Главная История и География Гордые греки Ташкента, Узбекистан

Гордые греки Ташкента, Узбекистан

через Исмаил
0 комментарий 131

Среди холмистых пустынь и песчаных дюн Центральной Азии в восточной части Узбекистана спряталась небольшая община людей, которые являются живыми остатками политики холодной войны, греки Ташкента.

Гражданская война в Греции (1946-1949) оставила след в жизни большинства греков и опустошила страну. Когда все закончилось, 12 000 побежденных коммунистических боевиков стали политическими беженцами, нашедшими убежище в Ташкенте, современной столице постсоветского Узбекистана.

Они поселились в 14 местных «греческих городах», и к 1970-м годам эта изгнанная община выросла до 35 000 мужчин, женщин и детей. Большинство из них вернулись в Грецию после предоставления политической амнистии в 1981 году, в то время как некоторые переехали в Австралию, Канаду и Соединенные Штаты, следуя по пути отчуждения, как и другие члены их семей. Сегодня в Ташкенте осталось всего около 1200 человек.

 

Греческая диаспора, которая когда-то исчислялась десятками тысяч, – это люди, которые живут и работают в Узбекистане, многие из которых никогда не были в Греции, но когда их спрашивают, они все равно говорят: «Я не узбек, я грек»Чтобы понять эволюцию греческой общины Узбекистана, необходимо понять ее происхождение. Как и многие истории о массовом исходе и перемещении, история греков Узбекистана – это история разлуки, войны и беспорядков.

«Греки пришли в Центральную Азию двумя волнами», — сказал недавно Greek Reporter Костас Политис, президент Греческого культурного центра (ранее Ассоциация Греции Ташкента) в Ташкенте, Узбекистан.

Две волны греков в Ташкенте

«Первая волна пришла во время Второй мировой войны, в 1944 году, когда Сталин переселил от тридцати до сорока тысяч греков-понтиqwtd, многие из которых жили в горах Кавказа и современной Грузии, и отправил их на юг Узбекистана, в Ферганскую область, которая в то время еще считалась Казахстаном», — говорится в докладе. В этом районе была бесплодная земля, и она едва возделывалась; Сталин знал, что греки разбираются в сельском хозяйстве, и они хорошие земледельцы, поэтому греческое население взялось за сельскохозяйственное развитие там.

Вторая волна политических беженцев пришлась на 1949 год с окончанием гражданской войны в Греции. Когда повстанцы, или «андарты», отправились в Албанию и Югославию, чтобы избежать преследований, они забрали свои семьи, жен и детей и бежали из страны. Из них около 12 тысяч были схвачены Коммунистической партией и отправлены в Грузию. Затем их посадили в лодки и загнали в поезда, чтобы отвезти в Ташкент.

«Большинство из этих людей думали, что едут в Пирей», — мрачным тоном описал Политис, добавив: «Они понятия не имели, куда на самом деле едут. И после двух недель пути, не имея на спине ничего, кроме одежды, при немыслимых обстоятельствах они были доставлены в Ташкент как политические беженцы».

Трагическая история массового похищения детей, которую многие называют «пайдомазомой», также имела место в это время; Детей разлучали с семьями и отправляли в школы соседних стран, таких как Чехословакия, где их обучали местные греческие учителя. В результате такой политики из двенадцати тысяч греков, переселенных в Ташкент, только двадцать восемь были детьми. Не пройдет и шести или семи лет, как почти три тысячи детей воссоединятся со своими семьями в Ташкенте.

Греки Ташкент


Члены греческой общины Ташкента позируют у входа в культурный центр. Фото: Греческий культурный центр

Эти две отличительные греческие общины не имели общения или взаимодействия; понтийские греки в Фергане уже находились в изгнании и с ними обращались как с преследуемым народом, в то время как ташкентские греки были политическими беженцами, которых поддерживало местное коммунистическое правительство. Статус политических беженцев и желание Коммунистической партии индоктринировать как можно больше людей стали причиной того, что им были предоставлены ресурсы и права, что привело к созданию растущей греческой общины в далеком регионе Центральной Азии.

«Для местных узбеков Греческий центр был как элита»

Так, в 1964 году на земле, подаренной греческой общине Коммунистической партией, ташкентские греки своими руками построили штаб-квартиру своего объединения. Именно в этом трехэтажном здании беженцы из Ташкента поддерживали и поддерживали свою греческую культуру почти в 3800 километрах от своей родины.

«Коммунистическая партия уделяла большое внимание общественным собраниям», — объяснил Политис греческому репортеру. «Это активно пропагандировалось по всему советскому региону; Они хотели, чтобы люди постоянно что-то делали, чтобы укрепить представление о том, что все люди одинаковы. Итак, греки, с нашей культурой и традициями, мы по своей сути социальны. Мы танцуем, у нас есть «панигирия», мы создаем сообщество и делаем что-то вместе. Греки в Ташкенте выделялись».

«Для местных узбеков Греческий центр был как элитный, эксклюзивный клуб, полный жизни и далекий от их собственного консервативного, мусульманского этоса», – сказал он. «Они бы восхищались нами, почти завидуя, энергии и радости».

Греки Ташкент Узбекистан


Греки Узбекистана поддерживали себя песнями, танцами и языком. Фото: Греческий культурный центр
В течение двух десятилетий Ассоциация была центром греческого общества с еженедельными мероприятиями и собраниями; он служил эпицентром общины, подобно тому, как Греческая Православная Церковь в Северной Америке, Австралии и везде, где селились члены греческой диаспоры.

Поскольку в Советском Союзе проводилась строгая политика атеизма, в отсутствие религии греки Узбекистана поддерживали себя песнями, танцами и языком. «Нет, здесь нет церквей, и члены общины не будут идентифицировать себя как «верующие», — пояснил Политис. «Но воскресенья они проводили в Ассоциации. Семьи и дети приезжали утром и уезжали вечером. Они не могли и думать о том, чтобы заниматься чем-то другим».

Греция разрешила репатриацию политических беженцев

В то время существовали стипендиальные фонды внутри Ассоциации и из Греции, которые позволяли детям посещать летний лагерь в Греции и лично приобщаться к языку, культуре и людям.

Возможно, именно из-за этой глубокой связи с Грецией в 1982 году, когда греческое правительство приняло закон об амнистии, который позволил возвращаться и репатриироваться политическим беженцам, большой процент греков Узбекистана почувствовал себя вынужденным вернуться на родину. В то десятилетие около девяноста процентов ташкентских греков покинули страну.

Это был период большой радости для многих, воссоединившихся со своим народом и своей землей, но тем, кто остался позади, пришлось смириться со своей потерей, и к началу 2000-х годов Культурная ассоциация была почти заброшена и безжизненна. Сегодня в Ташкенте осталось всего 1200 греков, примерно 12-13 процентов из которых – дети.

Греки Ташкент Узбекистан


Греческая община Ташкента отмечает двухсотлетие Освободительной войны. Фото: Греческий культурный центр
Именно в это время сокращения общины Политис оказался в Ташкенте. «Я живу в Ташкенте почти два десятка лет, и еще несколько лет назад я не был связан с греческой общиной», – признается Политис. «Мне стыдно это говорить».

Архитектор по профессии, Политис родился в Салониках и жил во многих городах Европы, включая Париж и Константинополь. «Меня вдохновляет Александр Македонский, царь Азии, влияние которого распространяется на всю Азию, и здесь, конечно, в Узбекистане», – сказал он. «Я хочу сохранить эллинизм, продвигать «ευ ζην» — хорошую жизнь — этос, который выходит за рамки национальности и человеческих границ. Речь идет о человечности».

Греческий культурный центр в Ташкенте
Именно эта вновь обретенная приверженность эллинизму Александра Македонского как объединителю народов побудила Политиса активно участвовать в Ташкентской греческой ассоциации. Несколько лет назад он вступил в должность президента и начал восстанавливать сообщество.

Греческая ассоциация была переименована в «Греческий культурный центр», потому что, как объяснил Политис, «у ассоциации могут быть требования к членам, но центр, не имеет значения, если нас осталось только двое, мы все равно являемся центром греческой культуры».

С этой энергией и непоколебимой верой Политис и Совет Греческого культурного центра возрождают огромную структуру, которая на протяжении многих десятилетий вмещала и поддерживала греческую культуру и традиции.

В условиях отсутствия какой-либо помощи со стороны греческого правительства и нехватки финансовых средств, усугубляемой политическими ограничениями (ближайшее посольство Греции находится в России, что крайне затрудняет получение визы для поездки в Грецию), Центр использует единственный ресурс, который у него есть: любовь общества к Греции.

В Центре еженедельно проводятся мероприятия от греческих танцев до музыкальных концертов, а также языковые и танцевальные классы; В следующем месяце планируется добавить занятия по искусству.


Танцевальные классы для греков Ташкента. Фото: Греческий культурный центр
«Мы моделируем наши программы по образцу Греческой Церкви в диаспоре, предлагая еженедельные мероприятия, обычно по воскресеньям, чтобы стать частью рутины нашего сообщества собираться и обмениваться опытом», — сказал Политис.

По словам Политиса, Центр — это не что иное, как «место, где можно сохранить эллинизм живым и передать его следующему поколению. Все члены Совета – греки в Узбекистане в третьем и четвертом поколении, они выросли в период расцвета Ассоциации, знают, что значит быть сообществом, и стремятся привить это еще раз, для себя и своих детей».

Все воскресные занятия проводятся бесплатно и посещают в среднем тридцать человек. Для тех, кто серьезно настроен на совершенствование своих языковых навыков, Центр также предлагает платные занятия три раза в неделю в будние дни. Даже эти классы постоянно посещают семь или восемь студентов.

Несмотря на физическую удаленность и политические барьеры, отсутствие общего языка и даже ощущение согревающего кожу греческого солнца, греки Узбекистана гордятся тем, что они греки.

Политис подхватил эту мысль, объяснив, что «точно так же, как если бы вы сказали греку в Константинополе: «Как турок, как вы относитесь к этому вопросу?», этот человек был бы оскорблен намеком на то, что он турок, если бы сегодня вы сказали одному из этих членов общины: «Как узбек, что вы думаете по этому поводу?» Они отвечали: «Я не узбек, я грек».

Это гордость, которая передавалась на протяжении многих лет от отца к сыну, от матери к дочери и из поколения в поколение. Именно эту гордость может подтвердить большинство членов греческой диаспоры, и, в то время как греческое правительство почти забыло греков Ташкента, греки Ташкента никогда не забудут Грецию.

Автор: Кристианна Конту

 

 

Greek Reporter

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать