Главная Ислам и Современность Несколько дней в Стамбуле (и несколько веков в Османском халифате) заметки ахмади

Несколько дней в Стамбуле (и несколько веков в Османском халифате) заметки ахмади

через Исмаил
0 комментарий 10

Если друг звонит вам и спрашивает: «Я в городе, где куда ни глянь, везде купола мечетей и минареты. Угадай, где я?» Вы сразу должны понять, что ваш друг звонит вам из Стамбула.

Вот что предстаёт перед вашими глазами, когда вы прибываете в Стамбул и выходите из аэропорта. Куда бы вы ни посмотрели, вы увидите множество мечетей с характерными куполами и остроконечными минаретами. Некоторые из них находятся рядом, другие — далеко. Вы будете спрашивать у таксиста о каждой мечети: «Это Голубая мечеть?» И каждый раз он будет улыбаться, словно забавляясь вашей наивностью, и отвечать: «Нет, нет. Это точно не Голубая мечеть. Та намного больше». И ваше желание увидеть эту мечеть будет только расти; если эта мечеть не очень большая, то насколько же величественной должна быть по-настоящему большая мечеть?

Затем вы пройдёте по улицам, перейдёте мосты и доберётесь до своего отеля. Голубую мечеть обычно не видно, потому что она расположена в старой части Стамбула — в первоначальном Стамбуле, в районе, который когда-то был Константинополем, драгоценной столицей Римской империи, которая расширилась на восток и стала Византийской империей.

Таким образом, это осознание вызывает у приезжих в Стамбул странные чувства — они понимают, что находятся в городе, который когда-то был в центре внимания всего мира. Скорее, это звезда на небосклоне цивилизации, культуры, промышленности и ремесел. Звезда, которую многие пытались сорвать с неба и прибрать к рукам, но потерпели неудачу. Затем появился ислам вместе с небесной вестью о «победе Рима». И мусульмане начали лелеять эту мечту.

На протяжении восьми веков мусульмане стремились завоевать Константинополь, столицу Римской империи. Исламская империя на разных этапах предпринимала множество походов с этой целью, но всегда терпела неудачу. Наконец, в 1453 году османский султан Мехмед II завоевал Константинополь. Таким образом, эта звезда в глазах мусульман оказалась в руках мусульманской империи, сделав Османскую империю яблоком раздора в глазах мусульман.

Османские султаны начали использовать титул халифа позже, но, возможно, именно в этот момент, после исполнения пророчества Пророка  впервые возникла мечта о наделении себя мантией халифата. В пророчестве говорилось, что тот, кто завоюет Константинополь, будет не обычным полководцем, а великим. Однако мы не будем углубляться в реальную суть этого пророчества и его интерпретацию как «победы над Римом».

Сейчас мы находимся в Стамбуле, и мы ощущаем культурный и цивилизационный дух, пульсирующий в этом городе. В 1517 году, когда султан Селим I завоевал Египет, находившийся под властью мамлюков, и уничтожил остатки Аббасидского халифата, установив османское правление в Мекке и Медине, он счёл себя вправе претендовать на корону халифата для себя и своих преемников.

Нельзя сказать, что остальной мусульманский мир признал османов своими халифами, ведь каждый другой правитель в мусульманском мире мечтал, чтобы его считали таковым. Но османы тоже были свирепыми воинами. Они продолжали расширять свои владения, и таким образом Османская империя стала великой империей. В конце концов, не осталось других претендентов на халифат, ведь кто ещё мог создать такую империю? Понятие «халифат» было настолько тесно связано с понятием «империя», что империя и государство стали доказательством легитимности халифа. Кроме того, какой ещё мусульманский правитель был правителем Харамейна — двух священных мест в Мекке и Медине?

Каждый мусульманин, прибывший из любой точки мира для совершения хаджа или умры в Харамейн, получал разрешение от Османской империи. Это давало Османской империи престиж, которого не было ни у одного другого мусульманского государства.

Когда Константинополь был завоёван у римлян, султан Мехмед, которого за это прозвали Мехмедом Завоевателем, вошёл в сердце этой империи — величественный собор, известный как Святой собор Софии. Это был настоящий праздник победы: церковь, которая была символом римской (и христианской) имперской славы, теперь находилась под контролем мусульман. Собор был немедленно превращён в мечеть.

С этого момента эта воинственная нация начала проявлять и укреплять свою исламскую идентичность. Османские султаны строили мечети повсюду. Был издан указ о строительстве одной мечети на каждую тысячу человек в Стамбуле. Каждый султан строил особую мечеть, которая приписывалась ему и называлась в его честь.

О том, насколько глубоко завоевание собора Святой Софии поразило сердца и умы османских султанов, свидетельствует архитектурный стиль мечетей в Стамбуле: большой полукруглый купол с окружающими его куполами поменьше. Поскольку нужно было что-то сделать, чтобы превратить собор Святой Софии в мечеть, вокруг него возвели минареты. Таким образом, каждая мечеть, построенная в эпоху Османской империи, помимо куполов, отличалась минаретами, похожими на минареты собора Святой Софии, — заострёнными и высокими.


Внутри собора Святой Софии
Давно прошли те времена, когда люди путешествовали по стране, а затем описывали её знаменитые места и достопримечательности в путевых заметках. Они делились такими фактами, как, например, высота определённого минарета столько-то метров, а диаметр купола столько-то. Но теперь, даже если вы посетите эти места и попытаетесь поделиться такими фактами с семьёй и друзьями, ваша аудитория расскажет вам то, чего вы не знали. На самом деле, вы, вероятно, не видели эти места с тех ракурсов, которые какой-нибудь молодой человек из вашей аудитории сразу же покажет вам в качестве 4K на своём телефоне. И вместо того, чтобы быть в центре внимания, вы, вернувшийся из путешествия, будете сидеть в стороне и молча потягивать чай (в смущении).

Так зачем же нам навлекать на себя такое унижение, заявляя о подобных фактах? Да, чувства — это личное, поэтому давайте просто поговорим о них.

Это пейзаж — ландшафт, наполненный мечетями, или, скорее, фон для пейзажа. Потому что на этом фоне игра жизни в Стамбуле полностью западная. Образ жизни, одежда и социальные тенденции — всё это следует западным образцам.

Таким образом, пейзаж Стамбула формируют бесчисленные мечети на заднем плане и западная цивилизация на переднем. Но точно так же, как при фокусировке на чём-то с помощью объектива камеры всё остальное становится относительно размытым, при прогулке по древним, красивым мощеным улицам старого города Стамбула (который когда-то был Константинополем) передний план оказывается в фокусе, а задний становится несколько размытым.

Но если вы принадлежите к сообществу, основой которого является Халифат, и осознаёте важность халифата, то ваше внимание автоматически будет приковано к Стамбулу. Блеск западной цивилизации, яркие наряды туристов, их смех и восторг — всё это отойдёт на второй план, а история этого города, связанная с так называемым халифатом, предстанет перед вашими глазами: история Османской империи. Её расцвет. Её падение. Причины этого падения. Всё. Но это всего лишь короткая колонка, а не научная статья, поэтому мы не будем углубляться во все это.

И если вы приехали в Стамбул специально для того, чтобы изучать документы Османской империи, и с утра до полудня, а потом с полудня до вечера сидите, уткнувшись в эти старые, заплесневелые бумаги, то вы перестанете замечать другие цвета Стамбула. История города давит на ваше сердце и разум, и даже будучи туристом, окружённым туристами, вы погружаетесь в какой-то другой мир.

Что именно нужно было искать в исторических документах и что было найдено — это история для другого раза, которая скоро дойдёт до вас через страницы «Аль-Хакам». Вот лишь очень краткий отчёт о тех днях, проведённых за изучением официальных документов в старом городе Стамбуле.

В первый день я вышел из Османского архива и на такси доехал до своего отеля. Немного отдохнув, я добрался до Султанахмета, центральной площади старого города, которая находится всего в нескольких шагах от отеля. Здесь возвышаются собор Святой Софии и Голубая мечеть, и в любое время дня и ночи здесь толпятся туристы. Но если вы погрузитесь в размышления о великолепной истории города, то над головами этой толпы вы почувствуете странное ощущение, похожее на слой тумана над полем с посевами.

Голоса туристов, разговаривающих и болтающих внизу, остаются позади, а ваше воображение взмывает вверх и преодолевает туманный слой; вынырнув из него, вы видите следы собора в этой мечети под названием Айя-София.

Внутри на огромных досках каллиграфическим почерком написаны имена Аллаха, Мухаммеда и четырёх праведных халифов — попытка придать зданию характер мечети. По той же причине на ковре изображены узоры в стиле исламского искусства. А потом вы замечаете кое-что странное — в некоторых местах купола натянуты большие белые простыни.

Люди по своей природе любопытны, а если вы турист, то это любопытство усиливается ещё больше; и если вы, будучи туристом, заплатили за вход, то считаете это любопытство своим правом. Из-за этого оправданного любопытства вы хотите заглянуть за эти листы, и, изменив угол обзора, вы можете увидеть то, что пытаются скрыть за асимметрично натянутыми листами в куполе собора Святой Софии.

То, что вы видите, — это изображения Иисуса, сына Марии, и Марии, матери Иисуса, которые византийские художники выгравировали на куполах собора Святой Софии. Эта церковь примерно такого же возраста, как и мечеть Святого Пророка, даже  старше, потому что она была построена между 532 и 537 годами нашей эры.

Это был период расцвета Византийской империи. Куда бы они ни направлялись, они оставляли после себя трофеи, в основном в виде величественных церквей или других архитектурных сооружений, поражающих воображение. Византийские императоры были знаменосцами христианства, правили по божественному праву, и куда бы они ни направлялись, первой вещью, которую они возводили в каждой стране, которой управляли, была великолепная церковь. Аксумское царство, или Абиссиния, также было христианской империей, находившейся под покровительством Византийской империи.

Когда южная часть Аравийского полуострова, современный Йемен, перешла под контроль Аксума, наместник аксумского императора Абраха построил там большой собор. Но поскольку Кааба в Мекке оставалась центром паломничества, Абраха планировал разрушить Каабу и установить главенство своей церкви. Это произошло примерно в то же время, когда была построена собор Святой Софии, — около сорока лет спустя, в 570 году. Мы не будем вдаваться в подробности того, почему эта атака провалилась.

Мы лишь упомянем, что в то время, как на одной стороне Аравии возникала великая церковь, подобная Святой Софии, на юге Аравийского полуострова создавалась великая церковь Саны. И в ту же эпоху родился пророк Мухаммед — когда распространился яд, Бог также послал противоядие.

Голубая мечеть расположена прямо напротив собора Святой Софии. Её настоящее название — мечеть Султанахмет, названная в честь османского султана Ахмеда II. Эта мечеть не была голубой ни днём, ни ночью. Скорее, когда на город опускалась ночь, мечеть озарялась красным светом со всех сторон. Только войдя внутрь, я понял, что все украшения внутри были бирюзового цвета, который по-английски называется «turquoise», что означает «турецкий синий».

Независимо от того, путешествуете ли вы в облаках истории над толпой туристов, толпа туристов всегда побеждает и доминирует на сцене. Я хотел отстраниться от этих туристических достопримечательностей. Прошли те времена, когда фотографы бродили по таким местам и делали ваши снимки за пределами этих мест, чтобы продать их вам. Теперь у каждого в руках есть камера, и каждый человек — фотограф. Поэтому в этой мечети руки, поднятые для молитвы, могут выделяться не так сильно, как те, что вытянуты для селфи.

Я тоже сделал пару селфи, но на самом деле направлялся к гробнице султана Абдул-Хамида II — того самого султана Абдул-Хамида, во время правления которого трон Османской империи зашатался. Западное влияние набирало силу, и волна пробуждения захлестнула Турцию. Движения против монархических систем в Европе также затронули молодые и прогрессивные умы в Турции и набирали обороты. Они также заявляли о своём неприятии монархии, даже если она была во имя исламского халифата.

Точно так же, как Запад объявил о неприятии христианства, чтобы упразднить монархию, новое поколение в Турции было готово отказаться от монархии даже в ущерб исламу.

Султан Абдул-Хамид II отправил своих агентов в мусульманский мир, чтобы мобилизовать мусульман на поддержку Османской империи во имя спасения единственного исламского халифата. Эти агенты отправились в различные мусульманские страны и города и занялись этой работой.

Один из таких агентов, по имени Хусейн Ками, доверенное лицо султана, действовал в северных регионах Индии. Он встречался с влиятельными мусульманскими лидерами и убеждал их вступить в союз с Османским халифатом. Во время этого путешествия он также добрался до Кадиана и встретился с основателем Ахмадийской общины Хазратом Мирзой Гуламом Ахмадомасом из Кадиана.

На этой встрече Обетованный Мессия ясно дал ему понять, что он и его община верят в Царство Небесное. И заключение мирских союзов с каким-либо царём не входило в планы этой общины. Он также сказал ему, что времена Османской империи прошли. Иди и скажи это своему султану!

Хусейн Ками, потерпевший неудачу и разочарованный, отправился в Карачи, где его назначили в консульство Османской империи, и написал докладную записку султану.

Я хотел посетить мавзолей Абдул-Хамида II, потому что через него был явлен знак. После этого Османская империя так и не оправилась, и народ его собственной страны фактически сверг султана Абдул-Хамида II. Султаны, правившие после него, были символическими королями и халифами только по названию. А затем, в конце концов, история Османского халифата навсегда подошла к концу.

Когда эта история подошла к концу, основателя общины уже не было в живых, он скончался в 1908 году. Его сын и халиф Хазрат Мирза Башир-уд-Дин Махмуд Ахмад, в то время глава общины Ахмадийя, был предан делу благополучия мусульманской уммы. Он сказал мусульманскому миру, что, хотя ахмади тоже хотели бы сохранить Османскую империю как мусульманскую, движения, начатые во имя халифата, не будут эффективными, потому что это не халифат Святого Пророкаса ислама. Он также сказал, что если движения за спасение этой мирской империи будут осуществляться во имя халифата Пророка, они наверняка потерпят неудачу.

Время показало, что именно это и произошло. Но эти упомянутые выше пророчества на самом деле были пророчествами, сделанными Святым Пророком. Константинополь должен был быть завоёван мусульманами. Однако османское завоевание Константинополя не было окончательным, как обещалось; эта часть пророчества ещё не исполнилась.

Затем, говоря о своём собственном халифате, Святой Пророк пророчествовал, что халифат по образцу пророчества просуществует некоторое время; затем он превратится в царство; затем будут жестокие монархии; затем эти эпохи тоже пройдут. И тогда, по его словам, снова будет установлен халифат по образцу пророчества.

Таким образом, последним так называемым халифатом, основанным на царской власти и монархии, была Османская империя. С её падением закончилась эпоха халифатов, связанных с государством и империей. Настало время для установления халифата, основанного на пророчестве.

Османская империя находилась в упадке, когда в 1908 году был основан Ахмадийский халифат. У Ахмадийского халифата не было ни светского государства, ни земной империи. Он нёс в себе лишь факел духовности. Ахмадийский халифат возник с претензией на то, что он представляет изначальное послание раннего мекканского периода ислама — послание Святого Пророкаса ислама. Утверждалось, что это возрождение последнего послания Хаджатуль-Вида — последнего послания Святого Пророка мусульманской умме перед его смертью.

Со времён падения Османской империи не было претендентов на должность халифа, кроме ахмадийцев, за исключением одного, который появился в результате насилия и исчез точно так же в течение трёх лет.

Фото: Панорама центра Стамбула. Видны мечети Султанахмет(ближе) и Айя-София (чуть дальше)

Асиф М. Басит, Архив и исследовательский центр Ахмадийской общины

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать