Ислам сегодня: Разрешает ли ислам мужчинам бить своих жен?

 

 

Как должно быть широко известно, основной основой норм и предписаний исламского права является Священный Коран.
В Священном Коране сказано:
وَمِنۡ اٰيٰتِهٖۤ اَنۡ خَلَقَ لَكُمۡ مِّنۡ اَنۡفُسِكُمۡ اَزۡوَاجًا لِّتَسۡكُنُوۡۤا اِلَيۡهَا وَجَعَلَ بَيۡنَكُمۡ مَّوَدَّةً وَّرَحۡمَةً
«И одним из Его знамений является то, что Он сотворил для вас супругов из вашей среды, чтобы вы могли обрести в них душевный покой, и Он поместил любовь и нежность между вами». (Сура ар-Рум, гл.30: ст.22)
Итак, божественно предназначенными признаками хорошего брака являются душевный покой, любовь и нежность.
Поскольку аяты Священного Корана намеренно наполнены различными значениями, когда дело доходит до их прямого перевода в практические действия, некоторые из аятов могут быть применены к повседневной жизни различными способами. Следовательно, Сунна, то есть образ действий Пророка, который является вторым столпом исламского права, проливает на них дополнительный свет. Следовательно, Священный Коран говорит:
وَمَاۤ اٰتٰكُمُ الرَّسُوۡلُ فَخُذُوۡهُ وَمَا نَهٰكُمۡ عَنۡهُ فَانۡتَهُوۡا
«И что бы ни дал вам Посланник, берите это, и что бы он ни запретил вам, воздерживайтесь от этого» (Сура аль-Хашр, гл. 59: ст. 8).
И:
لَقَدۡ كَانَ لَكُمۡ فِيۡ رَسُوۡلِ اللّٰهِ اُسۡوَةٌ حَسَنَةٌ
«Воистину, в Пророке Аллаха вы имеете превосходный образец» (сура аль-Ахзаб, гл.33: ст.22).
Об этом рассказывается в хадисе:
عن قتادة قُلْتُ لعائشة يَا أُمَّ الْمُؤْمِنِينَ أَنْبِئِينِي عَنْ خُلُقِ رَسُولِ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَتْ أَلَسْتَ تَقْرَأُ الْقُرْآنَ قُلْتُ بَلَى قَالَتْ فَإِنَّ خُلُقَ نَبِيِّ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ كَانَ الْقُرْآنَ
Хазрат Катадарх сообщил: «Я сказал Хазрат Айшаре: “О мать верующих, расскажи мне о врожденном характере Посланника Аллаха”. Хазрат Айшара ответил: “Разве ты не читала Коран?” Я сказал: «Конечно, видел’. Хазрат Айшара сказал: ”Воистину, врожденным расположением пророков Аллаха был Коран». (Сахих Муслим, Книга молитв – путешественников, Хадис 746а)
Итак, становится ясно, что Святой Пророк был воплощением Священного Корана; он был стандартом, с которым каждый мусульманин должен сравнивать себя; оптимумом, которого они должны стремиться достичь; состоянием, к которому они должны стремиться.
Каково же тогда было поведение Пророка по отношению к обсуждаемому здесь вопросу?
عَنْ عَائِشَةَ قَالَتْ مَا ضَرَبَ رَسُولُ اللَّهِ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ شَيْئًا قَطُّ بِيَدِهِ وَلَا امْرَأَةً وَلَا خَادِمًا إِلَّا أَنْ يُجَاهِدَ فِي سَبِيلِ اللَّهِ
Хазрат Айшара сообщил, что Посланник Аллаха никогда никого не бил своей рукой, ни женщину, ни слугу, но только в том случае, когда он сражался на пути Аллаха. (Сахих Муслим, Китаб аль-Фазаиль, хадис 2328а)
Образец для подражания всех мусульман за всю свою жизнь ни разу не ударил ни одну женщину, в то время как у него самого было бы во много раз больше потенциальных возможностей для этого, поскольку у него, по божественному соизволению, было множество жен, чем было позволено другим.
عَنْ جَدِّهِ، مُعَاوِيَةَ الْقُشَيْرِيِّ قَالَ أَتَيْتُ رَسُولَ اللَّهِ صلى الله عليه وسلم قَالَ فَقُلْتُ مَا تَقُولُ فِي نِسَائِنَا قَالَ أَطْعِمُوهُنَّ مِمَّا تَأْكُلُونَ وَاكْسُوهُنَّ مِمَّا تَكْتَسُونَ وَلاَ تَضْرِبُوهُنَّ وَلاَ تُقَبِّحُوهُنَّ
Муавия аль-Кушайрира сообщает, что однажды он пошел к Посланнику Аллаха и спросил его: «Что ты прикажешь относительно наших жен?” Он ответил: “Дай им ту же пищу, что и себе, и одень их так, как одеваешься сам, и не бей их, и не поноси их». (Сунан Аби Дауд, Китаб ан-Ника, хадис 2144)
Посланник Аллаха также был крайне озадачен тем фактом, который казался ему парадоксальным и диссонирующим, что муж может сначала избить свою жену, а затем в какой–то момент также обнять ее, то есть переспать с ней. Он сказал:
بِمَ يَضْرِبُ أَحَدُكُمُ امْرَأَتَهُ ضَرْبَ الْفَحْلِ، ثُمَّ لَعَلَّهُ يُعَانِقُهَا
«Как кто-нибудь из вас может ударить свою жену, как он бьет верблюда-жеребца, а затем обнимает (спит с ней) ее?» (Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Адаб, хадис 6042)
Значение слова «дараба»
Перевод слова “дараба”, используемого в суре “ан-Ниса”, гл.4: ст.35, как «наезд», «избиение» или нанося удары, ни в малейшей степени не соответствует действительному значению этого слова и, если уж на то пошло, диапазону его значений. Ниже перечислены только два хадиса, чтобы было ясно, что действие, обозначаемое словом дараба, может означать просто легкое прикосновение.
عَنْ جَرِيرٍ ـ رضى الله عنه ـ قَالَ مَا حَجَبَنِي النَّبِيُّ صلى اللّٰه عليه وسلم مُنْذُ أَسْلَمْتُ، وَلاَ رَآنِي إِلاَّ تَبَسَّمَ فِي وَجْهِي وَلَقَدْ شَكَوْتُ إِلَيْهِ إِنِّي لاَ أَثْبُتُ عَلَى الْخَيْلِ ‏ فَضَرَبَ بِيَدِهِ فِي صَدْرِي وَقَالَ اللَّهُمَّ ثَبِّتْهُ وَاجْعَلْهُ هَادِيًا مَهْدِيًّا
Хазрат Джарирра рассказывает: «Посланник Аллаха не скрывался от меня с тех пор, как я принял ислам, и всякий раз, когда он видел меня, он встречал меня с улыбкой. Однажды я сказал ему, что не могу твердо сидеть на лошадях. Он ударил меня рукой в грудь и сказал: ‘О Аллах! Укрепи его и сделай его наставником на прямой путь». (Сахих аль-Бухари, Китаб аль-Джихад ва аль-Сир, хадис 3035)
عَنْ أَبِي ذَرٍّ، قَالَ قُلْتُ يَا رَسُولَ اللَّهِ أَلاَ تَسْتَعْمِلُنِي قَالَ فَضَرَبَ بِيَدِهِ عَلَى مَنْكِبِي ثُمَّ قَالَ يَا أَبَا ذَرٍّ إِنَّكَ ضَعِيفٌ وَإِنَّهَا أَمَانَةٌ وَإِنَّهَا يَوْمَ الْقِيَامَةِ خِزْىٌ وَنَدَامَةٌ إِلاَّ مَنْ أَخَذَهَا بِحَقِّهَا وَأَدَّى الَّذِي عَلَيْهِ فِيهَا
Это было передано со слов Хазрата Абу Дхарры, который спросил пророка: «Посланник Аллаха, не назначишь ли ты меня на государственную должность?” Он ударил меня рукой по плечу и сказал: ”Абу Зарр, ты слаб, а власть – это доверие, и в Судный день это станет причиной унижения и раскаяния, за исключением того, кто выполняет свои обязательства и (должным образом) исполняет обязанности, связанные с ней». (Сахих Муслим, Китаб аль-Имара, хадис 1825 года)
Ограничение, а не разрешение
То, что в вопросе было обозначено как разрешение, на самом деле является не разрешением, а ограничением, даже запретом, а именно запретом бить свою жену импульсивно.
Как убедительно доказывают современные статистические данные и опросы (когда считается, что человек намного продвинулся в своем развитии по сравнению с тем, каким он был раньше), насилие в семье по-прежнему является универсальной проблемой, далеко выходящей за рамки каких-либо регионов, религии, этнической принадлежности и культуры.
Мужчина в здравом уме никогда бы не ударил свою жену, не говоря уже о том, чтобы заранее подумать о том, что Коран дал ему на это разрешение. Во всяком случае, такой человек сдержал бы себя из-за того, что написано в Священном Коране, и не нанес бы удара.
Этот стих в первую очередь предлагает решение для таких мужчин, которые не контролируют себя, у которых есть проблема насилия. Давайте внимательнее посмотрим на то, как структурирован этот стих. Там написано:
اَلرِّجَالُ قَوّٰمُوۡنَ عَلَي النِّسَآءِ بِمَا فَضَّلَ اللّٰهُ بَعۡضَهُمۡ عَلٰي بَعۡضٍ وَّبِمَاۤ اَنۡفَقُوۡا مِنۡ اَمۡوَالِهِمۡ ؕ فَالصّٰلِحٰتُ قٰنِتٰتٌ حٰفِظٰتٌ لِّلۡغَيۡبِ بِمَا حَفِظَ اللّٰهُ ؕ وَالّٰتِيۡ تَخَافُوۡنَ نُشُوۡزَهُنَّ فَعِظُوۡهُنَّ وَاهۡجُرُوۡهُنَّ فِي الۡمَضَاجِعِ وَاضۡرِبُوۡهُنَّ ۚ فَاِنۡ اَطَعۡنَكُمۡ فَلَا تَبۡغُوۡا عَلَيۡهِنَّ سَبِيۡلًا ؕ اِنَّ اللّٰهَ كَانَ عَلِيًّا كَبِيۡرًا
«Мужчины являются опекунами женщин, потому что Аллах сделал некоторых из них превосходящими других, и потому что мужчины тратят (на) них свое богатство. Итак, добродетельные женщины послушны и хранят секреты (своих мужей) под защитой Аллаха. А тех, со стороны которых ты опасаешься неповиновения, увещевай и держись подальше от них в их постелях и наказывай их. Тогда, если они повинуются тебе, не ищи пути против них. Воистину, Аллах высок и величав”»(сура “Ан-Ниса”, гл.4: ст.35).
Сам Святой пророк перефразировал и контекстуализировал этот стих своими словами. Он сказал:
أَلاَ وَاسْتَوْصُوا بِالنِّسَاءِ خَيْرًا فَإِنَّمَا هُنَّ عَوَانٌ عِنْدَكُمْ لَيْسَ تَمْلِكُونَ مِنْهُنَّ شَيْئًا غَيْرَ ذَلِكَ إِلاَّ أَنْ يَأْتِينَ بِفَاحِشَةٍ مُبَيِّنَةٍ فَإِنْ فَعَلْنَ فَاهْجُرُوهُنَّ فِي الْمَضَاجِعِ وَاضْرِبُوهُنَّ ضَرْبًا غَيْرَ مُبَرِّحٍ فَإِنْ أَطَعْنَكُمْ فَلاَ تَبْغُوا عَلَيْهِنَّ سَبِيلاً
«Воистину, я повелеваю тебе хорошо относиться к женщинам, ибо они находятся в твоей власти. Вы не имеете никакого права обращаться с ними иначе, если только они не совершат явную непристойность. Если они это сделают, вы можете покинуть их постели и затем ударить их без насилия, но если они повинуются вам, тогда вам не следует этого делать». (Джами’ат-Тирмизи, Китаб ар-Рида, хадис 1163)
Таким образом, цель здесь состоит в том, чтобы воспрепятствовать насилию в семье. Мужу не разрешается относиться к своей жене иначе, как хорошо, независимо от того, что делает его жена. Даже если она совершает очевидную непристойность, даже в этом случае мужу не разрешается бить ее. Скорее, он должен был только увещевать ее.
Если после этого жена продолжает совершать явные непристойности, даже в этом случае мужу не разрешается бить свою жену, но он должен разделить свое спальное место.
Эти две меры служат мерой защиты для женщины и дают ей возможность поразмыслить. Они являются истинным средством сдерживания любых возможных неприятностей и предлагают жене либо исправиться, если она сознательно нарушает закон, либо безопасно расторгнуть брак, используя законные возможности, предоставляемые ей шариатом.

Al- Hakam