За несколько месяцев до своей смерти Папа Римский Франциск заявил: «Все религии — это пути к Богу». Этим коротким заявлением Папа Римский Франциск опроверг многовековое утверждение: «Вне католической церкви нет спасения». Или, как сказал Папа Бонифаций VIII в своём печально известном заявлении от 18 ноября 1302 года: «Вне (Церкви) нет ни спасения, ни отпущения грехов».
В Талмуде рассказывается, что раввин Рабба бар Шила однажды встретил пророка Илию. Он спросил Илию: «Что делает Святой (Бог) (каждый день)?» Илия ответил: «Он пересматривает учения, которые проповедуют все раввины, кроме раввина Меира. «А почему бы не пересмотреть учения раввина Меира?» — спросил Рабба. Илия сказал: «Потому что раввин Меир изучал учение Елисея бен Абуи, который отказался от своей веры (в Бога)».
Рабба сказал: «Это не веская причина! Раввин Меир нашёл гранат, съел плод и выбросил косточки». В следующий раз, когда они заговорили, Илия сказал Раббе: «Когда Бог перебирает учения мудрецов, он теперь добавляет: «Мой сын Меир говорит…» (Талмуд, Хагига 15б)
Бог не только обращает внимание на то, как человеческие лидеры на протяжении веков развивают свою религию, но и считает всех тех, кто учится у чужаков, Своими сыновьями.
В Еврейской Библии говорится, что Единый Бог сказал пророку Иеремии: “Прежде чем Я сформировал тебя во чреве, я познал тебя, и прежде чем ты родился, я посвятил тебя; Я назначил тебя пророком для (всех) народов”. (Иеремия 1:5) и в арабском Коране говорится, что Единый Бог сказал Пророку Мухаммеду: “Мы послали тебя (о Мухаммад) не иначе, как в качестве милости для всего человечества, джиннов и (других форм жизни на экзопланетах) миров”. (Коран 21:107)
Является ли ислам единственной религией, приемлемой для Бога со времён пророка Мухаммеда? Претендует ли ислам на то, чтобы заменить христианство и иудаизм, подобно тому, как христианство (до недавнего времени) претендовало на то, чтобы заменить ветхозаветный иудаизм?
Часто можно услышать, как экстремисты и даже некоторые неэкстремистски настроенные мусульмане цитируют аят из Корана: «И кто бы ни обратился в другую религию, кроме ислама, она никогда не будет принята им, и в будущей жизни он будет одним из потерпевших убыток». (Коран 3:85) Звучит довольно категорично.
Но в Коране также говорится, а затем повторяется: «Воистину, те, кто уверовал, и те, кто является иудеем, христианином или сабитянином, — все, кто уверовал в Аллаха и в Судный день и совершает праведные деяния, — получат награду от своего Господа. Они не будут ни бояться, ни печалиться». (Коран 2:62 и 5:69)
А Коран идёт ещё дальше, провозглашая, что религиозный плюрализм — это воля Аллаха. «Если бы Аллах пожелал, Он сделал бы вас единым народом, но (Божий план состоит в том, чтобы) испытать (каждую группу) вас в том, что Он вам дал: так что соревнуйтесь во всех добродетелях, как в гонке. Цель всех вас — (угодить) Аллаху, который в Судный день покажет вам истину в тех вопросах, о которых вы спорите». (Коран 5:48)
Это означает, что религиозный плюрализм — это воля Божья. Таким образом, мы никогда не узнаем «истину о том, в чём вы спорите», до Судного дня. Но мы можем знать, кто из нас самый добрый и милосердный.Тем не менее на протяжении веков многие верующие в единого Бога осуждали и принижали религии друг друга, а некоторые верующие даже прибегали к насильственному обращению в свою веру, изгнаниям, инквизиции и массовым убийствам, чтобы распространить свою веру, хотя все монотеисты молятся одному и тому же Богу, а все пророки монотеистических религий вдохновляются одним и тем же Богом.
В двух приведённых выше аятах Корана (Коран 2:62 и 5:69) иудеи, христиане и сабии упоминаются наряду с мусульманами. В них говорится, что любой из них, кто «верит в Аллаха и Судный день и совершает праведные деяния, получит награду от своего Господа, и не будет им страха, и не будут они печалиться».
Хотя эти два аята (Коран 2:62 и 5:69) кажутся полностью противоречащими первому аяту (Коран 3:85), возможно, что одно толкование отменяет другое, но есть гораздо более простое объяснение.
Слово «ислам» имеет два значения. Во-первых, это базовый, фундаментальный ислам (поклонение Богу), который был религией всех пророков от пророка Адама до пророка Мухаммеда.
Во-вторых, существует особая и уникальная религия, или, точнее, образ жизни, которому учил пророк Мухаммед в традициях хадисов.
Два процитированных выше аята относятся к базовому, фундаментальному исламу, а не к особой и уникальной религии ислам. Говоря современным языком, базовый ислам следует писать с маленькой буквы «ислам», а особый и уникальный ислам — с большой буквы «И». То же самое можно сказать и о мусульманах, которые являются членами особой и уникальной общины, а слово «мусульманин» относится к тому, кто следует фундаментальной «религии» жизни в соответствии с заповедями единого Бога, которым учили Моисей, Иисус или любой другой пророк единого Бога.
Таким образом, «тот, кто ищет религию, отличную от (монотеистического) ислама, никогда не обретёт её, и в будущей жизни он будет одним из потерпевших неудачу». (Коран 3:85) включает в себя иудеев, христиан и сабианцев (кем бы они ни были), но не включает в себя атеистов, с одной стороны, и многобожников, с другой.
Религиозный плюрализм как воля Божья сильно отличается от религиозного, морального или культурного релятивизма. Релятивизм учит, что все ценности и стандарты субъективны, и поэтому не существует высшего духовного авторитета, который мог бы устанавливать этические нормы или выносить моральные суждения. Таким образом, вопросы справедливости, истины или прав человека, как и красота, находятся в глазах смотрящего. Большинство людей, особенно те, кто верит, что нас всех создал Единый Бог, отказываются верить, что этика и права человека — это просто вопрос вкуса. Религиозный плюрализм как воля Божья противопоставляется культурному или философскому релятивизму.
Фундаментальная идея, поддерживающая религиозный плюрализм, заключается в том, что религиозным людям необходимо проявлять смирение во многих сферах религии. Все религии всегда учили традиционному смирению, направленному против эгоизма. Религиозный плюрализм также противостоит религиозному, философскому и самодовольному интеллектуальному эгоизму, который способствует превращению нашей законной любви к нашему собственному пророку и Божественному откровению в универсальные истины, которые мы полностью понимаем и знаем, как применять.
Религиозный плюрализм учит, что конечные люди, даже самые умные и благочестивые из них, не могут полностью понять всё так, как понимает бесконечный. Это верно для каждого человека, даже для самих посланников Бога. Когда пророк Моисей…«Бог говорил с ним лицом к лицу, как человек говорит с другом своим» (Исход 33:11). Когда Моисей просит увидеть Бога лицом к лицу, ему отвечают: «Не можешь ты увидеть лице Моё, ибо человек не может увидеть лице Моё и остаться в живых» (33:20).
Точно так же в Коране пророк Иисус признаётся Богу: «Ты знаешь всё, что во мне, а я не знаю, что в Тебе». (7:116) В Новом Завете, когда ученики наедине спрашивают пророка Иисуса: «Каков будет знак Твоего пришествия (возвращения) и конца века?» (Матфея 24:3)
Иисус предупреждает своих учеников о всевозможных потрясениях и ложных мессиях, которые придут. Затем Иисус заключает: «Но о том дне и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец». (24:36)
Подобное заявление сделал пророк Мухаммед, когда его спросили: «Расскажи мне о Часе». Мухаммед ответил: «Тот, кого об этом спрашивают, знает не больше, чем спрашивающий». (Муслим 1:1&4) Пророк Мухаммед учил своих последователей общему принципу эпистемологического смирения, когда говорил: «Я не являюсь чем-то новым среди посланников. Я не знаю, что будет со мной или с вами». (Коран 46:9)
Знаменитый аят из Корана (2:255), называемый «Аят Аль-Курси», «Тронный аят», известен своим глубоким смыслом и вдохновляющим посланием. В нём хорошо описан Аллах, и нам сообщается, что знание Аллаха несравнимо с нашими собственными скромными усилиями. Тронный аят начинается со слов: «Аллах! Нет бога, кроме Него, Живого, Самосущего, Поддерживающего всё сущее». и заканчивается словами:
«Они не постигнут ничего из Его знания, кроме того, что Он пожелает. Его трон/власть простирается над небесами и землёй, и Он не устаёт охранять и сохранять их. Ибо Он — Всевышний, Величайший в славе».
И уже в следующем стихе говорится: “Не должно быть принуждения в (принятии) религии (ислама)”. (2: 256) потому что все люди обладают ограниченными знаниями, и никто не должен принуждать кого-либо другого верить в то, что известно только Аллаху.
Автор Раввин Аллен С. Маллер