Главная История и География Богомилы: христианская секта, которая верила, что сатана был братом Иисуса

Богомилы: христианская секта, которая верила, что сатана был братом Иисуса

через Исмаил
0 комментарий 25

Славянское богомильское культовое кладбище с солнечными крестами в Неа-Халкидоне близ Салоников, Греция. 
Богомилы были одной из древнейших христианских сект, возникших в Болгарии в X веке. Они верили, что у Бога было два сына: Иисус и Сатанаил (Сатана), старший из них. Свидетельства существования этого забытого культа можно найти на богомильском кладбище недалеко от Салоников в Греции.

В вольном переводе со славянского «богомил» означает «дорогой Богу». Богомильство было заклеймено Восточной православной церковью как еретический культ и приписывалось болгарскому ересиарху Богомилу.

Ересь распространилась среди малоимущих болгар, таких как сельские священники, бедные фермеры и крестьяне. Самое раннее письменное упоминание о богомилах можно найти в письме Константинопольского патриарха Феофилакта царю Болгарии Петру.

Вскоре христианская секта распространилась по всей Сербии. Её последователей называли богомилами или бабунами по названию горы Бабуна, где часто жили богомилы. Затем секта распространилась на Балканах и Ближнем Востоке, а позже достигла Италии, Германии и Франции.

К концу 1500-х годов богомилы исчезли после того, как католическая и православная церкви начали преследовать их как еретиков.

Происхождение и история богомилов

 

Гностицизм и дуализм
Богомилы были дуалистами и гностиками. Они верили в двух творцов: Бога Небесного и Сатанаила, Бога Земли. Они также верили, что тело человека создал Сатанаил, а душу — Бог.

Другими словами, Небеса принадлежат Богу, а Земля — Сатане. Они верили, что Сатана был старшим сыном Бога, и называли его Сатанаилом. Богомилы считали римлян и церковь представителями Сатаны, поскольку они правили «сатанинской» землёй, материальным миром. В какой-то момент Сатанаила представили миру как верховного и абсолютного Бога, а настоящий Бог послал Иисуса защищать людей. После воскресения Иисус победил Сатанаила, который утратил свою божественную силу и был переименован в Сатану.

Первые богомилы отвергали Ветхий Завет. Позже они приняли Псалтирь и шестнадцать книг пророчеств. Из Нового Завета они больше всего уважали Евангелие от Иоанна. Однако они интерпретировали его по-своему. Они утверждали, что жизнь Христа была символической и что существовали другие «истины», которые Церковь скрывала.

Богомилы вели аскетичный образ жизни, отказываясь от мяса и вина, а также от убийства животных. Однако для выживания общества они согласились с тем, что некоторым придётся работать и заводить детей. Поэтому они разделились на «совершенных», то есть тех, кто вёл аскетичный образ жизни и распространял их учение, и «верных», которые могли вести простую повседневную жизнь.

Секта не верила в символ креста, потому что именно так был убит Иисус. Они не верили в церкви и официальные церемонии официального христианства. Более того, они не признавали власть — ни государственную, ни церковную, — и именно поэтому их называли ранними анархистами.

Поскольку богомильство проповедовало простую, чистую, аскетичную жизнь, оно привлекало бедняков и крестьян, в то время как церковь и социальная элита презирали его и преследовали.

Распространение богомильства

Самое раннее письменное свидетельство о ереси можно найти в предостерегающем письме о богомильстве от Феофилакта, патриарха Константинопольского, царю Болгарии Петру. Кроме того, более достоверным документом является афоризм болгарского священника и писателя Космы Пресвитера, который написал трактат против богомильства, критикующий эту секту.

По мнению православных учёных, на ересь явно повлияло павликианство. Византийские власти переселяли сирийцев и армян, которых подозревали в приверженности павликианству, из азиатских провинций в Македонию и Фракию на Балканах. В результате взаимодействия с болгарами павликианство превратилось в богомильскую секту.

Византинист Дмитрий Оболенский отметил, что протестное послание богомилов было успешным, потому что оно бросало вызов византийскому христианству, «используя нравственные аргументы из Евангелия для отстаивания социального равенства, праведности и сострадания к несправедливо страдающим».

Однако, поскольку богомилы выступали против властей во имя истинных христианских ценностей и учений, они создали антиавторитарное и антифеодальное движение. Некоторые учёные утверждают, что богомильство было социально-политическим движением Средневековья под религиозным «прикрытием». Помимо враждебного отношения к властям, они нападали на высшие сословия, преследуя землевладельцев, духовенство и чиновников, а также проповедовали неповиновение государству, аристократии и церкви.

Вскоре, помимо клейма еретиков, их стали считать врагами государства. Константинопольский патриархат призвал болгарского императора объявить богомилов еретиками и убедить их изменить свои убеждения и встать на правильный путь. Однако, если они будут упорствовать в своих злодеяниях, император должен был казнить их, чтобы остановить распространение их ереси.

Преследование богомилов

Богомилы старались не привлекать к себе внимания и вести себя скромно, чтобы казаться хорошими христианами и обращать в свою веру тех, кому повезло меньше. Хотя они не верили в культ креста, чтобы защитить свои могилы от разрушения властями или православными христианами, они использовали солнечный крест, предшествовавший христианству, как прямое отсылка к манихейскому гностицизму.

Однако начитанные православные священники и монахи, такие как Евфимий Зигабен, написали целые труды против них. Это было учтено византийскими императорами, которые начали действовать против еретиков.

Византийский император Алексей I Комнин (годы правления 1081-1118) считал богомилов в первую очередь виновными в различных восстаниях в Византийской империи и в союзе с врагами государства, а также с печенегами и норманнами. Он решил принять против них решительные меры.

По приказу Комнина богомилов выслеживали и сжигали на кострах, и эту политику продолжали последующие византийские императоры. Вселенский собор в Тырново осудил богомилов, и впоследствии болгарский царь Борис изгнал их.

Затем они нашли убежище в Сербии, но их секта была вновь осуждена официальной церковью и знаменитым сербским королём Стефаном Неманей, который изгнал их и сжёг все их книги, которые смог найти.

Стойкие богомилы переселились в Боснию и Далмацию, где продолжили проповедовать, оказывая влияние на боснийскую церковь, которую позже католическая и православная церкви признали еретической. Однако в конце концов их изгнали и из Боснии, когда Венгерское королевство организовало несколько крестовых походов против них.

По мере продвижения на запад, в сторону от Балкан, богомилы испытывали постоянное давление со стороны католической церкви, и многие из них перешли в католичество. После завоевания Боснии Османской империей в 1463 году большинство из них приняли ислам. Это также было связано с их неприязнью к христианской церкви.

Сегодня немногочисленные остатки забытого культа можно найти на богомильском кладбище в Неа-Халкидоне недалеко от Салоник. Рядом с заброшенной церковью, посвящённой апостолам Петру и Павлу, находится пустырь, заросший сорняками. Там можно увидеть кельтские кресты разных размеров. Некоторые из них сломаны, другие наклонены или стоят как напоминание о жестокой древней эпохе.

Автор Филипп Хрисопулос

 

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать