Главная Политика и общество Рождество, московские православные священники, и украинский вопрос. Как эти три очень большие разницы связаны меж собой. Дневник главреда

Рождество, московские православные священники, и украинский вопрос. Как эти три очень большие разницы связаны меж собой. Дневник главреда

через Исмаил
0 комментарий 76

Наверное наши читатели уже заметили, что сегодняшняя информация, размещенная на нашем Портале, почти полностью посвящена религии, точнее христианству, еще точнее – православию в России. Это и понятно – заканчиваются рождественско-новогодние праздники по природе своей имеющие религиозные корни. Кроме того. Все календари имеют религиозные корни, и начало нового хронологического цикла , хотя бы только по одному из них, христианскому, повергает большинство людей в психологический скажем так трепет. Все находятся в полуподсознательном ожидании каких-то перемен, чего-то нового, причем учитываю сегодняшнюю обстановку в мире, не обязательно, что хорошего позитивного. И хотя наш портал издание с явным мусульманско-восточным акцентом, мы тоже не смогли обойти это стороной. Ведь как не крути пока христианство, его культура остается самой многочисленной на планете, и где прямо, а где опосредовано влияет на поведение и жизнь последователей других религий. Это как английский язык- стал ведь вот международным, хотя далеко не всем и не большинству людей он родной и близкий. Так вот и с христианством, с его Рождеством-новогодьем. Да и к тому же в России живем и видим, что очень многим хочется видеть эту страну и ее народ исключительно православными.
Мы уже немного коснулись того, что нынешнее Новогодье мы встречаем в условиях очень тревожной обстановки в мире, которая со все большей очевидностью проявляет себя в ситуации и общественной атмосфере внутри страны.

 

 

Так в Москве, в предрождественские (по юлианскому календарю) дни произошло знаковое событие во внутрицерковной жизни. Хотя широкой публике оно может мало что скажет, но для церковной и околоцерковной общественности это настоящий знак.

Московская Церковь Троицы в Хохлах

 

5 января был запрещен в служении известный московский священник, настоятель Храма св. Троицы в Хохлах Алексей Уминский,  кроме того от должности настоятеля Храма Успения в Газетном переулке отстранен священник Владимир Лапшин, ученик известного либерального православного богослова и историка религии о. Александра Меня. Оба этих священника самими личностями своими символизировали эпоху перестройки демократизации и реформ Горбачева- Ельцина. Но если Лапшина отстранили по возрасту и состоянию здоровья ( и. кстати, он остается почетным настоятелем своего храма), то с Уминским все сложнее. Если судить по имеющейся информации, то причина в том, что церковному начальству не по душе пришлась пацифистская позиция протоиерея и его активное неприятие в том, что храмах Русской православной церкви не молятся о мире. А поддерживают нынешнее противостояние на Украине до победного конца. Уминский посчитал неприемлемой такую открыто выражаемую в христианской православной церкви позицию На его место, кстати, назначен ставший достаточно известным, благодаря церковным и около церковным медиа священник Александр Ткачев, русский по национальности, уроженец Львова (Западная Украина). Он известен своей жестко антиукраинской в политическом смысле) позицией, а так же весьма брутальными высказываниями по многим вопросам касающимся этики и религии, что вызвало критику со стороны многих, в том числе православных деятелей.
Казалось бы, что автору и возможно большинству наших читателей не являющихся членами Русской православной церкви, а может даже и христианами, до этих внутренних и таких «камерных» проблем жизни православной Москвы. Тем не менее событие это представляется значимым не только для практикующих православных, но и скажем так для более широких кругов общества. Оно- красноречивый симптом того, что милитаристские настроения глубоко проникли в наше общество раз уж противоречия вполне естественные по поводу конфликта вокруг Украины проникли в такую среду как религиозная, то это свидетельствует об их остроте и болезненном характере, а также видимо не совсем адекватном понимании людским разумом.
В принципе, принципиальная позиция православной церкви как христианской должна быть антивоенной и заключаться в последовательном стремлении к миру, как словом, так и делом. Это принципиальный вопрос. Ибо он основывается на словах самого Христа в его Нагорной проповеди « Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божьими» ( Мф 5:9). Поэтому открытая и принципиальная поддержка насилия в том числе военного, противоречит сути христианству и образу жизни и мыслей христианина. Да и верующего человека вообще.
Но это, как говорится, вообще. В общем и целом, что называется. Но, учитывая, что на многотысчелетнюю историю человечества приходится всего лишь несколько сотен (!) абсолютно мирных лет задумываешься, а не является ли война. противостояние в более широком смысле, органичной частью человеческого бытия? Возможно, что это так. Кроме того. История подтверждает, что бывают войны справедливые и несправедливые. Для нас это аксиома, и потому далее не будем рассуждать на тему двух последних мыслей о войне, это не тема для медийной статьи. А предмет более глубокого обсуждения. Вернем у нашем реалиям.

Начавшаяся 24 февраля спецоперация на Украине со стороны России была актом глубокой справедливости. Она была направлена на восстановление справедливости в отношении русскоязычного населения востока этой страны, которое националистический киевский режим ( мы намеренно не употребляем слово Украина) терроризировал начиная с 2014 г, ценой многочисленных жертв среди ирного населения. И поддержка Республик Донбасса, и их возможная интеграция в Россию – это воистину историческая миссия нынешнего руководства нашей страны.
Но в какой-то момент все пошло как-то не так. Последовали военные операции РФ далеко за пределами территорий ДНР и ЛНР, а в качестве целей стала заявляться «денацификация» и «демилитаризация» Украины.

