Главная Экономика и бизнес Стратегическое сотрудничество США и Украины в области добычи полезных ископаемых

Стратегическое сотрудничество США и Украины в области добычи полезных ископаемых

через Исмаил
0 комментарий 8

Президент Украины Владимир Зеленский во время своего визита в Белый дом в феврале 2025 года должен был подписать соглашение о критически важных полезных ископаемых с президентом США Дональдом Трампом. Однако телеконференция между Трампом и его заместителем Джеймсом Вэнсом с участием Зеленского приняла неожиданно враждебный характер. Во время встречи Трамп обвинил Зеленского в том, что он играет с огнём Третьей мировой войны, и выразил недовольство тем, что Украина не благодарит США за значительную поддержку в войне против России. Эта конфронтация привела к тому, что украинскую делегацию попросили покинуть Белый дом.

Дипломатические каналы оставались открытыми для конструктивных обсуждений даже после этой печально известной ссоры между лидерами. 26 апреля 2025 года состоялась короткая 15-минутная встреча Трампа и Зеленского в Риме, где оба лидера присутствовали на похоронах Папы Римского Франциска. Судя по всему, эта встреча помогла обоим лидерам понять точку зрения друг друга и быстро продвинуться в улучшении двусторонних отношений.

1 мая 2025 года США и Украина подписали соглашение о расширении стратегического сотрудничества в области добычи ресурсов и энергетической независимости. Две страны договорились создать Американо-украинский инвестиционный фонд реконструкции, чтобы ускорить восстановление экономики Украины после войны с Россией.[1] Украинский парламент и Конгресс США должны будут одобрить этот договор, и ожидается, что они ратифицируют его как можно скорее. Перед ратификацией необходимо решить некоторые технические вопросы. Однако то, что эта сделка вступит в силу, — лишь вопрос времени. Это соглашение может оказать значительное политическое и экономическое влияние на двусторонние отношения между США и Украиной.

Перед победой на президентских выборах Дональд Трамп, как известно, хвастался, что сможет закончить войну между Россией и Украиной за один день. Но даже спустя 100 дней после того, как администрация Трампа 2.0 вступила в должность, конца этой войне не видно. Трамп считал, что президент России Владимир Путин должен «прекратить стрелять, сесть за стол переговоров и подписать соглашение», чтобы закончить войну на Украине.[2] Хотя президент Путин положительно высказывался о мире, его действия в зоне боевых действий не соответствуют этим высказываниям. Российские беспилотники и ракеты продолжают атаковать Украину. Киев стремится к восстановлению своего довоенного территориального суверенитета. Однако США не поддерживают эту идею и понимают, что любая такая максималистская позиция затормозит переговоры.

Инвестиционный фонд США и Украины по восстановлению признает роль США (как в военном, так и в финансовом плане) в оказании помощи Украине в налаживании отношений с Россией. По словам президента Зеленского, это соглашение является равноправным договором,[3] в то время как для Трампа его навязчивая идея о «сделке» была удовлетворена. Таким образом, эту сделку можно рассматривать как беспроигрышный вариант для обоих президентов. Что еще более важно, ожидается, что Трамп станет более активным, и его первоначальное нежелание помогать Украине исчезнет.

Для Украины эта сделка была важна для получения военной помощи от США. Сделка выражает солидарность США с Украиной, и это должно быть отрадно не только для Зеленского, но и для НАТО. НАТО должно быть довольно формулировками сделки, в которых текущая ситуация называется полномасштабным вторжением России. Важно отметить, что для Трампа эта сделка — это и геополитика, и геоэкономика. В тексте соглашения отмечается, что организации по всему миру, которые финансировали или поставляли оборудование для российской военной машины, не смогут участвовать в каких-либо восстановительных работах. Очевидно, что США ищут «возможности для бизнеса» в послевоенном мире.

Минеральные ресурсы Украины

Украина богата природными ресурсами, в том числе редкоземельными металлами, которые используются в бытовой электронике, электромобилях (зелёные технологии) и в различных оборонных целях. Наряду с различными полезными ископаемыми, в Украине есть месторождения РЗМ (редкоземельных металлов). Сегодня на мировом рынке добычи редкоземельных металлов доминирует Китай. Очевидно, что США стремятся создать альтернативную цепочку поставок РЗМ. США понимают, что добыча полезных ископаемых — очень сложный, трудоёмкий и капиталоёмкий процесс.

По данным Национальной ассоциации горнодобывающей промышленности США, процесс разработки месторождения от первоначального обнаружения до начала полноценной добычи в среднем занимает более десяти лет по всему миру. Весь процесс разработки включает в себя такие этапы, как разведка, технико-экономическое обоснование, планирование строительства, собственно строительство рудника и ввод его в эксплуатацию. Для того чтобы бизнес стал прибыльным, требуется ещё несколько лет ожидания. Согласно анализу (основанному на данных по 127 шахтам), среднее время от обнаружения месторождения до начала коммерческой добычи составляет 15,7 лет, а диапазон составляет от шести до 32 лет.[4] Строительство шахты и обогатительной фабрики обходится в 500–1000 миллионов долларов США.

В странах с развитой горнодобывающей промышленностью процесс строительства и ввода в эксплуатацию обычно занимает от 10 до 20 лет. Наиболее важным аспектом является оценка экономической целесообразности разработки месторождения перед его приобретением. По данным Statista, срок эксплуатации месторождения варьируется в зависимости от типа полезных ископаемых. Месторождения меди могут эксплуатироваться от 5 до 70 лет, в то время как для таких веществ, как никель, средний срок эксплуатации может составлять около 22 лет.[6]

До начала нынешней войны (до 2022 года) горнодобывающий сектор Украины был достаточно развит. Частная промышленность играла важную роль в расширении этого сектора. Украина обладает запасами 22 из 34 полезных ископаемых, которые Европейский союз (ЕС) считает критически важными. В стране есть месторождения графита, титана, лития, бериллия и урана. Также есть месторождения меди, свинца, цинка, серебра, никеля, кобальта и марганца.[7] Довоенная Украина обладала хорошо развитой металлургической промышленностью, необходимой для крупномасштабного производства. Кроме того, у них была образованная рабочая сила в достаточном количестве. Существовала модель государственно-частного партнёрства (ГЧП), и отрасль развивалась.

Украина стремилась привлечь международные инвестиции в этот сектор, чтобы полностью раскрыть свой потенциал. Кроме того, существовала развитая транспортная инфраструктура, обслуживающая европейский и азиатский рынки. В горнодобывающем бизнесе участвовали такие частные предприятия, как Interpipe Group, ArcelorMittal, Индустриальный союз Донбасса, Метинвест и некоторые другие.[8] Ожидается, что США должны были принять во внимание эту имеющуюся инфраструктуру (в какой бы форме она ни была сегодня) перед заключением сделки.

Вызовы для США

Если США стремятся изменить мировой ландшафт критически важных полезных ископаемых за счёт инвестиций в Украину, то им придётся преодолеть серьёзные геополитические препятствия. Основная проблема, с которой, вероятно, столкнутся США, — это доступ к полезным ископаемым, особенно в восточных регионах, таких как Луганск, Донецк, Запорожье и Днепропетровск.[9] Эти регионы сильно пострадали от российской оккупации. Донецкий регион, на который Украина оказывает минимальное влияние, особенно важен из-за большого количества угля и полезных ископаемых, необходимых для современной промышленности.

С экономической точки зрения, для США также будет сложной задачей начать получать прибыль в ближайшее время. Предлагаемый фонд будет пополняться исключительно за счёт доходов от новых лицензий. Фонд будет «совместно управляться» США и Украиной. Вся полученная прибыль будет реинвестироваться в Украину в течение первого десятилетия.[10] Согласно этому соглашению, Украина должна будет вносить 50% доходов от своих государственных ресурсов в совместный фонд. Однако неясно, откуда возьмутся остальные 50 процентов.

Более серьёзная проблема заключается в том, сможет ли Украина как государство стабилизировать и быстро восстановить свою экономику после войны, особенно без надёжных гарантий безопасности, которые могут предоставить США. Трудно предсказать, насколько быстро Украина сможет восстановиться и выполнить финансовые обязательства по этой сделке в послевоенном сценарии. В отчётах отмечается, что США предоставили Украине около 175 миллиардов долларов.[11] Хотя президент Трамп публично говорил о перспективах восстановления поддержки, которую США оказывали Украине, Соединённым Штатам может потребоваться несколько десятилетий или даже больше, чтобы вернуть эту сумму денег, полученную от горнодобывающей промышленности Украины.

Последняя сделка с Украиной, очевидно, выходит за рамки экономического анализа затрат и выгод. На кону стоят более широкие геополитические соображения. Подписание сделки указывает на то, что в администрации США осознали, что не могут позволить себе бросить Украину, особенно с учётом того, что в ближайшее время динамика отношений между Западом и Россией вряд ли существенно изменится.

Высказанные мнения принадлежат автору и не обязательно отражают точку зрения IDSA Манохара Паррикара или правительства Индии.

Об авторе: капитан группы (доктор) Аджей Леле (в отставке) — заместитель генерального директора MP-IDSA. Ранее он был старшим научным сотрудником Института оборонных исследований и анализа имени Манохара Паррикара и возглавлял его Центр стратегических технологий. Он начал свою профессиональную карьеру в качестве офицера ВВС Индии в 1987 году и досрочно ушёл в отставку, чтобы заниматься научной деятельностью. Он получил степень магистра по физике в Университете Пуны, а также степени магистра и доктора философии в области обороны и стратегических исследований в Университете Мадраса.
Источник: эта статья была опубликована Манохаром Паррикаром в IDSA

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать