Что происходит с Chevron и греческими месторождениями углеводородов?
Chevron — второй (после ExxonMobil) американский энергетический гигант, проявивший интерес к месторождениям углеводородов на греческом континентальном шельфе. Компания уже работает в других частях Средиземного моря, возглавляя консорциум, который стремится разрабатывать газовое месторождение Афродита на Кипре, управляя крупным месторождением Левиафан в Израиле и проводя исследования месторождений природного газа в исключительной экономической зоне Египта. В январе компания Chevron выразила заинтересованность в изучении блока, расположенного между Пелопоннесом и Критом (блок «К югу от Пелопоннеса»), а 26 марта компания объявила, что также заинтересована в двух морских блоках к югу от Крита («Южный Крит 1» и «Южный Крит 2»).
Приводит ли это к фактическому аннулированию турецко-ливийского соглашения о разграничении морских пространств от 2019 года?
Произвольная граница турецко-ливийского соглашения проходит немного восточнее участков, на которые претендует Chevron. Правильнее будет сказать, что предложение Chevron фактически сводит на нет так называемую доктрину «Голубой родины» Турции на всей территории к югу от Крита. На картах, составленных Турцией и иллюстрирующих эту доктрину, территория к югу от Крита по большей части принадлежит Ливии, а меньшая часть — Турции. Все эти воображаемые «турецкие» и «ливийские» территории являются частью блоков «Южный Крит 1» и «Южный Крит 2», которые компания Chevron стремится исследовать и разрабатывать, тем самым опровергая любые претензии Турции или Ливии на территории к югу от Крита.
Имеет ли запрос Chevron какие-либо более широкие последствия для греческих островов?
Это в корне противоречит турецкой теории о том, что у греческих островов нет собственного континентального шельфа или исключительной экономической зоны (ИЭЗ). Согласно доктрине «Голубой родины», острова теряют право на континентальный шельф и ИЭЗ, если они расположены в пределах 200 морских миль от материкового побережья. Поскольку несколько греческих островов находятся менее чем в 200 морских милях от материкового побережья Турции и Ливии, Турция утверждает, что они не могут претендовать на собственный континентальный шельф или ИЭЗ. Эти морские зоны, по его мнению, должны быть разделены между Турцией и Ливией. Однако морской район, который Chevron стремится исследовать, принадлежит исключительно Греции на основании законных морских прав острова Крит, а не материкового побережья Греции.
Как мы попали туда, где находимся сегодня?
У Греции мало опыта в поиске и добыче углеводородов. Закон 4001/2011, или так называемый закон Маниатиса, изменил ситуацию. В статье 156 этого закона говорилось, что при отсутствии соглашения о разграничении с соседними странами внешняя граница континентального шельфа Греции определяется срединной линией/эквидистантой, измеренной от материкового и островного побережья. Это был новаторский подход к решению проблемы отсутствия соглашений о разграничении с соседями Греции. Законодательство подготовило почву для международного публичного приглашения к проведению сейсмических исследований на континентальных шельфах Ионического и Критского морей. Норвежская компания приняла это приглашение в 2012–2013 годах, и информация, полученная в результате этих исследований, была продана компаниям, заинтересованным в разведке углеводородов. В 2014 году права на разведку и добычу углеводородов в 20 морских районах в Ионическом море и к югу от Крита были выставлены на международный тендер (Правительственный вестник, выпуск B 2186/8.8.2014). В 2017 году несколько компаний выразили заинтересованность в конкретных морских районах, хотя греческое государство не проводило стратегические исследования воздействия на окружающую среду до 2019 года. В октябре того же года парламент ратифицировал концессионные соглашения с консорциумом Exxon Mobil и Helleniq на территории к западу и юго-западу от Крита. Из-за пандемии Covid-19 геологоразведочные работы были приостановлены, а задержки со стороны греческого государства побудили несколько компаний отказаться от своих планов. Теперь Греции предстоит наверстать упущенное за десять лет.
Греческая компания по управлению углеводородами и энергетическими ресурсами подсчитала, что общая стоимость запасов углеводородов в Греции в Ионическом море и к югу от Крита составляет 250 миллиардов евро
Почему Chevron заинтересована именно в этих блоках?
В марте 2010 года Геологическая служба США подсчитала, что в Восточном Средиземноморье находится 122 триллиона кубических футов природного газа и 1,7 миллиарда баррелей нефти. Если эти данные подтвердятся, то эти объёмы могут удовлетворить энергетические потребности Европы на следующие 30 лет. С тех пор были обнаружены значительные месторождения, в том числе месторождение Зохр в Египте и Левиафан в Израиле. Греческая компания по управлению углеводородными и энергетическими ресурсами (HEREMA) впоследствии подсчитала, что общая стоимость запасов углеводородов в Греции в Ионическом море и к югу от Крита составляет 250 миллиардов евро. Считается, что в районе к югу от Крита есть по меньшей мере девять перспективных для коммерческой разработки месторождений, которые Chevron планирует исследовать.
Разве поиск ископаемого топлива не является устаревшей идеей в наше время?
Как и Европа в целом, Греция хочет достичь нулевого уровня выбросов углекислого газа к 2050 году. Однако до тех пор нам нужно ископаемое топливо для производства энергии, и природный газ является предпочтительным топливом для этого перехода на международном уровне. При сжигании природного газа для производства электроэнергии выделяется меньше углекислого газа, диоксида серы и оксидов азота, чем при сжигании нефти, и он не образует сажу. В 2023 году Греция импортировала 67,71 тераватт-часа (ТВт·ч) природного газа для удовлетворения своих энергетических потребностей. Основными поставщиками были США, Россия и Азербайджан.
Потребление природного газа, произведённого внутри страны, без сомнения, лучше для Греции, чем зависимость от импорта. Один из важнейших вопросов, на который нужно ответить, заключается в том, какой будет позиция Греции, если в ходе поиска природного газа будет обнаружена нефть. Будет ли разрешена её добыча? Экологически сознательная Норвегия говорит «да», поскольку государственная компания Equinor продолжает искать месторождения газа и нефти, которые она может разрабатывать. В декабре 2024 года компания обнаружила месторождение нефти Ринганд.
Что будет дальше?
Некоторые участки, на которые Chevron претендует к югу от Крита, находятся в границах, включённых в тендер 2014 года. Участок к югу от Пелопоннеса является новым дополнением. Таким образом, необходимо будет объявить основные условия концессии, и другие заинтересованные стороны также получат возможность подать заявки в рамках международного тендера. Важно отметить, что стратегические исследования воздействия на окружающую среду в районах к югу от Крита, которые проводит Chevron, были одобрены в июле 2020 года. Это значительно сократит бюрократическую волокиту, хотя почти наверняка последуют судебные иски от экологических организаций. На этом этапе потребуется инициатива правительства, чтобы ускорить судебный процесс. Аналогичный судебный иск против концессии морских участков «Юго-Западный Крит» и «Западный Крит» был подан в мае 2019 года, а решение Государственного совета было вынесено в ноябре 2022 года (решение № 2462).
Какие выводы мы можем сделать из произошедших на данный момент событий?
Первый ключевой вывод касается фактического отказа от идеи о том, что права Греции на континентальный шельф не реализуются автоматически (даже несмотря на то, что международное право предусматривает их существование ipso facto и ab initio). Предполагается, что для реализации этих прав необходимо соглашение о разграничении с соседними странами. До тех пор у Греции есть только претензии. Для морских блоков «Юго-Западный Крит», «Западный Крит», «Южный Крит 1» и «Южный Крит 2» соглашение о разграничении с Ливией отсутствует. Очень небольшая часть «Южного Крита 2» была разграничена с Египтом, отсюда и небольшая зубчатая проекция на соответствующей карте. Соглашение о разграничении — это всегда хорошо, но Греции необязательно использовать свои права. Второй вывод касается официальных карт, опубликованных греческим государством.
В приглашении на сейсмические исследования 2011 года была приведена ориентировочная карта, показывающая границы континентального шельфа Греции в указанных районах (Официальный журнал Европейского союза C2011/353/09). Интересно, что Турция в какой-то степени соблюдала эту карту. Граница, указанная в меморандуме между Турцией и Ливией, не пересекала границы, обозначенные на карте 2011 года. Это также помогает иностранным инвесторам чётко понимать, куда они могут инвестировать. В результате вопрос о передаче Греции всех границ континентального шельфа в ведение ООН вновь выходит на первый план. В конце концов, Греция обязана сделать это в соответствии с законом 4001/2011.
Автор Ангелос Сиригос — доцент кафедры международного права и внешней политики Афинского университета Пантеон, а также депутат от правящей партии «Новая демократия».