В октябре 2022 г, четыре региона Украины – ДНР, ЛНР, а также Запорожская и Херсонская области 9 с подавляющим числом этнически украинского населения) вошли в состав России. И вход в условиях продолжающейся острой фазы спецоперации, вря д ли был обоснованным ибо невозхможно в таких условиях даже начать должным образом процесс самого необходимого-процесс реальной общественной и экономической интеграции с Россией. Напомним также, что Херсонская облдасть в составе России пока что без херсона, а Запорожская – без Запорожья.
На сегодняшний день ситуация глазами наблюдателя выглядит так – непонятны цели и перспективы войны для обществ двух стран России и Украины. Понятны цели авантюристического режима Зеленского – выкачать из Запада как можно больше помощи военной и не только, причем на высокой русофобской волне, а там – куда кривая выведет… После нас, видимо, хоть потоп.
Но совершенно неясны какие стратегические и национальные интересы преследуют власти России. Особенно это стало неясно, после демарша Пригожина 24 июня прошлого года. Однако обществу стало ясно- в товарищах, там, наверху, согласья нет. И в таком случае, как писано в известной басне Крылова, на лад их дело не пойдет. Единственно, что озвучивается в последние месяцы представителями различных весьма компетентных кругов, отдающие шапкозакидательством заявления, означающие не много не мало (если строго следовать смыслу всказанных слов) захват де-факто территории Украины.

Так глава ДНР, Денис Пушилин в двух новогодних интервью медиа высказался один раз по повду того, что необходимо отодвинуть Вооруженные силы Украины на расстояние с которого Донбасс станет недосягаемым для их оружия. С другой стороны в интервью 8 января глава такого, ныне очень важного субъекта федерации как ДНР называет Одессу и Николаев «русскими городами, которые должны быть освробождены». А известный писатель и одновременно сопредседатель партии «Справедливая Россия- За правду» Захар Прилепин «сказанул» нечто вроде; «После того как пройдет парад нашей армии в Киеве, мы присоединим Узбекистан и будем потенциальных мигрантов обучать русскому языку еще у них на родине.» Послу РФ в Узбекистане пришлось объясняться в тамошнем МИДе…

Сколько раз твердили миру, что в международных отношениях, особенно когда они реализуются в контексте или на грани открытой войны, мысль изреченная в слове, особенно исходящем из уст политика приобретает силу оружия. Если это так, и пока завуалированной целью является фактически полная ликвидация Украины как государства, то это вряд ли можно принять. Во-первых, в нынешней российско-украинской ситуации это будет означать войну ради войны, целей и конца которой не видно, и которая ни к чему иному, кроме как к истощению людских материальных и финансовых ресурсов обеих стран не приведет. Это уже более чем плохо. Это трагедия. Наконец ликвидация украинской государственности, будет означать и для России, и кстати для Запада, снос несущей стены в нашем общем геополитическом «европейском доме». Запад уже сейчас чувствует болевые точки в своей экономике, но если события пойдут по предполагаемому сценарию, то это станет уже острой болью. И к сожалению, не только для Запада. Поэтому затяжное противостояние-без четко сформулированных целей по реализации в нем политических и экономических интересов Российского государства и общества- путь гибельный.
Напомним также один момент, о котором пытаются в российском истэблешменте не упоминать –пока что ни одна страна , в том числе из считающихся союзниками России. не признала территориальных изменений. Происшедших после присоединения к РФ части украинских территорий. Этот факт сам за себя много ворит для тех. кто планирует нашу внешнюю политику. Наверное путь искать надо в строительстве новой Украины с более договороспособной властью.

Так что можно сказать. Что Ваш покорный слуга –главред, как обыватель в позитивном смысле, означающем «Гражданин» и как верующий-монотеист критически относится к перспективам российско-украинского противостояния в его нынешней фазе, без четко определенных интересов и целей. Но это отнюдь не означает, нашего безудержного и безусловного пацифизма. Нынешняя фаза конфликта такова, что достичь мира во многих отношениях можно только условным мечом. Иного выхода нет. Кроме того, остается актуальным лишение политической дееспособности авантюрно-фашизоидного режима Зеленского, которое опять же в нынешней ситуации не видится иначе, кроме как с использованием силы.

А возвращаясь к еще одному сюжету конкретно наших «дневниковых заметок» о запрещении в служении за пацифизм московского священника Алексея Уминского. Здесь можно только пожалеть о том. что с точки зрения восприятия во мнении людей проведено все по технологии действий слона в посудной лавке. Принципиально же решение верное. О. Алексей Уминский (кстати он, как священнослужитель отпевал на Новодевичьем кладбище, атеиста и разрушителя СССР Михаила Горбачева) позволял себе недопустимое для русского православного пастыря сегодняшнего дня либерально-терпимое отношение к Западу и его «культурно-духовным ценностям», почти полная девальвация которых сегодня всем очевидно. Наконец он видимо смешал в своем понимании, безудержный словесный пацифизм с реальной БОРЬБОЙ за мир, которая в современном мире бывает часто силовой и жесткой. Такой какой она и является на сегодняшний день для российского общества, и иного нам просто не дано. Будем надеяться, что новый настоятель, о. Александр Ткачев, для которого вся его духовная прежняя миссия была борьбой, найдет силы и исправит ошибки своего предшественника. Ведь даже самые авторитетные священники- всего лишь люди!
Вот в такое время и в такой мир входим мы, россияне, после Рождества-Новогодья.
Валерий Емельянов , главред «ВиМ».
Изложенное в статье является исключительно личным мнением автора и не отражает позиции редакции портала «Время и мир» и одноименной Ассоциации.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать