Главная Одна вера -три религии. Статьи Алена Маллера Два еврейских ученых мудреца, восхищавшихся исламом

Два еврейских ученых мудреца, восхищавшихся исламом

через Исмаил
0 комментарий 40

Игнац/Игнац [Ицхак Иегуда] Гольдциер (22 июня 1850 – 13 ноября 1921) – венгерский ученый-исламовед, считается одним из трех основателей современных исламоведческих исследований в Европе. Гольдциер получил образование в университетах Будапешта, Берлина, Лейпцига и Лейдена и стал приват-доцентом в Будапеште в 1872 году. В следующем году, под эгидой венгерского правительства, Гольдциер отправился в путешествие по Сирии, Палестине и Египту, где стал первым европейцем, поступившим в аль-Азхар.
В своем личном дневнике он написал: «В те недели я по-настоящему проникся духом ислама до такой степени, что в конечном счете внутренне убедился в том, что я сам мусульманин, и рассудительно обнаружил, что это единственная религия, которая, даже в своей доктринальной и официальной формулировке, может удовлетворить философские умы. Моим идеалом было поднять [ортодоксальный] иудаизм на аналогичный рациональный уровень».
Его восхищение исламом не помешало ученому всю свою жизнь оставаться правоверным иудеем. Действительно, Гольдциер был назначен секретарем еврейской общины Будапешта. Такая связь с иудаизмом и еврейским народом была необычной для человека, стремившегося к академической карьере в Европе в 19 веке. Гольдциер видел ислам глазами человека, который отказывался ассимилироваться в современную европейскую христианскую культуру, потому что европейское христианство его мало восхищало.
Возможно, из-за отсутствия у него восхищения христианством Гольдциеру было отказано в должности преподавателя в Будапештском университете, пока ему не исполнилось 44 года. Будучи новообращенным христианином, он легко получил бы место профессора в университете, но он всегда отказывался переходить в христианство.
В своей книге «Ориентализм» Эдвард Саид нападает на западных академических исследователей ислама за то, что они не уделяют достаточного внимания таким ученым, как Гольдзихер. Из пяти крупных немецкоязычных востоковедов Саид отметил, что четверо из них, несмотря на свою эрудицию, враждебно относились к исламу. Работа Гольдцихера была единственным исключением, поскольку он высоко оценил «терпимость ислама по отношению к другим религиям».
Доктор Ицхак Иегуда Гольдциер был примером еврея 19 века, аналогичным мединскому раввину Мухайрику, который был одним из многих иудеев, поддержавших пророка Мухаммеда, когда он впервые прибыл в Медину. Раввин Мухайрик был образованным лидером Та’лабы, племени, состоящего из иудеев из земли Израиля, которые поселились в Медине несколькими столетиями ранее, плюс большое количество местных арабов, принявших иудаизм в течение последующих поколений.
Согласно Ибн Исхаку, первому крупному биографу пророка Мухаммеда, рабби Мухайрик: «…объявил своей пастве, что он будет сражаться, чтобы защитить Пророка Мухаммеда от его многочисленных врагов среди арабов-язычников Мекки; заявив, что если он погибнет в битве [как он это сделал], он хотел бы, чтобы его имущество перешло к нему пророку Мухаммеду для раздачи в качестве благотворительности».
Когда пророку Мухаммеду, который сам был серьезно ранен в той битве, сообщили о смерти рабби Мухайрика, он сказал о раввине: «Мухайрик – самый выдающийся среди иудеев»”. (Ибн Шабба, Та’рих аль-Медина, 467) В другом повествовании пророк Мухаммад сказал: «Мухайрик был лучшим из евреев». (Ибн Саад, “Табакат аль-Кубра”, 1535)
Ибн Исхак также писал, что рабби Мухайрик: «Узнал посланника Аллаха по его описанию и по тому, что он нашел в его учености. Однако, [поскольку] он привык к своей собственной религии, это удерживало его [от обращения в ислам]».
Но почему большинство евреев Медины не поддержали пророка Мухаммеда, который был таким же строгим единобожником, как Моисей? Я думаю, они боялись, что после смерти пророка Мухаммеда его бывшие последователи-язычники-многобожники превратят его в сына Божьего и будут поклоняться ему, точно так же, как последователи Иисуса превратили его в Сына Божьего; и не только поклонялись ему, но и преследовали евреев, которые не хотели поклоняться Иисусу. Слава Богу, этого не произошло.
Кроме того, библейский пророк Михей утверждает, что даже в мирное время Мессианской эры «Все народы будут ходить, каждый во имя [особого] своего Бога». (Библия, Михей 4:5)
Таким образом, грядущий период мира во всем мире и религиозной гармонии не будет результатом подчинения одной универсальной религии, которой придерживаются все, но станет результатом гармонии множества различных монотеистических религий, каждая из которых придерживается своего собственного взгляда на единого Бога, уважая взгляды других монотеистических религий — даже при несогласии с ними.
Как сказано в Коране: «Для каждого из вас мы установили закон и путь. Если бы Аллах захотел, Он мог бы сделать вас единым народом, но (Он не сделал этого), чтобы испытать вас в том, что Он дал вам. Поэтому соревнуйтесь друг с другом, чтобы поторопиться совершать добродетельные поступки; ибо все возвращаются к Аллаху (для суда), чтобы Он дал вам знать [о] том, в чем вы расходились». [Сура Аль-Маида, 5:48]
Настоящая проблема заключалась в том, что греческая философия настолько повлияла на раннее христианство, что племенной плюрализм пророка Михея был утрачен и заменен концепцией игры с нулевой суммой. Конечная цель состояла не в том, чтобы скромно попытаться согласовать различные религиозные точки зрения относительно единого и неповторимого Бога, а в том, чтобы самодовольно преувеличить религиозные различия, выходящие далеко за рамки любого разумного понимания обеих сторон.
Это греческое влияние проникло даже в еврейское мышление; и когда Коран раскрыл различные точки зрения на библейские события, некоторые евреи отрицали это и не верили, отказываясь принимать аяты Корана, хотя они знали, что раввины также предлагали различные толкования библейских текстов.
В игре с нулевой суммой любая ценность или истинное духовное прозрение, которые я придаю другому месту Писания, каким-то образом умаляет мое собственное. Что-то либо истинно, либо ложно. Другого выхода нет. Если два утверждения противоречат друг другу, одно или оба из них должны быть ложными. Они оба не могут быть правдой.
Тем не менее, если кто-то верит, что есть только один Бог, который открывается многими различными вдохновенными пророками, тогда мы должны быть в состоянии узнать больше о Божьей воле, получив представление о нашем собственном уникальном откровении из других откровений этого единого Бога. Поскольку все монотеистические священные писания исходят от единого Бога, мы должны рассматривать другие священные писания как потенциально обогащающие наше понимание и оценку нашего собственного Священного Писания.
Таким образом, в Коране говорится, что лишь меньшинство евреев Медины выступало против пророка Мухаммеда: “Часть людей Писания хотела бы ввести вас в заблуждение. Но они не вводят в заблуждение [никого], кроме самих себя, и они не воспринимают [этого]. О люди Писания, почему [некоторые из] вас не веруют в аяты Аллаха, в то время как вы являетесь свидетелями [этого]? О люди Писания, почему [некоторые из] вас путают истину с ложью и скрывают истину, в то время как вы знаете [ее]? [Сура Али ‘Имран, 3:69-71]
Скажи: “О люди Писания, придите к слову, которое будет справедливым между нами и вами: мы не будем поклоняться никому, кроме Аллаха, и не придаем Ему никакого значения, и не будем считать друг друга господами вместо Аллаха”. Но если они отвернутся, тогда скажите: “Засвидетельствуйте, что мы мусульмане”. [Сура Али ‘Имран, 3:64]
Евреи в Медине, которые не поклонялись никому, кроме Аллаха, и ничего не ассоциировали с Ним, и не считали друг друга господами вместо Аллаха, — они должны были поддержать пророка Мухаммеда как подлинного пророка единобожия, но большинство из них этого не сделали из-за своих политических союзов с двумя гораздо более крупными языческими Арабские племена в Медине.
Я изучал ислам в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе 63 года назад, а затем еще раз, когда учился в раввинской школе. На протяжении многих лет я продолжал читать Коран и другие исламские книги. Я читаю эти книги так, как Пророк учил своих последователей в хадисе: «не как верующий и не как неверующий». Что это значит?
Коран, конечно, является священным писанием для мусульман. Ученик Мухаммеда по имени Абу Хурайра рассказывал: «Люди Писания обычно читали Тору на иврите, а затем объясняли ее мусульманам по-арабски. Посланник Аллаха сказал [мусульманам]. «Не верьте людям Писания и не разуверяйтесь в них, но говорите: ”Мы уверовали в Аллаха и в то, что ниспослано нам, и в то, что ниспослано вам». (Са’их Аль-Бухари, 7362)
Следуя учению Мухаммеда, я также обязуюсь ни верить, ни не верить в Коран. Если бы я верил в Коран, я был бы членом мусульманской уммы (общины). С другой стороны, я не могу не верить в Коран, потому что я верю, что Мухаммед был пророком, и я уважаю Коран как родственное откровение, впервые ниспосланное родственному народу на родственном языке. На самом деле, люди, язык и теология ближе к моему собственному народу, языку и теологии, чем у кого-либо другого на земле.
Таким образом, я чувствую, что я — в духе Гольдцихера и Мухайрика — исламский еврей, что означает, что я правоверный еврей, подчиняющийся воле Божьей, в соответствии с тем, что я еврейский раввин-реформист. Как раввин, я верен завету, который Бог заключил с Авраамом, первым евреем, ставшим мусульманином, и я подчиняюсь завету и заповедям, которые Бог заключил с народом Израиля на горе Синай.
Более того, как раввин-реформист, я считаю, что раввины должны изменить древние еврейские традиции, чтобы они не затрудняли исповедание религии.
Это важное учение Корана было преподано пророком Мухаммедом за двенадцать столетий до возникновения реформистского иудаизма в Германии начала 19 века: «…В законе [Таура] … Он повелевает им то, что справедливо, и запрещает им то, что зло; он разрешает им как законное то, что хорошо [и чисто], и запрещает им то, что плохо [и нечисто]; Он освобождает их от их тяжкого бремени и от ярма, которое на них лежит». [Сура Аль-Араф, 7:157].
Как рассказывал Абу Хурайра, Пророк сказал: «Религия очень легка, и тот, кто перегружает себя своей религией, не сможет продолжать в том же духе. Поэтому следует избегать крайностей. Но старайтесь быть близкими к совершенству и примите благую весть о том, что вы будете вознаграждены….” (Сахих Аль-Бухари, 39) Пусть правоверные представители всех религий посвятят себя этому прекрасному учению.
[i] Евреи-реформисты в настоящее время составляют крупнейшую из еврейских конфессий в США. В Великобритании реформистский иудаизм называется либеральным иудаизмом.

Раввин Аллен С. Маллер

Фото- Игнацы Гольдциер

Eurasia Review

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать