Визит в Ирак – возможность для Папы Римского установить отношения с мусульманами-шиитами

030408-N-5362A-002 Al Najaf, Iraq (April 08, 2003) - - The holy Shiite Muslim mosque Dareeh Ali Mam Ali sits peacefully in the Iraqi city of Najaf. OPERATION IRAQI FREEDOM is the multinational coalition effort to liberate the Iraqi people, eliminate Iraq's weapons of mass destruction and end the regime of Saddam Hussein. U.S. Navy photo by Photographer's Mate 1st Class Arlo K. Abrahamson. Photograph cleared for public release by LT John Gay, Combined Press Information Center. (CPIC)

Поскольку Папа Франциск продолжает свои усилия по поощрению и личному участию в межрелигиозном диалоге, его запланированная на март поездка в Ирак станет возможностью протянуть руку дружбы шиитской мусульманской общине.

В Ираке, как и в Иране, Бахрейне и Азербайджане, более 60% мусульман-шииты. Однако во всем мире шииты составляют меньшинство, составляя менее 15 процентов мусульманской общины. Большинство мусульман-сунниты.

В то время как между двумя общинами были серьезные споры, даже ожесточенные, “различия между суннитским исламом и шиитским исламом не так важны или очевидны, потому что для обоих есть только один Бог, и Мухаммад-его благословенный пророк и тот, кто получил Коран”, священный текст»,-  сказал Шахрзад Хушманд-заде, шиитский мусульманский богослов, который преподавал в Папском григорианском университете в Риме.

Суннитские и шиитские общины, часто называемые сектами, школами мысли или даже конфессиями, раскололись в начале исламской истории в споре о том, кто был законным преемником Мухаммеда в руководстве общиной. Для шиитов очевидным выбором был Али, зять Мухаммеда, которого, как они полагают, назначил Мухаммад. Сунниты вместо этого решили избрать халифа и выбрали Абу Бакра первым; но годы спустя они выбрали Али четвертым халифом, так что оба признают его важной фигурой в раннем исламе ( при этом современные шииты не признают первых халифов АбуБакра, Умара и Усмана «праведными» и это –одна из «конфликтных точек» в отношениях с суннитами-ВиМ)

.

Али похоронен в иракском городе Наджаф, и его мавзолей является местом паломничества. Папа Римский Франциск планирует посетить город 6 марта для встречи с Аятоллой Али аль-Систани, одним из самых авторитетных деятелей шиитского ислама.

 

«После его встречи в феврале 2019 года с шейхом Ахмадом эль-Тайебом, великим имамом Аль-Азхара, который является авторитетом, признанным многими суннитами по всему миру, встреча Папы Римского с Аятоллой аль-Систани распространит этот охват на всех мусульман-, сказал Хушманд.- Хотя никакого общего документа от встречи папы с аятоллой не ожидается-в отличие от документа о “человеческом братстве”, подписанного с шейхом, – Я уверен, что между ними будет большое, возможно, даже большее духовное взаимопонимание».

«Я не знаю, хочет он этого или нет, но папа также создает большую гармонию между суннитами и шиитами”, – сказала она. “Эти встречи, столь смелые, новаторские и срочные, являются источником надежды для человечества».-добавил мусульманский богослов.

Подобно тому, что произошло после раскола внутри христианства, как только суннитская и шиитская общины отделились друг от друга, начали развиваться различия в области молитвы и преданности, теологии и юриспруденции, хотя они продолжают разделять основные догматы веры. И оба они настаивают на важности молитвы, поста, милостыни, совершения паломничества в Мекку и публичного свидетельства своей веры.

Одним из наиболее очевидных различий между суннитами и шиитами, по словам Хушманда, является шиитская преданность святым, особенно Али и ранним имамам. Точно так же, как католики посвящают себя святым, но не поклоняются им, шииты утверждают уникальность Мухаммеда как пророка, но верят, что святость продолжает существовать в мире в жизни святых и что они могут быть посредниками между Богом и людьми на земле.

Сatholic News Service

Фото- мечеть имама Али в Наджафе