Главная История и География Человеческая плоть полезна для тела? Каннибализм как лекарство в средневековой Европе

Человеческая плоть полезна для тела? Каннибализм как лекарство в средневековой Европе

через Исмаил
0 комментарий 20

Автор
Abel de Lorenzo Rodríguez
Приглашённый исследователь, LaMOP (UMR 8589), Парижский университет I-Пантеон-Сорбонна и научный сотрудник, факультет истории, Институт гуманитарных исследований, Университет Сантьяго-де-Компостела.

Современная история Западной Европы определяется противостоянием. Европа представлена как маяк цивилизации, противостоящий варварским массам, населявшим остальной мир, и одним из обычаев, на протяжении веков разделявших европейцев и остальной мир, был каннибализм.

Хотя это часто изображается как одна из самых жестоких и ужасающих практик, которые только можно себе представить, моё недавнее исследование показывает, что люди в Западной Европе употребляли в пищу части тел других людей как в доисторические времена, так и на протяжении последующих столетий.

Причины, по которым люди прибегали к этой практике, варьировались от потребностей в пище до религиозных и целительных практик, задокументированных в разные периоды. В Средние века есть упоминания о том, что каннибализм был распространён в периоды голода, войн, беспорядков и других тяжёлых времён для социального сосуществования. Однако существовала и форма каннибализма, при которой некоторые части человеческого тела считались целебными.

Вечное табу

На протяжении веков расчленённое человеческое тело рассматривалось как ещё один материал, который можно использовать для приготовления всевозможных снадобий и лекарств.

В период между концом Римской империи и началом Средневековья в Кодексе Феодосия и Салической правде появились законы, запрещающие осквернять могилы. Также было запрещено осквернять их, чтобы извлечь из человеческого тела какое-либо лекарство, например кровь.

Таким образом, начиная с VII века уже существовали унаследованные от прежних времён законы, которые регулировали или наказывали за посещение гробниц и захоронений в качестве источника целебных материалов.

Римские и вестготские запреты были не единственными в Европе, и со временем появились другие нормативные тексты. Эти законы существовали и распространялись только потому, что сама практика сохранялась.

Христианское покаяние

С распространением христианства появились «Покаянные книги»: сборники правил, в которых перечислялись грехи и соответствующие им покаяния. Они отражали стремление средневековой церкви регулировать общество — что было правильно, а что нет, что можно и чего нельзя делать — в том числе в вопросах насилия и сексуальности.

Например, каноны Гибернии запрещали пить кровь или мочу под страхом семилетнего заключения на хлебе и воде под надзором епископа. В конце VII века другие покаянные правила определяли нечистоту животных, которые питались человеческой плотью или кровью, и запрещали их есть.

В самом известном покаянном каноне своего времени, написанном Теодором Тарсийским, архиепископом Кентерберийским, есть два упоминания о запрете на употребление в пищу крови или спермы, адресованные, в частности, женщинам, которые пили кровь своих мужей из-за её целебных свойств. И снова мы видим, что эти продукты упоминаются как лекарственные средства, как и в Вестготском кодексе.

Подробнее: письменные свидетельства рассказывают о том, как в Средние века рассматривались заявления о сексуальном насилии

Этот запрет повторяется в покаянном уставе монастыря Монте-Кассино. Точно так же в испанских покаянных уставах наказывается употребление в пищу спермы или добавление её в пищу. Запреты касались в первую очередь женщин и были связаны с силой, которую они могли получить от мужской или менструальной крови из-за её терапевтического или магического свойства.

Запрет на такую практику подразумевал, что существует реальность, которую необходимо регулировать и контролировать.

Религиозный каннибализм?

С самого начала христианства неоднозначность его собственных ритуалов приводила к недопониманию, например, к тому, что практикующих христиан считали каннибалами, которые приносили человеческие жертвы в честь своего Бога. Со временем некоторые христиане стали выдвигать это обвинение против евреев в средневековой Европе. Обвинения в жестокости также выдвигались против других «еретиков», таких как катары, чья евхаристия якобы состояла в смешивании детской крови с мукой.

По мере того как местные святые становились всё более известными, их чудотворный характер, а также доступ к местам их захоронения означали, что их тела после смерти также использовались для лечения и приготовления снадобий.

Однако, в отличие от других практик, которые были полностью запрещены, контактный каннибализм — употребление в пищу продуктов, которые просто касались тела святого или его мощей, — был разрешён. Масла, которые проходили через гробницу, а также воду, пыль и даже камни со святых мест захоронения, употребляли в пищу в надежде на исцеление и чудодейственное воздействие этих «фрагментов вечности». Таким образом, произошёл переход от поедания мёртвых (танатофагии) к поеданию священного (агиофагии).

Подробнее: «Все дни и ночи, навсегда»: может ли договор XI века доказать существование однополых браков в средневековой Испании?

Кровавая баня императора Константина

Одна из историй, демонстрирующих попытки христианской литературы положить конец этим жестоким, предположительно языческим обычаям, — это легенда о папе римском Сильвестре I и исцелении императора Константина от проказы. Эта история распространилась по Европе не только в виде устных рассказов о чудесах из жизни святого, но и в живописи и скульптуре.

Согласно легенде, император Константин сильно страдал от проказы. По рекомендации врачей он решил искупаться в крови, которую можно было получить, убив тысячи детей. Однако, когда Константин отправился приносить в жертву детей, святому Сильвестру и матерям детей удалось убедить его отказаться от этого лечения и вместо этого принять крещение, которое чудесным образом исцелило его.

Эта история высмеивает языческие верования как жестокие и не уважающие человеческое тело и призвана показать силу христианской веры в противовес предшествовавшим ей отвратительным суевериям. Из своего возможного итальянского источника легенда распространилась по всей Европе и дошла до монастырских трудов X века в Северной Кастилии.

каннибалы 19 века

В Новое время и даже в XIX веке в нескольких словарях материалов, таких как издание Хосе Ориоля Ронкильо 1855 года, которое, в свою очередь, было взято из другого французского словаря 1759 года, по-прежнему упоминались части человеческого тела (жир, кровь и моча) как обладающие целебными свойствами. Эти убеждения тесно связаны с романтической литературой с её множеством вампиров, оборотней и других похожих на людей существ, жаждущих плоти и крови.

Однако задолго до 1800-х годов и даже до колонизации Америки и Африки каннибализм был ключевой частью культурной борьбы между предполагаемым языческим варварством и христианством. Однако христианство не отказалось от этой практики полностью, а скорее усовершенствовало её, стремясь найти в контакте с реликвиями или даже в их употреблении способ одновременно получить исцеление и съесть их.

Источник The Conversation

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать