный принц Мухаммед бен Салман.

Моральные и эмоциональные обязательства мусульман, возможно, не являются главными в расчетах принца Мухаммеда. Ожидается, что наследный принц будет придавать большее значение потенциальному толчку, который признание Израиля придаст Саудовской Аравии, и его проблемным личным отношениям с Соединенными Штатами, чем палестинскому вопросу. По мнению принца Мухаммеда, отношения с Израилем могут быть одним из способов компенсации менее решительной оборонной позиции США на Ближнем Востоке.

Отношения с Соединенными Штатами были напряженными из-за ведения Саудовской Аравией 6,5-летней войны в Йемене, убийства журналиста Джамаля Хашогги в 2018 году в консульстве Саудовской Аравии в Стамбуле и подавления инакомыслия у себя дома. В результате администрация Байдена, за редким исключением, бойкотировала принца Мухаммеда в своих отношениях с королевством.

Запятнанный послужной список Саудовской Аравии в области прав человека не только осложнил отношения королевства с Соединенными Штатами и Европой, но и повлиял на его усилия оставить позади свое затянувшееся ультраконсервативное религиозное прошлое и позиционировать себя как маяк умеренной, плюралистической интерпретации ислама.

При этом Саудовская Аравия конкурирует с ОАЭ, Катаром, Турцией, Ираном и индонезийским Нахдлатул Уламой за определение принципов мусульманской  веры в 21 веке, что равносильно битве за душу ислама, а также соревнованию за лидерство в мусульманском мире, давней цели внешней политики Саудовской Аравии.

Финансируемый Саудовской Аравией Международный центр межрелигиозного и межкультурного диалога короля Абдаллы (KAICIID) с момента своего открытия в 2012 году в Вене боролся с ассоциацией королевства и политики отказа женщинам в их правах и нарушениями права человека.

Эпоха принца Мухаммеда, несмотря на значительное расширение прав женщин, социальную либерализацию и определенную степень религиозной пропаганды, мало что сделала для улучшения имиджа центра. Убийство г-на Хашогги и жестокое подавление инакомыслия вынудили центр в начале этого года перенести свои операции из Вены в Женеву.

Ирония в том… что, поскольку правительства стран Персидского залива продвигают свою «терпимость», которая сегодня является популярным товаром в Персидском заливе, они неизменно делают это, несмотря на крайнюю нетерпимость к политическому и социальному плюрализму и свободе мнений и их выражения, — отметил Халид аль—Джабер, бывший редактор катарской газеты, возглавляющий исследовательскую группу в Вашингтоне. Неудивительно, что почти все диссиденты, выступающие против монархий Персидского залива, независимо от их политических взглядов, были заключены в тюрьму или отправлены в ссылку».

Г-н Джабер заявил, что межконфессиональный диалог, спонсируемый автократами, «становится главой в уловке по связям с общественностью, направленной на обеление внешних и внутренних правонарушений».

Предложение Саудовской Аравии о более терпимом «умеренном» исламе также ставится под сомнение ее неспособностью легализовать немусульманское богослужение и открытием немусульманских молитвенных домов в королевстве, а также ее уравнением атеизма с терроризмом.

Йеменское агентство печати, контролируемое хуситами, сообщило, что йеменский журналист был приговорен в конце октября к 15 годам тюремного заключения за пропаганду атеизма. Диссидент Вашингтонского Института Персидского залива заявил, что Али Абу Лахум также был осужден по обвинению в распространении еретических идей. В нем говорилось, что его дело было рассмотрено в судебном порядке с необычной скоростью, так как г-н Арест Абу Лахума в августе.

По иронии судьбы, использование Саудовской Аравией и ОАЭ исламофобских настроений для противодействия политическому исламу и «Братьям-мусульманам», которые считаются величайшей проблемой для религиозной легитимации автократических правителей двух государств Персидского залива, было наиболее успешным в Австрии, несмотря на изгнание Центра короля Абдаллы, а также Франции.

Саудовская Аравия и ОАЭ проявили мало беспокойства по поводу того, какое влияние их поддержка кампаний против политического ислама, пронизанных исламофобией, окажет на статус мусульманского меньшинства в двух европейских странах.

Анвар Гаргаш, тогдашний государственный министр иностранных дел ОАЭ, в декабре прошлого года выступил в защиту нового закона о безопасности президента Франции Эммануэля Макрона, внесенного в парламент, в котором критики обвиняли в подрыве демократических свобод, неявно нацеленных на мусульман, ввели более широкий запрет на домашнее обучение и контроль над религиозными, спортивными и культурными ассоциациями, а также расширили степень надзора и ограничения свободы выражения мнений.

Г-н Макрон «не хочет видеть мусульман в гетто на Западе, и он прав. Они должны быть лучше интегрированы в общество. Французское государство имеет право изучить пути достижения этой цели», – сказал г-н Гаргаш.

 Автор -Джеймс М. Дорси – старший научный сотрудник Школы международных исследований Наньянского технологического университета имени С. Раджаратнама в Сингапуре и автор блога “Турбулентный мир ближневосточного футбола”.

Eurasia Review