Рождество, московские православные священники, и украинский вопрос. Как эти три очень большие разницы связаны меж собой. Дневник главреда

Наверное наши читатели уже заметили, что сегодняшняя информация, размещенная на нашем Портале, почти полностью посвящена религии, точнее христианству, еще точнее – православию в России. Это и понятно – заканчиваются рождественско-новогодние праздники по природе своей имеющие религиозные корни. Кроме того. Все календари имеют религиозные корни, и начало нового хронологического цикла , хотя бы только по одному из них, христианскому, повергает большинство людей в психологический скажем так трепет. Все находятся в полуподсознательном ожидании каких-то перемен, чего-то нового, причем учитываю сегодняшнюю обстановку в мире, не обязательно, что хорошего позитивного. И хотя наш портал издание с явным мусульманско-восточным акцентом, мы тоже не смогли обойти это стороной. Ведь как не крути пока христианство, его культура остается самой многочисленной на планете, и где прямо, а где опосредовано влияет на поведение и жизнь последователей других религий. Это как английский язык- стал ведь вот международным, хотя далеко не всем и не большинству людей он родной и близкий. Так вот и с христианством, с его Рождеством-новогодьем. Да и к тому же в России живем и видим, что очень многим хочется видеть эту страну и ее народ исключительно православными.
Мы уже немного коснулись того, что нынешнее Новогодье мы встречаем в условиях очень тревожной обстановки в мире, которая со все большей очевидностью проявляет себя в ситуации и общественной атмосфере внутри страны.

 

 

Так в Москве, в предрождественские (по юлианскому календарю) дни произошло знаковое событие во внутрицерковной жизни. Хотя широкой публике оно может мало что скажет, но для церковной и околоцерковной общественности это настоящий знак.

Московская Церковь Троицы в Хохлах

 

5 января был запрещен в служении известный московский священник, настоятель Храма св. Троицы в Хохлах Алексей Уминский,  кроме того от должности настоятеля Храма Успения в Газетном переулке отстранен священник Владимир Лапшин, ученик известного либерального православного богослова и историка религии о. Александра Меня. Оба этих священника самими личностями своими символизировали эпоху перестройки демократизации и реформ Горбачева- Ельцина. Но если Лапшина отстранили по возрасту и состоянию здоровья ( и. кстати, он остается почетным настоятелем своего храма), то с Уминским все сложнее. Если судить по имеющейся информации, то причина в том, что церковному начальству не по душе пришлась пацифистская позиция протоиерея и его активное неприятие в том, что храмах Русской православной церкви не молятся о мире. А поддерживают нынешнее противостояние на Украине до победного конца. Уминский посчитал неприемлемой такую открыто выражаемую в христианской православной церкви позицию На его место, кстати, назначен ставший достаточно известным, благодаря церковным и около церковным медиа священник Александр Ткачев, русский по национальности, уроженец Львова (Западная Украина). Он известен своей жестко антиукраинской в политическом смысле) позицией, а так же весьма брутальными высказываниями по многим вопросам касающимся этики и религии, что вызвало критику со стороны многих, в том числе православных деятелей.
Казалось бы, что автору и возможно большинству наших читателей не являющихся членами Русской православной церкви, а может даже и христианами, до этих внутренних и таких «камерных» проблем жизни православной Москвы. Тем не менее событие это представляется значимым не только для практикующих православных, но и скажем так для более широких кругов общества. Оно- красноречивый симптом того, что милитаристские настроения глубоко проникли в наше общество раз уж противоречия вполне естественные по поводу конфликта вокруг Украины проникли в такую среду как религиозная, то это свидетельствует об их остроте и болезненном характере, а также видимо не совсем адекватном понимании людским разумом.
В принципе, принципиальная позиция православной церкви как христианской должна быть антивоенной и заключаться в последовательном стремлении к миру, как словом, так и делом. Это принципиальный вопрос. Ибо он основывается на словах самого Христа в его Нагорной проповеди « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» ( Мф 5:9). Поэтому открытая и принципиальная поддержка насилия в том числе военного, противоречит сути христианству и образу жизни и мыслей христианина. Да и верующего человека вообще.
Но это, как говорится, вообще. В общем и целом, что называется. Но, учитывая, что на многотысчелетнюю историю человечества приходится всего лишь несколько сотен (!) абсолютно мирных лет задумываешься, а не является ли война. противостояние в более широком смысле, органичной частью человеческого бытия? Возможно, что это так. Кроме того. История подтверждает, что бывают войны справедливые и несправедливые. Для нас это аксиома, и потому далее не будем рассуждать на тему двух последних мыслей о войне, это не тема для медийной статьи. А предмет более глубокого обсуждения. Вернем у нашем реалиям.

Начавшаяся 24 февраля спецоперация на Украине со стороны России была актом глубокой справедливости. Она была направлена на восстановление справедливости в отношении русскоязычного населения востока этой страны, которое националистический киевский режим ( мы намеренно не употребляем слово Украина) терроризировал начиная с 2014 г, ценой многочисленных жертв среди ирного населения. И поддержка Республик Донбасса, и их возможная интеграция в Россию – это воистину историческая миссия нынешнего руководства нашей страны.
Но в какой-то момент все пошло как-то не так. Последовали военные операции РФ далеко за пределами территорий ДНР и ЛНР, а в качестве целей стала заявляться «денацификация» и «демилитаризация» Украины.

В октябре 2022 г, четыре региона Украины – ДНР, ЛНР, а также Запорожская и Херсонская области 9 с подавляющим числом этнически украинского населения) вошли в состав России. И вход в условиях продолжающейся острой фазы спецоперации, вря д ли был обоснованным ибо невозхможно в таких условиях даже начать должным образом процесс самого необходимого-процесс реальной общественной и экономической интеграции с Россией. Напомним также, что Херсонская облдасть в составе России пока что без херсона, а Запорожская – без Запорожья.
На сегодняшний день ситуация глазами наблюдателя выглядит так – непонятны цели и перспективы войны для обществ двух стран России и Украины. Понятны цели авантюристического режима Зеленского – выкачать из Запада как можно больше помощи военной и не только, причем на высокой русофобской волне, а там – куда кривая выведет… После нас, видимо, хоть потоп.
Но совершенно неясны какие стратегические и национальные интересы преследуют власти России. Особенно это стало неясно, после демарша Пригожина 24 июня прошлого года. Однако обществу стало ясно- в товарищах, там, наверху, согласья нет. И в таком случае, как писано в известной басне Крылова, на лад их дело не пойдет. Единственно, что озвучивается в последние месяцы представителями различных весьма компетентных кругов, отдающие шапкозакидательством заявления, означающие не много не мало (если строго следовать смыслу всказанных слов) захват де-факто территории Украины.

Так глава ДНР, Денис Пушилин в двух новогодних интервью медиа высказался один раз по повду того, что необходимо отодвинуть Вооруженные силы Украины на расстояние с которого Донбасс станет недосягаемым для их оружия. С другой стороны в интервью 8 января глава такого, ныне очень важного субъекта федерации как ДНР называет Одессу и Николаев «русскими городами, которые должны быть освробождены». А известный писатель и одновременно сопредседатель партии «Справедливая Россия- За правду» Захар Прилепин «сказанул» нечто вроде; «После того как пройдет парад нашей армии в Киеве, мы присоединим Узбекистан и будем потенциальных мигрантов обучать русскому языку еще у них на родине.» Послу РФ в Узбекистане пришлось объясняться в тамошнем МИДе…

Сколько раз твердили миру, что в международных отношениях, особенно когда они реализуются в контексте или на грани открытой войны, мысль изреченная в слове, особенно исходящем из уст политика приобретает силу оружия. Если это так, и пока завуалированной целью является фактически полная ликвидация Украины как государства, то это вряд ли можно принять. Во-первых, в нынешней российско-украинской ситуации это будет означать войну ради войны, целей и конца которой не видно, и которая ни к чему иному, кроме как к истощению людских материальных и финансовых ресурсов обеих стран не приведет. Это уже более чем плохо. Это трагедия. Наконец ликвидация украинской государственности, будет означать и для России, и кстати для Запада, снос несущей стены в нашем общем геополитическом «европейском доме». Запад уже сейчас чувствует болевые точки в своей экономике, но если события пойдут по предполагаемому сценарию, то это станет уже острой болью. И к сожалению, не только для Запада. Поэтому затяжное противостояние-без четко сформулированных целей по реализации в нем политических и экономических интересов Российского государства и общества- путь гибельный.
Напомним также один момент, о котором пытаются в российском истэблешменте не упоминать –пока что ни одна страна , в том числе из считающихся союзниками России. не признала территориальных изменений. Происшедших после присоединения к РФ части украинских территорий. Этот факт сам за себя много ворит для тех. кто планирует нашу внешнюю политику. Наверное путь искать надо в строительстве новой Украины с более договороспособной властью.

Так что можно сказать. Что Ваш покорный слуга –главред, как обыватель в позитивном смысле, означающем «Гражданин» и как верующий-монотеист критически относится к перспективам российско-украинского противостояния в его нынешней фазе, без четко определенных интересов и целей. Но это отнюдь не означает, нашего безудержного и безусловного пацифизма. Нынешняя фаза конфликта такова, что достичь мира во многих отношениях можно только условным мечом. Иного выхода нет. Кроме того, остается актуальным лишение политической дееспособности авантюрно-фашизоидного режима Зеленского, которое опять же в нынешней ситуации не видится иначе, кроме как с использованием силы.

А возвращаясь к еще одному сюжету конкретно наших «дневниковых заметок» о запрещении в служении за пацифизм московского священника Алексея Уминского. Здесь можно только пожалеть о том. что с точки зрения восприятия во мнении людей проведено все по технологии действий слона в посудной лавке. Принципиально же решение верное. О. Алексей Уминский (кстати он, как священнослужитель отпевал на Новодевичьем кладбище, атеиста и разрушителя СССР Михаила Горбачева) позволял себе недопустимое для русского православного пастыря сегодняшнего дня либерально-терпимое отношение к Западу и его «культурно-духовным ценностям», почти полная девальвация которых сегодня всем очевидно. Наконец он видимо смешал в своем понимании, безудержный словесный пацифизм с реальной БОРЬБОЙ за мир, которая в современном мире бывает часто силовой и жесткой. Такой какой она и является на сегодняшний день для российского общества, и иного нам просто не дано. Будем надеяться, что новый настоятель, о. Александр Ткачев, для которого вся его духовная прежняя миссия была борьбой, найдет силы и исправит ошибки своего предшественника. Ведь даже самые авторитетные священники- всего лишь люди!
Вот в такое время и в такой мир входим мы, россияне, после Рождества-Новогодья.
Валерий Емельянов , главред «ВиМ».
Изложенное в статье является исключительно личным мнением автора и не отражает позиции редакции портала «Время и мир» и одноименной Ассоциации.