Главная История и География Резня младенцев в Санте: трагическая глава в истории геноцида понтийских греков

Резня младенцев в Санте: трагическая глава в истории геноцида понтийских греков

через Исмаил
0 комментарий 55

Иллюстрация: Заброшенная церковь в Санта
Деревня Санта пережила один из самых ужасных эпизодов преследования понтийских греков во время заключительного и самого жестокого этапа геноцида после 1919 года.

Это невыразимое событие, перекликающееся с печалью древнегреческой трагедии, произошло осенью 1921 года, когда греческие матери в городе Санта приняли душераздирающее решение: отдать своих плачущих младенцев на смерть, чтобы спасти себя и свою общину от уничтожения турецкими войсками.

Санта в осаде

Санта, горный город, расположенный в 45 км (28 милях) к северо-востоку от Трапезунда, в 1919 году состоял из семи поселений, в которых проживало 5000 этнических греков. Многие из них бежали в Трапезунд и другие относительно безопасные районы, ставшие мишенью для геноцида.

В 1918 году, чтобы защитить свои дома и жизни, греки Санта-Марии сформировали хорошо организованное партизанское движение под руководством Евклида Куртидеса (1887–1937), бесстрашного лидера, известного своим мужеством и лидерскими качествами.

К осени 1921 года турецкие войска окружили город. В ожидании депортации вглубь Малой Азии жители, включая женщин и детей, бежали в окрестные горы.

Ночь террора в Санте стала олицетворением понтийского геноцида

21 сентября 1921 года крупные силы турецких регулярных войск и нерегулярных формирований (четов) начали наступление, чтобы сжечь Санта и уничтожить его население. В горах развернулось ожесточённое сражение.

В дневнике Костас Куртидис, брат Евклида, описал эту ночь как самую страшную в своей жизни. Около 300 женщин и детей укрылись в пещере, которую охраняли 120 безоружных молодых людей. Когда турецкие войска приблизились, их единственной надеждой стал узкий путь к спасению через лес.

Однако оставалась одна серьёзная проблема: младенцы. Их плач мог выдать местоположение группы и обречь всех на гибель. Не имея другого выхода, партизаны приняли немыслимое решение. Матери — молчаливые, напуганные и отчаявшиеся — отдали своих младенцев на смерть, пожертвовав семерыми детьми, чтобы остальные могли выжить.

«Многие женщины, неспособные успокоить своих детей и не желающие оставлять их одних, убивали их на месте», — писал Куртидис в своём дневнике.

Когда турецкие войска позже обнаружили тела младенцев, они были настолько потрясены, что, как сообщается, командир отдал приказ о полном отступлении, сказав: «Людей, которые убивают собственных детей, нельзя поймать. Нет смысла оставаться здесь».

Последствия и наследие

Хотя многим удалось сбежать в ту ночь, испытания Санты на этом не закончились. Две последующие волны депортаций отправили оставшихся жителей в смертоносные глубины Малой Азии. Тем временем Евклид Куртидес и его бойцы продолжали сопротивление в горах.

К 1924 году выжившие жители Санта — израненные и сломленные — прибыли в Грецию в качестве беженцев. Большинство из них поселились в Килкисе, основав деревню Неа-Санта. Среди них был капитан Евклид Куртидес, которого до самой его смерти в 1937 году вспоминали как символ непокорности и достоинства.

Элени Нимфопулу-Павлиду описала это трагическое событие в своих произведениях, а Такис Вамвакидис и композитор Димитрис Пиперидис сохранили его в музыке и повествовании, гарантируя, что жертва младенцев Санты никогда не будет забыта.

Автор: Тасос Коккинидис

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать