Главная История и География История и Современность: Возвращение византийской дипломатии

История и Современность: Возвращение византийской дипломатии

через Исмаил
0 комментарий 13

 

Самое очевидное действие, которое безошибочно иллюстрирует византийскую дипломатию, — это обвинение других в том, что вы делаете или собираетесь сделать.

Можно поспорить о том, существует ли вообще такая вещь, как особая, чётко выраженная византийская дипломатия, которая отличается от всех остальных типов. Однако в разных цивилизациях, культурах и эпохах проявляются особые характеристики, которые позволяют группировать и различать их, поэтому я рискну ограничить византийскую дипломатию как явление. При этом я рассматриваю византийскую дипломатию не как дипломатию Византии, а скорее как традицию дипломатии, наследие которой сохраняется и сегодня, в первые десятилетия XXI века.

Нет единого мнения о том, как дипломатия возникла как отдельная сфера. Переговоры, союзы и обмен пленными существовали даже в племенных обществах. Древние правители отправляли послов к другим правителям с полномочиями заключать соглашения. В XV веке итальянские города-государства регулярно обменивались посланниками. Слово «дипломатия» происходит от греческого корня (diploma, что означает «сложенная бумага») и вошло в обиход в современном значении только в XVIII веке. Шарль Морис де Талейран-Перигор считается первым великим профессиональным дипломатом. Ему удалось оказать услуги всем формам французского правления того времени — династии Бурбонов, революционерам, Наполеону, монархам периода Реставрации, — постоянно переходя на разные стороны. Тем не менее, ему удалось договориться о достойных условиях мира и восстановлении границ Франции до начала Наполеоновских войн.

В истории все начала неизбежно условны, и я предлагаю считать 740 год началом дипломатии, а Византийскую империю — местом её зарождения.

Что произошло в Византийской империи, чего не могло произойти ни в каком другом месте в то время?
Жизнь показала, что если у тебя есть власть, то ты не тратишь время на церемонии. Следовательно, если у тебя есть сильная армия, то ты не утруждаешь себя переговорами. В течение многих веков после падения Западной Римской империи Византийская империя оставалась на пике своего могущества и была лидером мира — Вторым Римом. Даже Византийская империя VIII века была очень могущественной, но её обширная территория, протяжённые границы и злобные соседи истощали государство как в военном, так и в экономическом плане. Римское наследие тоже начало разрушаться, и в VII веке Византийская империя превратилась из латинского государства в греческое. Нужно было что-то делать, чтобы снизить военную нагрузку. Естественно, альтернативой стали переговоры и соглашения. Было создано так называемое Бюро варваров, которое управляло отношениями в первую очередь с варварами, жившими на Балканском полуострове, — болгарами, валахами и другими. В 740 году на базе этого бюро было создано первое постоянное учреждение, занимавшееся международными отношениями, — предшественник современного министерства иностранных дел. должен был находить способы подавления как восстаний в уже подчинённых регионах, так и вторжений из соседних регионов в ситуации, когда одной военной мощи было недостаточно.

Была налажена подготовка переговорщиков и переводчиков. Византийских посланников готовили к миссиям за границей и к приёму иностранцев; организовывались переговоры, принимались решения о начале войны и заключении мира. Был назначен логофет — министр иностранных дел, как сказали бы сегодня. Однако на самом деле правитель лично руководил внешней политикой, а логофет был всего лишь представителем. Были разработаны дипломатические обычаи — формальности, протокол, этикет. Формальные правила протокола были очень строгими в Византийской империи и использовались для того, чтобы подчеркнуть могущество государства, показать его гораздо более могущественным, чем оно было на самом деле. Правитель решал, что можно, а что нельзя показывать иностранцам. Позже Россия назвала эту показную роскошь, скрывающую реальную слабость и бедность, «потёмкинской деревней». В византийской дипломатии были разработаны определённые методы общения с иностранцами, в том числе основанные на слабостях оппонентов, таких как жадность или высокомерие. Также использовались подкуп, обман, хитрость, натравливание врагов друг на друга («враг моего врага — мой друг») и коварство. Можно сказать, что Византийская империя не была первой, кто применял эти методы, — они были известны и более ранним правителям. Однако Византийская империя использовала их систематически. Возможно, уже тогда ставились под сомнение пределы, в рамках которых дипломатия могла быть честной деятельностью (и могла ли она вообще быть честной). В то же время обсуждалось и обратное: в какой степени дипломатия представляет собой обман (по крайней мере, попытку обмана) противника.

Наследие Византийской империи

Понятно, что дипломатия не ограничивалась границами Византийской империи, и другие страны тоже извлекли из этого уроки. Международные отношения стали более интенсивными с появлением городов-государств в Италии и созданием колоний Нидерландами, Португалией и Испанией, а затем и другими странами, обладавшими достаточной силой. С появлением централизованных великих держав соперничество между странами усилилось, и не все конфликты можно было разрешить с позиции силы. Так зародилось международное право. Впервые они были официально закреплены в 1648 году Вестфальским миром — основой, которая по большей части остаётся неизменной с тех пор.

Даже имея в своём распоряжении византийский опыт, западная политическая система в течение некоторого времени не позволяла проводить централизованную внешнюю политику. Первым препятствующим фактором была феодальная раздробленность, но также имело место разделение светской и церковной власти. Власть в основном находилась в руках светских властей, а дипломатия — в руках церкви. В Византийской империи светская и церковная власти подчинялись одному правителю. В западных странах подобная ситуация наблюдалась лишь на короткое время в абсолютистских государствах — это можно считать расцветом византийской дипломатии на Западе, о чём мечтал Никколо Макиавелли в своей книге «Государь». Эти обстоятельства, скорее всего, и стали причиной различий между западной и византийской дипломатией, которые проявились в первую очередь в ценностях и методах. На современном Западе демократия развивалась параллельно с общественным контролем над действиями властей, что неизбежно устанавливало границы во внешних отношениях и вынуждало создавать общественный свод правил, а также учитывать общественное мнение.
Однако византийская дипломатия всё же закрепилась в России. Иван III хотел сделать Россию Третьим Римом, и наследие Византии было частью этого замысла. Несмотря на отставание России в других областях, её дипломатия достигла высокого уровня профессионализма в Царской империи.
После Вестфальского мира роль международного права постоянно расширялась — международное законодательство и организации постепенно начали регулировать международные отношения. В XX веке появились крупные международные организации, такие как Лига Наций и Организация Объединённых Наций, а дипломатические отношения были урегулированы подписанием Венской конвенции. Это развитие событий также как никогда ясно продемонстрировало разницу между теми странами, которые стремились к более тесному международному сотрудничеству и установленному набору правил, и теми государствами, которые выступали против этого и полагались на «реальную политику» — сила есть право, а цель оправдывает средства. «Реальная политика», однако, предполагает византийский подход к дипломатии — пока есть сила, дипломатия не имеет значения. Если реальной власти нет, дипломатия должна создавать впечатление, что она есть. Цель та же — сохранение и расширение империи всеми возможными способами. В случае с диктаторами-шизофрениками мечта о мировом господстве также является фактором.

Византийская дипломатия сегодня

Обе мировые войны возникли из-за «реальной политики». Дипломатия, находившаяся под влиянием милитаристов, была неспособна предотвратить крупномасштабную войну. Авторитарные и тоталитарные страны почти всегда выступали против растущего влияния международных организаций, за исключением тех случаев, когда эти организации находились под их контролем. Эти страны не хотят, чтобы международное сообщество вмешивалось в их действия, будь то агрессивная внешняя политика, нарушение прав человека и прав меньшинств, отсутствие демократии и свободы и т. д. Германия, Италия и Япония вышли из Лиги Наций, когда начали планировать агрессию. Советский Союз был исключён из Лиги Наций в 1939 году за вторжение в Финляндию. В 1948 году Советский Союз и страны-сателлиты воздержались при голосовании по Всеобщей декларации прав человека. Их основные аргументы касались суверенитета и невмешательства во внутренние дела других государств, несмотря на то, что они были готовы нарушать суверенитет других государств в своих интересах и постоянно вмешивались во внутренние дела других стран.

Причиной противодействия усилению международных форумов является ограничение свободы действий страны, в основном во внешней политике, путём подчинения страны коллективным соглашениям. Чтобы противостоять развитию, которое увеличивает значимость международного сотрудничества, или даже разрушить сети международного сотрудничества, у страны должны быть необходимые предпосылки. Они были у нацистской Германии и Советского Союза. Сегодня путинская Россия пытается доказать, что у неё тоже есть эти предпосылки, на примере украинского кризиса. Вероятно, мы скоро это узнаем.

Тоталитарные страны сильно отличаются от демократических по распределению власти, потому что государство в большей степени представлено своим руководством, чем обществом. Именно поэтому мы называем немецкий режим рейхом, а правящий режим в Советском Союзе и России державой в соответствующих контекстах.

Предпосылками являются:
1) сильно централизованная авторитарная или тоталитарная власть;
2) воля лидера или олигарха превыше всего и закона;
3) отсутствие прав и свобод человека;
4) подавление внутреннего сопротивления и оппозиции;
5) способность государства (Рейха/Державы) убедить другие страны в том, что у него есть сила (в первую очередь военная) для достижения своих целей. Последнее требует эффективной пропагандистской машины и умелого использования византийской дипломатии.

Сами по себе эти предпосылки недостаточны для противостояния всему международному сообществу. Должны выполняться и целенаправленно использоваться некоторые условия:

1) Противоборствующая сторона не знает или не понимает методов византийской дипломатии, но руководствуется принципами справедливости, закона, чести и ценностей. Противник соблюдает соглашения, а также равенство и свободу стран.

2) Экономика была подчинена власти в той мере, в какой это позволяло эффективно мобилизовывать государственные ресурсы для ведения войны и оказывать влияние на экономику других стран (например, с помощью демпинга, санкций и ограничений).

3) Экономика построена по принципу автаркии, чтобы быть наименее уязвимой для санкций, введённых другими странами, и не подвергаться их влиянию.

4) Другие страны создают условия, которые позволяют распространять пропаганду, влиять на правительство, СМИ и общественное мнение и, при необходимости, организовывать беспорядки (так называемая пятая колонна, «полезные идиоты» или соотечественники).

Наиболее важными элементами византийской дипломатии являются методы и средства. В этой области все тоталитарные страны действовали одинаково, независимо от того, как были сформулированы их цели. Таким образом, цель снова оправдывает средства.

Во-первых, используя соглашения в своих интересах:

1) они пытаются заключать соглашения, которые ограничивают свободу действий других стран и создают обязательства (например, Договор о ненападении между Германией и СССР [прим. ред.: более известный как пакт Молотова-Риббентропа], англо-германское морское соглашение и т. д.)
2) они никогда не заключают договоров, которые накладывают на них обязательства. Контракт соблюдается до тех пор, пока он полезен, — в противном случае он расторгается или нарушается (опять же: англо-германское морское соглашение и пакты о ненападении, а также Брест-Литовский мирный договор, Тартуский мирный договор, Мюнхенское соглашение и Будапештский меморандум 1994 года, в котором Россия, Великобритания и США гарантировали территориальную целостность Украины).

3) Другие страны обвиняются в нарушении договора (если это служит какой-либо цели) в качестве основания для расторжения или нарушения договора или начала агрессии. Страна позиционирует себя как добросовестную сторону договора.

4) Во время переговоров применяется принцип «око за око». Никогда не уступайте или делайте это только в ситуации, когда нет других способов добиться своих интересов (Брест-Литовский мирный договор, капитуляция нацистской Германии). Однако, если противоположная сторона идёт на уступки и, например, стремится к компромиссу или демонстрирует добрую волю, переговоры будут продолжены с учётом новых позиций, на которые только что были заявлены права.

5) Во время переговоров применяется тактика «хороший полицейский — плохой полицейский». Плохой полицейский, ведущий переговоры, намеренно переигрывает свою роль. Если из противоположной стороны выжато всё возможное и ничего не осталось, в дело вступает «хороший полицейский», который сотрудничает, призывает к компромиссу и соглашается на поверхностные уступки, чтобы заманить противника. Противоположная сторона принимает это за внутреннее несогласие и готова пойти на дополнительные уступки ради компромисса.

В византийском дипломатическом арсенале есть все виды инструментов для достижения желаемого: аргументы, основанные на истории, праве, самоопределении, защите меньшинств и прав человека и т. д. Для обнародования этих аргументов используются тотальная пропаганда, искажение истории, произвольная интерпретация фактов, откровенная ложь и систематический обман людей. В свете этой дискуссии можно выделить следующие концепции:

1) древние территории. Территория, по которой прошёл сапог русского солдата или где русский солдат пролил кровь, считается исконно русской территорией (Крым, Восточная и Южная Украина). Территории, на которых живут немцы, должны принадлежать Рейх (Австрия, Судетская область, Эльзас-Лотарингия).
2) защита соотечественников. Рейх и Держава имеют право защищать своих соотечественников, где бы они ни жили и где бы ни нарушались их «права». Это также используется как оправдание этнических чисток и переселения других национальных групп (Чехословакия, Польша, Карелия, страны Балтии).

3) обоснованные интересы и сферы влияния. У крупных стран есть свои интересы в сфере безопасности, защита которых законна, даже если при этом нарушаются права других. Россия как государство-лидер в Евразии имеет право подчинять себе «ближнее зарубежье» и осуществлять военные интервенции (так называемые «миротворческие операции» в Грузии, Украине и Молдове). Советский Союз имел право отодвинуть финскую границу от Ленинграда и присоединить Восточную Польшу, страны Балтии и Бессарабию, потому что таким образом он повышал свою безопасность. Германия, в свою очередь, претендовала на западную Польшу — как центральное государство в Европе, она имела право на жизненное пространство за счёт других. Права других стран на безопасность и суверенитет не признаются.
4) «мир крупных государств». Страны не имеют равных прав. Только у крупных стран могут быть интересы и право решать, исходя из этих интересов, за весь мировой порядок. Малые страны находятся во власти крупных и должны либо находиться в их сферах влияния, либо подчиняться им. В этой концепции все международные законы, которые одинаково относятся к крупным и малым странам, неприемлемы и должны быть отменены.
Таким образом, византийская дипломатия — это дипломатия экспансионистской страны и политика, которая неизбежно приводит к агрессивному поведению по отношению к другим странам. Исходя из этого определения, можно наметить схему действий: экспансия и аннексия продвигаются как можно дальше дипломатическими средствами, а прямая военная агрессия начинается, когда дипломатические средства исчерпаны.
1) Германии удалось подчинить себе Австрию и Чехословакию без кровопролития. В Австрии было проведено общественное голосование, в ходе которого большинство поддержало присоединение к Великому Германскому рейху. Немцы из Судетской области «умоляли» Гитлера о помощи, и в итоге вся Чехословакия была поглощена Германией под названием «Протекторат Богемии и Моравии». Советский Союз аннексировал Восточную Польшу, страны Балтии и Бессарабию без формальных военных действий. Пятая колонна, вооружённые бандиты (так называемые «зелёные человечки»), недовольные социальные и этнические меньшинства или радикальные группы, «полезные идиоты» и так далее — всё это очень удобные инструменты для скрытой агрессии, которые можно использовать для организации массовых беспорядков или гражданской войны.
2) Агрессия преподносится как гражданская война, а участие агрессора отрицается. Подчинённые территории провозглашают независимость и обращаются за помощью к агрессору. (Даже во время Ливонской войны Московия создала «независимое» Ливонское королевство в Старой Ливонии. Коммуна трудящихся Эстонии и другие псевдосоветские республики; Финская Демократическая Республика и правительство Терийоки в начале Зимней войны; а также марионеточные государства Германии — Хорватия и Словакия — играли ту же роль. В качестве современных примеров можно привести Крым, Донецкую Народную Республику и т. д.)
3) Территории, которые невозможно подчинить или которые не считаются необходимыми для подчинения, маргинализируются как беспомощные и несостоятельные страны (Франция Виши, Абхазия, Южная Осетия, Грузия, Украина).
4) Аппетит агрессора растёт по мере поглощения. Если его не остановить, дипломатическая агрессия неизбежно сменяется военной (Зимняя война, мировые войны).
Самое очевидное действие, которое безошибочно иллюстрирует византийскую дипломатию (и которое можно использовать для прогнозирования будущих намерений), — это обвинение других в том, что вы делаете или собираетесь сделать. Нарушение прав человека, преследование меньшинств, неуважение к праву на самоопределение, чрезмерное насилие в отношении оппонентов, подавление прессы, территориальные споры, вмешательство во внутренние дела — всё это можно найти в анналах Советского Союза, нацистской Германии и путинской России. Как и следовало ожидать, все они обвинили (или обвиняют) в этих действиях страны, против которых у них были (или есть) агрессивные планы.
Насильственное возвращение византийской дипломатии угрожает существованию всего мирового порядка, основанного на соблюдении международного права. Неужели Вестфальскому миру приходит конец? Неужели бесчеловечные законы возвращаются?

Автор- Март Натт (Эстония)

Иллюстрация. Прием княгини Ольги византийским императором Константином Багрянородным

 

Эта статья была опубликована в журнале ICDS Diplomaatia.

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать