Главная История и География Митраизм: Эта религия в Древнем Риме соперничала с христианством

Митраизм: Эта религия в Древнем Риме соперничала с христианством

через Исмаил
0 комментарий 22

Митраизм был древнеримской религией, популярность которой росла одновременно с христианством. Известная также как митраистские мистерии или культ Митры, эта религия была сосредоточена на поклонении божеству Митре.

Митраистские мистерии стали популярны среди императорской римской армии примерно с 1-го по 4-й век нашей эры, в то же время, когда христианство постепенно распространялось по всей империи. Господство христианства к концу 4-го века нашей эры способствовало упадку митраизма.

Верования и религиозные практики, связанные с митраизмом, не совсем ясны и продолжают оставаться предметом споров среди историков. Возможно, эта религия была вдохновлена зороастрийским культом Митры (язата) в Персии, но степень этой связи постоянно оспаривается. К сожалению, не сохранилось никаких первичных литературных источников, относящихся к этой религии, поэтому историки попытались в большей реконструировать мифологию Митры, изучая визуальные источники, такие как скульптуры и фрески.

Митраизм

Подобно многим другим религиям того времени, культ действовал в тайне. Верующие отдавали дань уважения Митре в храмах, известных как Митрея, часто построенных в пещерах и скрытых от населения. Однако власти, особенно римские императоры, терпимо относились к тайному характеру культа из-за его благосклонного отношения к императорской власти. Было раскопано более двухсот храмов, посвященных Митре, на территории от Сирии до Великобритании, причем большинство находок сосредоточено в Италии, вдоль Рейна и Дуная.

Историки полагают, что основной принцип мифологии митраистских мистерий вращался вокруг убийства Митрой быка, события, обычно называемого “тавроктонией”. Считалось, что этот акт дает начало новой жизни после смерти быка, животного, часто символизирующего силу и плодородие. Концепция возрождения, возможно, имела первостепенное значение в повествовании о митраистских мистериях. Члены культа, возможно, верили, что ритуальное принесение в жертву быка установило новый космический порядок и было неразрывно связано с Луной, небесным телом, также ассоциирующимся с плодородием.

Ритуальное умерщвление быка обычно изображалось на каменном рельефе, который является неотъемлемой частью почти каждого храма, посвященного Митре. На рельефах Митра часто изображается усмиряющим быка и убивающим его. Как божество персидского происхождения, Митра украшает то, что римляне воспринимали как отличительную персидскую одежду, фригийскую шапку и штаны, а также наряд, чуждый нормам римской моды. Было обнаружено около 650 таких каменных рельефов, и их поразительное сходство подтверждается по всем параметрам.

Рельефное изображение жертвоприношения быка обычно размещалось в задней части храма. Оно было спроектировано в манере, напоминающей удлиненную римскую столовую с центральным проходом, окаймленным двумя просторными скамейками на возвышении. Тем не менее, ритуальный акт принесения в жертву быка нечасто совершался самими верующими. Приверженцы подражали действиям Митры, делившегося мясом быка с Сол, божеством, ассоциирующимся с солнцем. Об этом свидетельствуют фрагменты утвари и останки животных, обнаруженные в этих святилищах. Устраивались пышные культовые банкеты с использованием высококачественной свинины, курицы и значительного количества вина, что способствовало оживлению межличностных связей между верующими и их духовному единению с Митрой.

Развалины митраистского святилища

Столкновение с христианством

В своей работе «Истоки христианства» Эрнест Ренан выдвинул идею о том, что митраизм возник как главный соперник христианства во 2-4 веках нашей эры. Действительно, было высказано предположение, что императоры Коммод (180-92 гг. н.э.) и Диоклетиан (284-305 гг. н.э.) оказали свою поддержку делу Митраизма. Однако некоторые ученые утверждают, что эти утверждения сомнительны, учитывая скудные свидетельства, указывающие на официальное признание поклонения Митре в качестве санкционированного римского культа.

Поскольку обе религии начали набирать популярность примерно в одно и то же время, разумно предположить, что они конкурировали за последователей. В любом случае, митраизм и его приверженцы столкнулись с притеснениями в 4 веке из-за процесса христианизации в Римской империи. В результате митраизм в конечном счете угас, причем его упадок произошел в какой-то момент между 4-м и 5-м веками.

Миланский эдикт императора Константина, изданный в 313 году нашей эры, ознаменовал поворотный момент в конкуренции между монотеистическим христианством и более традиционными политеистическими языческими верованиями Римской империи, что также повлияло бы на устойчивость митраизма. Христианство вытеснило другие религии в качестве официальной религии Римской империи в 380 году нашей эры, а в 392 году нашей эры император Феодосий начал подавлять языческие религии. Историк Л.Х. Мартин утверждает, что римский митраизм достиг своего завершения в результате этих антиязыческих эдиктов, изданных Феодосием в последние годы 4-го века.

Фото- фреска из митраистского святилища в Марино (Италмя0. изображающая Митру. борящегося с быком. II вн.э
По материалам зарубежных СМИ

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать