На протяжении большей части трех десятилетий с момента обретения независимости в 1991 году Туркменистан оставался в стороне от дискуссий о Центральной Азии и роли транспортных маршрутов Север-Юг и Восток-Запад, связывающих регион с остальным миром. Ашхабад редко публиковал много данных о себе или позволял другим собирать их.
Аналитики и комментаторы, пишущие о Центральной Азии, часто покидали страну, не задумываясь и даже не упоминая об этом. Когда изоляционистская страна привлекала к себе внимание, то обычно это касалось предусмотренного конституцией нейтралитета Туркменистана, крайнего авторитаризма его лидеров или бедности его населения. Однако за последние два года ситуация начала быстро меняться. Туркменистан играет все более важную роль в качестве маршрута для торговли с севера на юг и с востока на запад между Китаем и Европой, Россией и Южной Азией, а также странами Центральной Азии и внешним миром. Эта растущая роль уже усилила геополитическую конкуренцию за Туркменистан и вызвала опасения в Ашхабаде, что такое внешнее вмешательство может подорвать туркменский режим (см. EDM, 15 декабря 2022 г., 11, 18 мая 2023 г.). (Для получения дополнительной информации о внутренних трудностях режима см. EDM, 14 февраля 2017 г.)
Два события, произошедшие на этой неделе, только еще больше повысят авторитет Туркменистана и усилят внутреннее давление на режим. Во-первых, Казахстан, Россия, Иран и Туркменистан подписали в Актау соглашение, содержащее дорожную карту по развитию транзитного коридора «Север-Юг» через Туркменистан. План предполагает, что именно этот маршрут, а не Кавказ или Каспийское море, станет важнейшей ветвью этого коридора (Eurasia.expert, 19 июля; информацию об открытии Туркменистана см. в EDM, 10 февраля 2021 г., 16 октября 2023 г., 10 июля).
Ранее Москва надеялась развивать коридор Север-Юг через Кавказ или Каспий, но была вынуждена переориентировать свое внимание на восток в сторону Центральной Азии из-за нестабильности в первом случае и нехватки возможностей во втором. Этот сдвиг стал возможен только по мере того, как Туркменистан становился все более открытым (см. EDM, 24 мая 2020 г., 4 января 2023 г.; Eurasia.expert, 10 мая, 15 июня). Во-вторых, 22 июля на встрече в Бухаресте Ашхабад объявил о намерении подписать соглашение с Грузией, Азербайджаном и Румынией о создании того, что эти страны называют коридором «Каспийское море-Черное море», который станет основным компонентом транзитных проектов Восток-Запад, в которых давно заинтересованы Китай, Запад и страны Центральной Азии и Южного Кавказа. 15 мая, 22 июля).
Главными движущими силами развития этих двух торговых коридоров являются Россия и Иран для коридора Север-Юг, который Москва развивает с 2000 года, а также Китай и Запад, отстаивающие коридор Восток-Запад, причем страны Центральной Азии заинтересованы в обоих. До последних двух лет эти страны, как правило, планировали обойти Туркменистан, а не проходить через него, хотя маршруты через территорию Туркменистана были короче, проще и дешевле (Ntranslab.ru, 23 апреля). Теперь, столкнувшись с проблемами внутри страны и желая играть более активную международную роль, Туркменистан решил открыться и стать более активным участником регионального транзита, вызвав новый интерес к маршрутам через свою территорию. Между тем, региональный интерес к сотрудничеству с Ашхабадом возрос во многом из-за последствий санкций, которые сделали маршрут Север-Юг более важным для России и Ирана. Кроме того, продолжающиеся беспорядки на Южном Кавказе сделали разработку и строительство многочисленных маршрутов на запад более важным для Китая и стран Центральной Азии.
Неудивительно, что Ашхабад стремится к тому, чтобы оба маршрута, проходящие через его территорию, развивались в тандеме. Туркменские власти явно надеются, что это позволит им извлечь выгоду из обоих, в то же время позволяя Ашхабаду натравливать одну группу на другую, что является продолжением как минимум одного из аспектов его нейтральной и сбалансированной внешней политики. Однако это будет непросто, учитывая обширную региональную повестку дня России, Китая, Ирана и Запада. Тем не менее, это, вероятно, представляет собой лучший вариант для Ашхабада, чем пытаться оставаться вне подобных международных сетей. Будучи одновременно транзитной страной и узлом торговли между Севером и Югом и Востоком и Западом, Туркменистан, вероятно, сможет повысить свою роль в регионе и может предпринять шаги для облегчения условий жизни своего населения. Тем не менее, переходный период внутри страны может быстро оказаться еще более чреватым, чем переход на международном уровне. По крайней мере, есть несколько веских причин так думать.
До сих пор Туркменистан был не только одной из самых изолированных стран на постсоветском пространстве, но и, безусловно, самой авторитарной. Население бедно, и режим сдерживает любые внутренние беспорядки, предлагая различные субсидии, применяя грубую силу, а также закрывая мечети и любые другие учреждения, которые могли бы способствовать кристаллизации оппозиции (Rus.azattyq.org, 2 декабря 2021 г.; Ia-centr.ru, 16 февраля 2023 г.). Страна страдает от растущей нехватки воды и проблем с сельским хозяйством (см. EDM, 7 марта).
В отличие от других стран Центральной Азии, Ашхабад не разрешает своим гражданам работать в России и отправлять домой денежные переводы, что снижает бедность и напряженность в этих странах (Turkmen.news, 14 января 2022 г.). Как и другие страны региона, Туркменистан становится все более моноэтническим с уходом русских и представителей других национальностей Центральной Азии. Эта тенденция сделала Туркменистан более националистическим, несмотря на то, что она повысила важность племенных разногласий в туркменском обществе – разногласий, которые стоят за многими политическими механизмами в стране и, вероятно, будут устранены притоком иностранных денег и влияния (Hronikatm.com, 14 ноября 2023 г.; Ia-centr.ru, 27 ноября 2023 г.).
На сегодняшний день ашхабадское сочетание кнута и пряника сохраняет относительную стабильность. Тем не менее, строительство новых железнодорожных линий и автомагистралей для поддержки коридоров Север-Юг и Восток-Запад, а также деньги, которые эти коридоры принесут после их завершения, скорее всего, нарушят существующие договоренности и приведут к большим проблемам для режима управления. Противодействие этим новым осложнениям будет непростым делом для чиновников в Ашхабаде, давно привыкших к авторитарному правлению над обнищавшим населением. Разобраться в последних событиях будет нелегко и другим правительствам, многие из которых привыкли полностью игнорировать Туркменистан. Если это не изменится, то надвигающийся переход Туркменистана от поверхностной стабильности к рассаднику серьезного конфликта, скорее всего, застанет региональных игроков врасплох и не оставит им практически никаких вариантов для предотвращения более широкого распространения проблем в этой стране
.Автор: Пол Гобл
Фото- товарный поезд из Ирана прибывает в Туркиенистан
Источник: Эта статья была опубликована в Джеймстаунском фонде