Известно, что еврейская иммиграция в Землю Израиля, называемая алией , насчитывает столетия и приняла организованную форму в 1882 году. Описанная как «главная цель Государства Израиль» (по словам премьер-министра Ариэля Шарона), она обеспечивает демографическую основу, на которой зиждется весь сионистский проект предприятие. Будучи одновременно и очень публичной, и весьма спорной, она вдохновила миллионы евреев переехать на территории, которые сейчас находятся под контролем Израиля.
Гораздо менее известно, что также имела место большая и разнообразная нееврейская иммиграция в Палестину (имея в виду, в данном случае, примерно Газу, Западный берег и северную половину Государства Израиль), в основном мусульманская. Среди этих иммигрантов были арабы, мусульмане и многие другие. Они и их потомки, вероятно, составляют большинство населения, которое теперь называется палестинским. Другими словами, палестинцы не являются аборигенами, автохтонами, первыми, коренными или местными людьми; большинство из них прибыли так же недавно, как и сионисты. Они также этнически разнообразны.
Масштаб этой нееврейской иммиграции был когда-то хорошо известен, как показывают приведенные выше цитаты Черчилля и Рузвельта. Однако он давно исчез из виду, замененный басней об однородном народе, живущем на этой земле с глубочайшей древности.
В этой статье делается попытка восстановить исторические cвидетельства, рассматривая нееврейскую иммиграцию в Палестину в течение столетия с 1840-х годов до создания Израиля в 1948 году; затем исследуются различные мифы и предрассудки сказку, сформировавшиеся вокруг этих свидетельств. В будущей статье будет рассмотрена нееврейская иммиграция с 1948 года в Государство Израиль.
Военное прошлое
География и религия объясняют, почему Палестина пережила непропорционально большое количество завоеваний и необычную схему заселения.
Расположенная на перекрестке Азии и Африки, пустыни и посевов, земли и моря, содержащая святые места для многих вер, Палестина подвергалась непрекращающимся атакам. Помимо бесчисленных племенных набегов и нападений мелких князей, регион пострадал от таких известных захватчиков, как фараон Рамзес II, Александр Македонский, халиф Умар ибн аль-Хаттаб, король Ричард Львиное Сердце, монгол Китбука, осман Селим Мрачный, Наполеон, генерал Эдмунд Алленби и Гамаль Абдель Насер.
История Иерусалима является примером этой истории завоевания. «Ни за один другой город не велись столь ожесточенные бои на протяжении всей его истории», — замечает Эрик Х. Клайн из Университета Джорджа Вашингтона. Он насчитал «по крайней мере 118 отдельных конфликтов в Иерусалиме и за него за последние четыре тысячелетия» и подсчитал, что Иерусалим был полностью разрушен по крайней мере дважды, осажден 23 раза, захвачен 44 раза и атакован 52 раза. Другой подсчет, сделанный американским военным историком Джоном Д. Хослером, показывает 20 нападений на Иерусалим в течение 630 лет между 614 и 1244 годами, каждые 31,5 года или примерно один раз за поколение.
Многие захватчики привели новые когорты поселенцев, тем самым добавив новые слои населения. Например, после завоевания Палестины Египтом в 1831 году 6000 египетских крестьян переехали в Палестину. Примечательно, что они сохраняли культурную самобытность на протяжении почти двух столетий. Немец Филипп Бальденспергер, долгое время проживавший в Палестине, заметил в 1913 году, что «мы находим целые деревни египтян по всей равнине филистимлян, от реки Египет [т. е. Нила]* до Яффо, — потомков тех, кто жил в 1831 году, и которые продолжают жить несмешанными». В 2013 году израильские ученые Гидеон Крессель и Реувен Ахарони отметили, что их потомки до сих пор «не полностью ассимилировались в местное арабское население». То же самое относится и к нескольким другим общинам, в частности, к черкесам.
Это многовековое сохранение этнической принадлежности имеет политические последствия. Как объясняет израильский историк Моше Данн, палестинцы «имеют мало общего и являются просто собранием племен и кланов, которые часто воюют друг с другом». Противостояние ХАМАС и Палестинской администрации является одним из примеров этого; другим является постоянная междоусобная борьба, часто основанная на кланах, среди народов, живущих на Западном берегу.
Османская провинция
Нееврейская иммиграция в Палестину началась в 1840-х годах в результате двух основных экономических событий. Во-первых, османские правители региона поощряли коммерческую деятельность, строя современную инфраструктуру, такую как асфальтированные дороги, железные дороги, порты и телеграфы. Началось товарное сельское хозяйство (например, выращивание пшеницы и апельсинов), правительство создало систему государственных школ, а предприниматели основали банки. Немецкий историк Александр Шельх подсчитал, что в 1850-х годах население Палестины составляло около 350 000 человек, примерно 85 процентов из которых были мусульманами, 11 процентов христианами и 4 процента евреями.
В это же европейские евреи начали иммигрировать в Палестину. Сначала они сосредоточились на религиозной деятельности, стимулируя лишь скромную экономическую активность. Начиная примерно с 1870 года, современные сионисты принесли в регион капитал и современные навыки. Они покупали землю, улучшали ее, применяли научные методы ведения сельского хозяйства, улучшали санитарию, открывали фабрики, строили инфраструктуру и занимались международной торговлей. Многие из этих видов деятельности требовали труда неевреев; к 1900 году еврейский филантроп Эдмунд де Ротшильд, по-видимому, был крупнейшим работодателем палестинской рабочей силы. Однако даже этого было недостаточно, как объясняет Арье Л. Авнери из Института Табенкина: «Палестина привлекала не только евреев, приехавших из-за национальной мотивации, но и арабских иммигрантов из соседних стран, которые надеялись найти более легкие способы заработка, чем те, что были на их родине».
Такое региональное перемещение, как правило, не ограничивалось, поскольку до окончания османского правления в 1917 году Палестина не имела ни административного определения, ни границ, а представляла собой небольшую часть большой империи.
На самом деле, это перемещение народов вписывается в более широкий контекст: «до подписания международных соглашений, определявших национальные границы, которые ограничивали миграционные потоки», объясняют Крессель и Ахарони, на Ближнем Востоке совершалось «огромное количество путешествий».
Мусульманская иммиграция не была полностью спонтанной. Опасаясь другого ориентированного на Запад немусульманского населения, такого как армянское, османские правители поощряли мусульман переезжать в Палестину. Султан Абдулхамид II (р. 1876-1909) однажды заметил, что «Мы не можем благосклонно относиться к еврейской иммиграции. Мы могли бы открыть наши границы только для тех, кто принадлежит к той же религии, что и мы». Так, Алан Даути из Университета Нотр-Дам объясняет:
«Приток европейских поселенцев, даже в небольших количествах, побудил османское правительство также предпринять шаги по увеличению мусульманского доминирования в населении. Султан купил некоторые земли от своего имени и привез мусульманских поселенцев из таких разных мест, как Алжир, Египет, Босния и Кавказ. Если бы это переросло в демографическую войну, турки не собирались проигрывать по умолчанию. В отличие от еврейских иммигрантов, которых ненавидели как иностранцев и которые бросались в глаза как немусульмане, египтяне и другие выходцы с Ближнего Востока приветствовались за их вклад в увеличение мусульманского населения».
Британский Мандат
В период британского имперского контроля в 1917–1948 годах Палестина стала административной единицей, квазиколонией, названной Мандатом на Палестину, определяемой как знакомая территория в форме кинжала, которую по-прежнему лелеют палестинские организации.
Мотивы иммиграции : Как и в предыдущие десятилетия, имперская и сионистская потребность в рабочей силе подстегнула дальнейшую нееврейскую иммиграцию. Британцам нужны были рабочие для строительства своей инфраструктуры, такой как военные базы, и они (по описанию Авнери) «предпочитали египетских, сирийских или других иностранных рабочих еврейским иммигрантам». Это стимулировало дальнейшую нееврейскую иммиграцию, которая по-прежнему сталкивалась с небольшими препятствиями для въезда в Палестину.
Бурно развивающаяся сионистская экономическая деятельность привлекла еще больше мусульманских рабочих, занятых в основном в сельском хозяйстве, строительстве и сфере услуг. Джоан Питерс, автор книги на эту тему, сравнивает нееврейское население будущей территории мандата в 1893 и 1947 годах. Разделив ее на три субрегиона в соответствии с интенсивностью их еврейского поселения — ни одного, немного и много — она обнаруживает, что нееврейское население увеличилось за этот период соответственно на 116, 185 и 401 процент. Другими словами, многие из сегодняшних палестинцев приобрели эту этническую принадлежность через свой вклад в сионистский проект. Чиновничество как далекое (например, Черчилль и Рузвельт), так и близкое понимало это. Так, Ч. С. Джарвис, британский губернатор Синая в 1922-36 годах, отметил нелегальную арабскую иммиграцию не только «из Синая, но также из Трансиордании и Сирии». Цены на недвижимость резко возросли, и спонсируемая Великобританией комиссия Пиля в 1937 году сообщила, что «нехватка земли, по нашему мнению, вызвана не столько количеством земли, приобретенной евреями, сколько ростом арабского населения».
Египетская иммиграция в Палестину увеличилась после Первой мировой войны, отчасти из-за рабочих мест и гораздо более высокого уровня жизни, чему способствовало улучшение безопасности и транспорта, особенно железнодорожное сообщение, открытое в 1918 году. Молодые люди, которые успешно использовали возможности в Палестине, часто посылали за своими семьями. В 1937 году Комиссия Пиля услышала, что «Есть египтяне, которые разбросаны по всей Эрец-Исраэль, некоторые из них сделали свое пребывание постоянным».
Джарвис указал на экономическую привлекательность сионизма: «Очень трудно оправдать страдания арабов, если в то же время их соотечественников из соседних государств нельзя удержать от того, чтобы разделить эти страдания». Уинстон Черчилль согласился:
Почему совершается жестокая несправедливость, если люди [сионисты] приходят и зарабатывают себе на жизнь больше и превращают пустыню в пальмовые и апельсиновые рощи? Почему это несправедливо, потому что там больше работы и богатства для всех? Нет никакой несправедливости. Несправедливость в том, что те, кто живет в стране, оставляют ее пустыней на тысячи лет». Подтверждая их точку зрения, Фред М. Готтейл из Иллинойсского университета документирует всеобщую человеческую склонность к миграции в сторону больших экономических возможностей, палестинскую модель, которая делает именно это, и большие экономические возможности в Палестине, чем в соседних странах. Он сдержанно заключает, что «иммиграция арабов в Палестину и внутри нее имела место».
Конечно, не все мусульманские мигранты приехали работать на сионистов; некоторые приехали, чтобы нападать на них, включая двух известных лидеров: Фаузи аль-Кавукджи из Ливана и Изз ад-Дина аль-Кассама из Сирии; наследие последнего живо и по сей день, и ХАМАС увековечивает его в названии своего ополчения.
Происхождение иммигрантов : авторитетная энциклопедия Britannica 1911 года, написанная ирландским археологом Робертом Александром Стюартом Макалистером, перечисляет не менее 23 этнических групп в разделе «Палестина»: афганцы, алжирцы, армяне, ассирийцы, бедуины, боснийцы, хананеи, черкесы, крестоносцы, египтяне, немцы, греки, итальянцы, евреи, курды, мотавилы, [1] новарцы, [2] персы, римляне, самаритяне, суданцы, турки и туркмены. Несмотря на длину этого списка, Макалистер пропустил ряд этнических групп (включая арабов, чеченцев, эфиопов, иракцев, ливанцев и йеменцев). Он также обнаружил, что «в Иерусалиме [говорили] не менее чем на 50 языках, которые считали местными».
Топонимы в распространенных палестинских фамилиях увековечивают это происхождение. Они включают в себя, идя с запада на восток: аль-Муграби (Северная Африка), аль-Масри (Египет), аль-Ямани (Йемен), аль-Хиджази (Саудовская Аравия), аль-Лубнани и аль-Тарабулси (Ливан), аль-Шами, аль-Халаби и аль-Хурани (Сирия), аль-Ираки, аль-Багдади и аль-Тикрити (Ирак). Фамилия аль-Ифранджи, что означает «франк», даже увековечивает память крестоносцев-колонизаторов.
Арабы особенно заметны. Иерусалимская семья Аль-Хусейни утверждает, что она происходит от Хусейна, внука исламского пророка Мухаммеда, подразумевая корни в Аравии; два ведущих палестинских политика двадцатого века, Амин аль-Хусейни и Ясир Арафат (имя при рождении: Мохаммед Абдель Рахман Абдель Рауф Арафат аль-Кудва аль-Хусейни) принадлежали к этой семье. Саиб Эрекат, главный палестинский переговорщик, принадлежал к клану Хувейтат из окрестностей Мекки.
Число иммигрантов : британские власти уделяли пристальное внимание еврейской иммиграции, но почти игнорировали ее нееврейского аналога, делая цифры о последнем неопределенными. В качестве примера этого отсутствия интереса, острая нехватка рабочих привлекла тысячи нелегальных египетских и других арабских рабочих во время Второй мировой войны, многие из которых поселились на постоянной основе, не обращая на них внимания со стороны властей. Обзор Палестины 1946 года , подготовленный для Англо-американского комитета по расследованию, не предпринял никаких усилий для оценки их численности, но неопределенно отметил, что «жители соседних стран, привлеченные высокими ставками заработной платы, предлагаемыми за работу на военных работах, въезжали в Палестину нелегально в значительных количествах во время войны». Еще более неопределенно, отчет продолжается:
Например, в 1942 году египетская рабочая сила была доставлена в южную Палестину гражданскими подрядчиками для военных сил без какого-либо соглашения с гражданской администрацией; эти подрядчики были заняты на строительстве лагерей и аэродромов. Нет никаких оценок числа иностранных рабочих, которые были доставлены в страну подрядчиками или которые прибыли индивидуально в поисках работы на военных работах. Питерс справедливо говорит о британском правлении: «не было даже серьезного критерия для учета масштабов арабской иммиграции» в Палестину.
Британцы в конце концов попытались компенсировать свою неопределенность в 1947 году, предложив оценку в 37 000 арабских иммигрантов в Палестину за все предыдущие тридцать лет. Другие насчитали гораздо большее число. Еврейское агентство подсчитало, что 20 000 сирийцев из района Хауран (или Хуран, к востоку от Голанских высот) прибыли в Палестину в течение семи месяцев в 1934 году, две трети из которых остались. Также в 1934 году губернатор Хаурана, Тевфик Бей Эль-Хуриани, подтвердил эту цифру, оценив, что 30 000-36 000 хаурани недавно прибыли в Палестину и поселились там. Авнери обнаружил, что «за период Мандата страна [т. е. Палестина] приняла 100 000 легальных и нелегальных арабских иммигрантов и их потомков». Левый американский журналист Альберт Витон в 1936 году сообщил, что «Палестинская Аравия не только обогатилась благодаря еврейской иммиграции, но и Палестина стала центром притяжения для всего Ближнего Востока. Десятки тысяч арабов ежегодно нелегально приезжают в поисках работы». В отчете 1948 года из Подмандатной Палестины будущий сенатор США Роберт Ф. Кеннеди (который через двадцать лет будет убит палестинцем) согласился: «Евреи с гордостью указывают на тот факт, что более 500 000 арабов за 12 лет с 1932 по 1944 год приехали в Палестину, чтобы воспользоваться условиями жизни, которых не было ни в одном другом арабском государстве».
Это массовое перемещение жителей Ближнего Востока объясняет некоторые неожиданные события. Во-первых, оно объясняет своеобразное определение ООН палестинских беженцев как «людей, чьим обычным местом проживания была Палестина в период с 1 июня 1946 года по 15 мая 1948 года, и которые потеряли как дом, так и средства к существованию в результате конфликта 1948 года». Требование даже не двухлетнего проживания неявно признавало, сколько жителей прибыло совсем недавно. Таким образом, нееврейская миграция в Подмандатную Палестину увеличила число «палестинских беженцев», бежавших от боевых действий в 1948-49 годах; даже сегодня их потомки пополняют официальное число этих «беженцев».
Во-вторых, это указывает на нееврейских иммигрантов, составляющих большинство населения Западного берега и Газы. В преувеличенной формулировке Фатхи Хаммада, высокопоставленной фигуры ХАМАС, «половина палестинцев — египтяне, а другая половина — саудовцы». В-третьих, это подрывает заявления палестинцев о том, что они жили в Палестине с древних времен, заявления, к которым мы теперь обращаемся, вступая в красочный мир исторических утверждений, выдвигаемых Организацией освобождения Палестины (ООП), Палестинской администрацией (ПА) и связанными с ними организациями.
Палестинские претензии
Как ни странно, в своих утверждениях ООП опирается не на Коран, а на еврейскую Библию, утверждая, что палестинцы всегда населяли Землю Израиля, в то время как евреи являются чужаками на ней.
Происхождение хананеев : ООП подчеркивает, что израильтяне под предводительством царя Давида отвоевали Иерусалим у хананеев или их подплемени иевусеев примерно в 1000 г. до н. э. Ясир Арафат говорил о «наших предках, хананеях и иевусеях» и этим заявлял о том, что они появились раньше евреев в Палестине. «Мы — хананеи», — вторил ему его преемник Махмуд Аббас. Другие делают похожие заявления. Игнорируя свое арабское семейное происхождение, Саиб Эрекат называл себя «сыном Иерихона, которому 10 000 лет. … Я гордый сын хананеев, и я существовал 5 000 лет назад». То же самое и Фейсал Хусейни, еще одна выдающаяся фигура: «Я палестинец. Я потомок иевусеев, тех, кто жил до царя Давида». Превзойдя всех, президент Палестинского национального совета Рави Фаттух заявил, что палестинцы живут в Палестине более 1,5 миллиона лет.
Прославленные профессора Колумбийского университета навалились друг на друга. Эдвард Саид, называвший себя «хананеем», сетовал на еврейское завоевание Ханаана, считая его злонамеренным вдохновением для будущих беспорядков «от убивающих индейцев пуритан в Новой Англии до южноафриканских буров, претендующих на большие участки территории, удерживаемые чернокожими». Когда Рашид Халиди, профессор Эдварда Саида в Колумбийском университете и историк, был президентом Американского комитета по Иерусалиму, организация утверждала, что «большинство палестинских арабов являются потомками древних иевусеев и хананеев».
Для распространения этих новых идей ПА спонсировала исторические реконструкции, такие как одна в Себастии на Западном берегу в 1996 году, свидетелем которой стал израильский журналист Эхуд Яари:
Молодые люди — в струящихся одеждах, сшитых специально для этого события, украшенных ханаанскими мотивами, на легких деревянных колесницах, построенных по чертежам, найденным при раскопках Мегиддо, — пробирались по узким переулкам Сабастии к каменной сцене в центре деревни. Там они воссоздали легенду о Баале, верховном ханаанском боге, и его борьбе со своим братом Мутом, богом подземного мира. В конце концов, Баал вышел победителем с помощью своей сестры Анат, богини войны. Рассказчик текста уделил особое внимание предупреждению о племенах «хабиру» (евреях), которые двигались в эту землю.
В том же духе Иисуса по-разному называют первым палестинским мучеником, палестинским посланником или прадедом палестинского народа.
Эксклюзивность : В этом рассказе только палестинцы жили на этой земле непрерывно и всегда составляли большинство населения. Муфтий ПА Мухаммад Хусейн говорит, что они «прочно обосновались на этой земле [Палестине] со времен ханаанской эры». Отвечая на предполагаемую цитату премьер-министра Израиля Биньямина Нетаньяху о том, что евреи имеют исторические права на Землю Израиля, восходящие к 3000 году до н. э., представитель Аббаса Абдулла аль-Ифранджи (обратите внимание на его имя) парировал, что «народ Палестины имеет историю в земле Ханаанской, восходящую к 7000 году до н. э.». Учебники ПА повторяют это утверждение, а в учебнике на арабском языке для седьмого класса говорится, например, что «С самого начала истории земля Палестины высоко возвысила свою арабскую идентичность через гигантов Ханаана». Верховный шариатский судья ПА Махмуд аль-Хабаш фокусируется на преемственности в Иерусалиме:
Наши предки и историческая родословная, иевусеи-хананеи, построили Иевус, Иерусалим, Город Мира — хананеи называли его Городом Мира — 5000 лет назад. Наше присутствие в Иерусалиме не прекращалось 5000 лет. Прошли нации и оккупации, и колониализм, будь то короткий или долгий. Он пришел и ушел, но жители Иерусалима остались. Эти временные жители уйдут, в то время как жители Иерусалима останутся. Им нет места в Иерусалиме. Иерусалим наш, а не их.
Никаких евреев : Конечно, все это подразумевает отсутствие евреев. Бакр Абу Бакр, член Революционного совета ФАТХ, называет исторических «Детей Израиля» «вымершим арабским племенем». Что касается современных израильтян, Аббас изображает их как потомков хазарских турок, не имеющих исторической связи с Палестиной, но как европейских колонизаторов, притворяющихся, что ведут свою родословную от древних израильтян, чтобы оправдать кражу палестинских земель. Евреи дважды крали Палестину, в древности и в наше время. Они — вечные иностранные агрессивные захватчики, которых необходимо изгнать. Примечательно, что эта чушь разносится от академических залов до Организации Объединенных Наций.
Подводя итог: предки нынешних палестинцев прибыли на землю нынешнего Израиля задолго до евреев, которые в любом случае вымерли, и жили там постоянно.
Арабские и мусульманские разногласия : прежде чем расстаться с этим палестинским националистическим мнением, следует отметить три возражения против него. Во-первых, арабы заявляют о своем происхождении от Измаила, которого и Библия, и Коран записывают как сына иракского Авраама и египтянки Агари; т. е. он не был хананеем. Во-вторых, Устав ООП 1968 года определяет палестинцев как арабов 32 раза; Соглашение ХАМАС 1988 года делает это 26 раз – арабов, а не хананеев. В-третьих, исламисты высмеивают разговоры о хананеях. Иссам Амира, известный палестинский исламист, связанный с движением Хизб ут-Тахрир, высмеивает историю хананеев:
Народ Палестины не имеет исторического права на Палестину. У них нет права, которое датируется 2000, 3000 или 4000 лет. … наша история проста и не древняя. Наша история датируется всего 1440 [лунных] лет [до битвы при Ярмуке в 636 году н. э., когда мусульмане завоевали Палестину]. 1440 лет назад у нас не было никаких прав. Абсолютно никаких. Амира говорит, что когда Арафат выдвинул свои ханаанские претензии, он «проклял свой собственный народ». Вместо этого, «единственное, что вам разрешено сказать, это: О, палестинцы, вы мусульмане».[3]
Заключение
Историки и археологи широко отвергают палестинскую версию. Они обнаружили, обобщает Клайн, что «большинство, если не все, современных палестинцев, вероятно, более тесно связаны с арабами Саудовской Аравии, Йемена, Иордании и других стран, чем с древними иевусеями». Израильский журналист Пинхас Инбари добавляет, что «ни одно палестинское племя не идентифицирует свои корни в Ханаане; вместо этого они все считают себя гордыми арабами, произошедшими от самых известных арабских племен Хиджаза, [или] сегодняшнего Ирака или Йемена».
То, что предки столь многих современных «палестинцев» иммигрировали из других мест, подрывает нарратив о коренной и сплоченной этнической группе, существовавшей до евреев в Земле Израиля. Это также существенно сокращает число законных палестинских беженцев.
Таким образом, Арафату, Аббасу и др. удалось скрыть тот неприятный факт, что большинство сегодняшних самопровозглашенных палестинцев произошли от недавних иммигрантов. Этот пропагандистский триумф также хоронит поразительную имитацию: палестинцы, как и израильтяне, представляют собой объединение обширной религиозной общины на Святой Земле. Две популяции параллельно иммигрировали на одну небольшую территорию, одна победила другую, и побежденная отказывается сдаваться.
Об авторе: Дэниел Пайпс (DanielPipes.org, @DanielPipes) — президент Ближневосточного форума и старший научный сотрудник Центра иммиграционных исследований.
Источник: Статья опубликована в журнале Middle East Quarterly.
[1] Макалистер пишет, что они «составляют большинство жителей деревень к северо-западу от Галилеи и, вероятно, являются давно обосновавшимися там переселенцами из Персии».
[2] Примерно аналогично цыганскому .
[3] Исследования ДНК пока мало что говорят о притязаниях хананеев/иевусей. Одно исследование под руководством Лили Агранат-Тамир обнаружило, что большинство генов как среди евреев, так и среди левантийских арабов, включая палестинцев, имеют связь с древними хананеями. Другое исследование под руководством Михала Фельдмана обнаружило, что филистимляне пришли из южной Европы, включая современную Испанию, Сардинию и Грецию. Исследование Фельдмана побудило Нетаньяху сделать вывод, что «нет никакой связи между древними филистимлянами и современными палестинцами, чьи предки пришли с Аравийского полуострова в Землю Израиля тысячи лет спустя. Связь палестинцев с Землей Израиля ничто по сравнению с 4000-летней связью еврейского народа с этой землей».
* Читатель отмечает, что контекст ясно показывает, что «река Египта» здесь не может быть Нилом, а, скорее всего, небольшим водным путем вокруг Газы, таким как Вади-эль-Ариш или Нахаль Басор.
Данная статья написана в еврейском дискурсе рассмотрения данной проблемы. Она публикуется в рамках политики информационной открытости и плюрализма мнений редакции “ВиМ” и не обязательно совпадает с редакционной позицией по данному вопросу.