Главная История и География «Вы алавит?»: призыв предотвратить геноцид в Сирии 

«Вы алавит?»: призыв предотвратить геноцид в Сирии 

через Исмаил
0 комментарий 5

 

Никто не знает, сколько безоружных алавитов было убито в Сирии в период с 6 по 10 марта 2025 года, но Джошуа Лэндис из Университета Оклахомы оценивает это число более чем в три тысячи. Хотя алавиты составляют небольшую религиозную общину, возможно, 10% от 15-миллионного населения Сирии, они находятся в уникальном положении и уязвимы.

Короче говоря, на протяжении веков алавиты были самой изолированной, бедной, презираемой и угнетённой этнической группой в Сирии. Только когда в 1966 году генералы из их общины захватили власть в Дамаске, баланс сил изменился в их пользу. Но безжалостное господство алавитов в Сирии в течение следующих 58 лет привело к тому, что большинство населения страны, состоящее из мусульман-суннитов, восстало, что привело к полномасштабной гражданской войне, которая началась в 2011 году и закончилась в декабре 2024 года, когда сунниты свергли алавитское правление и вернулись к власти. Недавние события указывают на зловещее стремление суннитов к возмездию.

Алавиты в изгнании, до 1920 года

Как известно, ислам претендует на то, чтобы быть последней религией. Соответственно, он отвергает любую последующую веру, возникшую внутри него, называя её приверженцев отступниками и считая их достойными продажи в рабство или казни. (Поскольку иудаизм и христианство появились раньше ислама, к их последователям относятся терпимо, но при этом им отводится более низкий статус.) Сунниты и шииты исторически презирали алавизм — новую религию, возникшую из шиитского ислама в IX веке нашей эры. Они считали алавитов (также известных как алавиты, нусайриты или ансариты) отступниками и подвергали их жёсткой дискриминации.

Так, выдающийся богослов Абу Хамид аль-Газали (1058-1111) писал, что алавиты “отступают в вопросах крови, денег, брака и разделки мяса, поэтому убивать их – долг”. Ахмад ибн Таймия (1268-1328), продолжающий оказывать большое влияние на исламистов, назвал алавитов “более неверными, чем евреи или христиане, даже более неверными, чем многие многобожники”, и посчитал, что они “причинили больший вред общине Мухаммеда, чем воюющие неверные”. Поэтому, заключил он, «война и наказание в соответствии с исламским правом являются одними из величайших благих дел и важнейших обязанностей» для мусульманина.

Такие взгляды сохранялись и в наше время. Сунниты называли их обезьянами. Османская империя требовала от них уплаты дополнительных налогов. Суннитский шейх XIX века Ибрагим аль-Магриби постановил, что мусульмане могут свободно отбирать имущество и жизни алавитов. Британский путешественник Фредерик Уолпол записал, как ему сказали: «Эти ансарии, лучше убить одного, чем молиться целый день».

Алавиты, которых в современную эпоху часто преследовали, а иногда и убивали, географически изолировали себя от внешнего мира, оставаясь в высокогорных районах на северо-западе Сирии — между Ливаном и Турцией — на территории нынешних провинций Латакия и Тартус. В конце 1920-х годов менее половины процента алавитов жили в городах. Эта изоляция имела ужасные последствия. Ведущий шейх алавитов назвал свой народ «одним из беднейших на Востоке». Французский географ Жак Вейлерс отмечал, что они вели «отшельнический образ жизни в тайне и подавлении». Англиканский миссионер Сэмюэл Лайд назвал состояние их общества «настоящим адом на земле».

Приход алавитов к власти, 1920–1970 гг.

Полувековой путь алавитов от угнетения к господству начался с их первоначального сопротивления французскому вторжению, но позже они стали помогать оккупационным силам в Сирии (с 1920 по 1946 год), предоставляя разведданные и набирая непропорционально большое количество рекрутов в армию и полицию. В свою очередь, французское правление обеспечило алавитам автономию и другие привилегии. После того как в 1946 году Сирия обрела независимость от Франции, алавиты поначалу сопротивлялись контролю со стороны центрального правительства, но к 1954 году смирились с сирийским гражданством. Воспользовавшись своим преобладающим положением в армии, они начали политическое восхождение.

По иронии судьбы, дискриминация, из-за которой алавиты находились в низших слоях общества, сослужила им хорошую службу во время многочисленных военных переворотов, сотрясавших Сирию в период с 1949 по 1963 год. Смена режима сопровождалась ожесточённой борьбой за власть между высшими суннитскими офицерами, что привело к значительному сокращению суннитских рядов. Не-сунниты, и в особенности алавиты, не участвовавшие в этих конфликтах, получили выгоду, унаследовав позиции суннитов. Кроме того, в то время как сунниты поступали на военную службу как отдельные лица, алавиты делали это как члены кланов, и офицеры приводили в свои ряды родственников.

Алавиты также пришли к власти благодаря партии «Баас», основанной в 1940 году, к которой они примкнули в непропорционально большом количестве: отчасти потому, что одним из трёх её основателей был алавит, а отчасти потому, что две её основные доктрины — социализм и секуляризм — пришлись им по душе. Социализм предлагал экономические возможности беднейшим слоям населения страны, а секуляризм — отказ от религии в общественной жизни — обещал избавление от религиозных предрассудков.

Алавиты сыграли важную роль в перевороте Баас в 1963 году, заняв многие ключевые посты и устранив конкурентов-суннитов. Кульминацией этих событий стал 1966 год, когда к власти пришла группа военных-баасистов, состоявшая в основном из алавитов. Придя к власти, они продолжили чистку от офицеров, не принадлежавших к алавитам. В финальной драме два генерала-алавита, Салах Джадид и Хафез аль-Асад, боролись за превосходство. Соперничество закончилось, когда в 1970 году Асад одержал победу и стал президентом страны в 1971 году. Этот десятый военный переворот в Сирии за семнадцать лет положил конец эпохе нестабильности и стал кульминацией прихода алавитов к власти.

Правление алавитов и шок суннитов

Конфессиональная принадлежность оставалась жизненно важной на протяжении 58 лет правления алавитов, в основном при Хафезе аль-Асаде (1970–2000) и его сыне Башаре (2000–2024). Хафез создал жестокое полицейское государство и установил алавитский контроль, назначив своих единоверцев на руководящие должности в вооружённых силах, партии, правительстве, гражданской бюрократии и, прежде всего, в разведывательных службах: «Алавиты настолько преуспели в качестве агентов под прикрытием, что люди боялись публично называть эту секту», — сообщала New York Times в 2011 году. «Предпочтительным эвфемизмом было „немцы“». Со временем Асад сузил круг своих ключевых союзников, окружив себя не только единоверцами, но и соплеменниками и членами своей семьи.

Сунниты составляли около 70% населения Сирии до начала гражданской войны в 2011 году (которая привела к их массовой эмиграции). Помимо численности, они исторически правили регионом, что привело к молчаливому согласию с тем, что они должны пользоваться привилегиями власти. Как и епископалы в Соединённых Штатах, они считали себя неэтническими меньшинствами в неоднородном обществе. До 1914 года сунниты занимали девять десятых административных должностей, сохраняли своё преобладание во время французского мандата и унаследовали контроль над правительством после обретения независимости.

Однако после 1970 года они в основном занимались показухой. По меткому выражению ветерана армии, «у алавитского капитана больше прав, чем у суннитского генерала».

Психологическое воздействие этого переворота на суннитов трудно переоценить. Для них правление алавитов в Дамаске сравнимо с тем, как если бы неприкасаемый стал махараджей или еврей — царём. Это беспрецедентное и шокирующее событие. Майкл Ван Дасен из Центра Вильсона справедливо называет этот переход власти «самым значительным политическим событием в истории и политике Сирии XX века».

Правление алавитов и суннитская оппозиция, 1966–2024

Мусульмане-сунниты в подавляющем большинстве воспринимали тоталитарные репрессии Асада как проявление сектантства. Установление власти алавитов в 1966 году вызвало религиозную тревогу у суннитов, что отразилось в их возмущённой реакции на статью 1967 года, в которой ислам был назван «мумией в музее истории». Реакция включала массовые протесты, аресты суннитских религиозных лидеров, масштабные забастовки и значительное насилие. В 1979 году оппозиция была близка к свержению режима из-за убийства около 60 курсантов — почти все они были алавитами — в военном училище, за которым последовало покушение на самого Асада в 1980 году.

Как только стало казаться, что режим может пасть, Асад ответил сокрушительной атакой. Усилия по уничтожению «Братьев-мусульман» достигли апогея в начале 1982 года, когда сирийские войска атаковали город Хама, обстреливая опорные пункты «Братьев-мусульман» из полевой артиллерии, танков, вертолётов и с помощью 12 000 солдат (почти все алавиты). Солдаты без разбора убили около 30 000 суннитов, положив конец серьёзным вызовам режиму почти на три десятилетия.

Суннитская оппозиция в те десятилетия не исчезла, но стала более осторожной и терпеливой. Действительно, недовольство суннитов росло по мере того, как они терпели господство народа, который считали низшим; по мере того, как они ощущали дискриминацию в повседневной жизни (например, суннитские семьи платили за электричество в четыре раза больше, чем алавитские); по мере того, как они жили с памятью о Хаме и других массовых убийствах; по мере того, как они возмущались социализмом, который уменьшал их благосостояние, военными, которые разрушали их систему покровительства, авторитарным правлением, которое подавляло политическое самовыражение, предполагаемыми оскорблениями ислама и предполагаемым сотрудничеством режима с маронитами и израильтянами.

Семья Асада. Хафез аль-Асад и его жена, госпожа Аниса Махлуф. В заднем ряду слева направо: Махер, Башар, Басил, Маджид и Бушра аль-Асад до 1984 года. Фото: неизвестный автор, 
s
Асады пытались представить себя мусульманами, но мало кто из сирийских суннитов, если вообще кто-то, соглашался с этим утверждением. Богатый набор доказательств указывает на то, что правители почти повсеместно воспринимались не как арабы, баасисты, пансирийцы, панарабские националисты или антисионисты, а как алавиты. В 1973 году демонстранты призывали положить конец «власти алавитов». В 1976 году «Братья-мусульмане» начали кампанию террора против того, что они называли «сектантским, диктаторским правлением деспота Хафеза аль-Асада». В 1983 году Национальный альянс за освобождение Сирии обвинил Асада в «горячей враждебности к арабам и исламу».

Традиционные роли и отношения, по сути, поменялись местами: враждебность суннитов по отношению к алавитской власти перекликалась с исторической враждебностью алавитов по отношению к суннитской власти. Опираясь как на старые, так и на новые обиды, эти две группы стали ненавидеть друг друга, создавая порочный круг. По мере того как сунниты всё больше отдалялись от алавитов, алавиты всё больше зависели от самих себя и не-суннитов-арабов в вопросах управления. По мере того как режим становился всё более алавитским, недовольство суннитов усиливалось.

(При этом следует отметить, что академические аналитики, изучающие Сирию, почти повсеместно отвергают то, что Эберхард Киенле из Лондонского университета называет грубой «популярной карикатурой на правительство, состоящее исключительно из алавитов», а Аласдер Драйсдейл из Университета Нью-Гэмпшира — «упрощённым» акцентом на этнической принадлежности.)

Гражданская война и враждебность суннитов, 2011–2024 гг.

Когда в 2011 году исламистское восстание, охватившее весь регион, докатилось до Сирии, оно спровоцировало ужасное 14-летнее восстание суннитов против правительства Башара аль-Асада. В результате гражданской войны около 7,5 млн человек стали внутренне перемещёнными лицами, 5,2 млн — внешними беженцами, а около 620 000 человек погибли. Участие международных сил усугубило межконфессиональный характер войны: шиитская Исламская Республика Иран и ливанская «Хезболла» помогали правительству, в то время как суннитская Турция поддерживала повстанцев.

Внутри страны режим всё больше полагался на алавитскую базу, вплоть до того, что сунниты стали отождествлять «алавита» с «сторонником режима Асада». Агентство Reuters рассказывает, как Асад «посылал подразделения армии и тайной полиции, в которых преобладали [алавитские] офицеры… в преимущественно суннитские городские центры, чтобы подавлять демонстрации с требованием его отставки». Тем временем суннитские призывники «отказывались стрелять в своих единоверцев», что делало армию ненадёжной для внутренних репрессий. Шабиха, в основном состоящая из алавитов служба безопасности в штатском, взяла на себя многие из их обязанностей, свободно занимаясь вандализмом, терроризмом и убийствами. В свою очередь, организация «Джабхат ан-Нусра» — предшественница «Хайят Тахрир аш-Шам» (ХТШ), сегодняшних правителей, — участвовала в массовых убийствах алавитского гражданского населения.

Отдельные инциденты постоянно усиливали напряжённость в отношениях между суннитами и алавитами. Например, по словам сирийских беженцев в Ливане:

Однажды августовским утром [2011 года] перед рассветом в [неизвестной сирийской] деревне отключили электричество и ворвались вооружённые силы. … Среди тех, кто участвовал в рейде, были люди, которых, по их словам, они узнали из соседней алавитской деревни, присоединившиеся к проасадовским ополченцам, известным как «Шабиха». … По словам семьи, в тот день в деревне было арестовано семьдесят пять человек. Тела двоих были возвращены их семьям, а о судьбе остальных троих с тех пор ничего не известно.

В другом инциденте, произошедшем в 2012 году, шабиха сосредоточилась на одной улице в городе Талду и, на глазах у военных, расстреляла 45 членов одной большой семьи. Некоторые цитаты отражают степень враждебности, которую это вызвало у суннитов:

Аднан аль-Арур, суннитский религиозный лидер, обращаясь к алавитам, выступавшим против суннитского восстания: «Клянусь Богом, мы изрубим их в фарш и скормим их плоть собакам».
Мамун аль-Хомси, сирийский лидер-суннит: «Вы, презренные алавиты»… «С этого дня мы не будем молчать. Око за око, зуб за зуб. … Я клянусь, что если вы не откажетесь от этой банды и этих убийств, мы преподадим вам урок, который вы никогда не забудете. Мы сотрём вас с лица земли Сирии».
Мухаммед: «Люди в этом режиме заставляют нас ненавидеть алавитов».
Мустафа, парикмахер: «Асад развивал и модернизировал страну ради себя и интересов своей секты».
Фарид Гадри, глава Партии реформ Сирии: «Многие сирийцы кипят от гнева из-за того, что правительство, возглавляемое алавитами, уничтожает суннитов».
Шериф Абаза, бывший член парламента: «Если вы христианин или алавит, вас убьют».
Ибтисам, 11-летний беженец-суннит, живущий в Иордании: «Я ненавижу алавитов и шиитов. Мы собираемся убить их нашими ножами, как они убили нас».
Ахмед, 12 лет: «Алавиты говорят: «Преклони колени перед моей обувью». Мы не можем быть свободными при Асаде, потому что он нас убивает».
Хезе, 13 лет: «После революции мы хотим их убить». На вопрос, включает ли это и детей их возраста, Хезе ответила: «Я убью его. Это не имеет значения».

Гражданская война и страх алавитов, 2011–2024

В 2015 году будущий лидер Сирии Ахмед аль-Шараа пообещал защищать алавитов, но только в том случае, если они согласятся «исправить свои доктринальные ошибки [то есть отказаться от алавитской религии] и принять ислам». Тогда, по его словам, они «станут нашими братьями» и получат его защиту. Неудивительно, что такие заявления напугали небольшую алавитскую общину. В отчёте за 2011 год из Хомса описывалась «жестокая межконфессиональная война», охватившая город, который был разделён на алавитские и суннитские жилые районы:

Хотя некоторые алавиты поддерживают восстание, а некоторые сунниты по-прежнему поддерживают правительство, обе общины в подавляющем большинстве встали на противоположные стороны в этом восстании. … борьба в Хомсе втянула сами общины в битву, которой жители боятся. … алавиты носят христианские кресты, чтобы их не похитили или не убили, когда они проходят через самые неспокойные суннитские районы.

Возвращение суннитов в свои дома в Хомсе усилило опасения алавитов. Распространялись дикие слухи, например, о женщине-мяснице из Хомса, которая просила вооружённые суннитские банды «приносить ей тела алавитов, которых они захватывают, чтобы она могла их разделать и продать мясо».

«Нью-Йорк Таймс» сообщала, что «многие алавиты в ужасе; они часто становятся жертвами самых вульгарных стереотипов и в разговорах на людях неизменно ассоциируются с руководством». Гадри писал, что алавиты боятся, что «Братья-мусульмане точат свои ножи для убийства». Страх одновременно заставлял режим делать выживание своим главным приоритетом, а алавитское население — больше зависеть от режима.

Хуже того, многие алавиты также страдали при режиме Асада. Вафа Султан, врач в изгнании, рассказывает о многочисленных несправедливостях, в том числе о намеренном обнищании (чтобы их сыновья служили в правительстве и зарабатывали на жизнь), преследовании интеллектуалов и заключении в тюрьму родственников диссидентов. Некоторые, например один алавитский религиозный деятель, сообщали, что «алавитская община живёт в состоянии сильного страха», и предсказывали, что крах режима «поставит нас перед лицом жестоких репрессий». Уже в 2012 году один учитель точно предсказал, что режим Асада, который «использует нас… сбежит, и мы заплатим высокую цену». Несмотря на эту цену, многие алавиты радовались падению Асада. В общем, сунниты считали, что борются с тиранией неверных, а алавиты видели в этом экзистенциальную угрозу.

Враждебность суннитов, 2025 год

Затем последовали ошеломляющие события начала декабря 2024 года, когда суннитские исламисты из «Хайят Тахрир аш-Шам» под руководством Ахмеда аль-Шараа вместе со своими союзниками стремительно прошли через Сирию и за несколько дней захватили Дамаск. Асад бежал в Россию.

В первые три месяца правления нового режима сунниты предпринимали некоторые ответные действия против алавитов, но в ограниченном и неорганизованном формате: увольнения с работы, самосуд и мелкое насилие. Например, в конце января сирийский журналист Аммар Дайуб задокументировал случаи «от проклятий в адрес алавитов и шиитов до сбора мужчин на площадях и их порки, разгрома мебели в домах людей, кражи золота и серебра и насилия в отношении женщин». Агентство Reuters сообщило о случаях выселения алавитов из их собственных домов. Правозащитная организация выявила «сотни, если не тысячи, случаев выселения».

В одном из случаев, 24 января, правительственные боевики прибыли в город Фахиль, населённый преимущественно алавитами, на внедорожниках и пикапах, некоторые из которых были оснащены пулемётами. Они «заходили в дома… и убивали алавитов», как пишет Washington Post, убив 16 алавитов, связанных с предыдущим режимом, в том числе одного генерала. Они также вытаскивали пассажиров из автобуса, спрашивая их: «Вы алавиты?» — и в некоторых случаях убивали тех, кто отвечал утвердительно.

В ответ на это режим «не признал эти нарушения [но] обвинил отдельных лиц или небольшие местные группировки». Кроме того, как сообщает MEMRI, «режим также воздержался от публикации имён виновных, тем самым лишив семьи жертв возможности подать на них в суд». Такое положение дел привело к формированию алавитских «групп сопротивления», которые режим тут же назвал «сторонниками Асада».

Затем, 6 марта 2025 года, начались крупномасштабные нападения, в основном в родных для алавитов провинциях Латакия и Тартус, где, согласно исследованию 2017 года, алавиты составляют 58 и 69 процентов населения соответственно, а также в Дамаске. Суннитские силы, в том числе поддерживаемая Турцией Сирийская национальная армия и иностранные джихадисты, бесчинствовали в алавитских районах, сжигая дома и убивая без разбора.

Правительство ХТШ представляло себя защитником страны от мятежа «сторонников Асада» — эта версия была широко распространена в международных СМИ и даже среди серьёзных аналитиков. Но алавиты, которые сильно пострадали при правлении семьи Асада и особенно во время гражданской войны, массово покинули Асада в час нужды, когда могли бы его спасти. Три месяца спустя, когда Асад томился в России, иранская поддержка иссякла, а израильские войска уничтожили все арсеналы старого режима, алавиты не стали сражаться за него в арьергарде. Скорее, нападения «групп сопротивления» на правительственные силы были вызваны страхом преследования. (Рами Махлуф, двоюродный брат Башара аль-Асада и, возможно, самый богатый человек в Сирии, неправдоподобно, но провокационно заявил, что нанял 150 000 бойцов для защиты алавитской общины в Латакии и Тартусе.)

В период гражданской войны сунниты могли свободно выражать свою ярость по отношению к алавитам. Но в 2025 году на них стали оказывать давление, чтобы они вели себя наилучшим образом и помогли Шараа убедить иностранные НКО и правительства принять его режим и оказывать ему помощь. Однако, если копнуть глубже, становится ясно, что мартовские теракты были актом возмездия за то, что один суннитский богослов, Абдаллах Халил аль-Тамими, назвал убийством двух миллионов суннитов «алавитским режимом… по религиозным мотивам». Гарет Браун из «Экономиста» лично стал свидетелем «призыва к джихаду» в мечетях и других местах, что побудило тысячи людей взять в руки оружие и отправиться в районы, где преобладает алавитское население. В Дамаске радиоведущий «призвал своих слушателей бросить алавитов в море». На видеозаписях запечатлены некоторые из этих настроений, например, когда командир, связанный с HTS, кричит:

О воины джихада, не оставляйте в живых ни одного алавита, ни мужчину, ни женщину. Убивайте самых уважаемых среди них мужчин. Убивайте самых уважаемых среди них женщин. Убивайте их всех, включая детей в их постелях. Они — свиньи. Хватайте их и бросайте в море.

Когда имам, связанный с HTS, Яхья Абу аль-Фатх аль-Фаргали, выступил с идеей переселения джихадистов и их семей в районы, где большинство составляют алавиты, он намекнул на этническую чистку.

Алавиты в угнетении, 2025 год

Гордясь своими действиями, многие сунниты записывали на видео, как они убивают двух сыновей на глазах у их матери. «Это месть», — кричал мужчина, грабя и сжигая дома алавитов. Сунниты унижали алавитов, сообщает The Economist, заставляя их «лаять, как собак, садиться им на спину, ездить на них верхом, а затем расстреливать их». На других видео были показаны «десятки тел с пулями в голове… выстроенные в ряд в деревнях за пределами Латакии» или «тела алавитов, которые тащили за машинами по улицам». На видео часто слышны торжествующие крики «Аллаху Акбар» — исламский боевой клич джихада. Управление Верховного комиссара ООН по правам человека сообщает, что было собрано «множество свидетельств» о том, что «преступники врывались в дома и спрашивали жителей, алавиты они или сунниты, а затем убивали или оставляли в живых в зависимости от ответа». Эту закономерность подтвердила Amnesty International. Такие инциденты представляют собой коллективное наказание алавитов, независимо от того, помогали они режиму Асада или выступали против него.

Алавиты свидетельствовали о своём бедственном положении. Врач рассказал, что целые семьи «были уничтожены», когда сунниты «врывались в дома и массово убивали всех алавитов». Один человек описал, как суннитские джихадисты «ходили от дома к дому, убивали жильцов и грабили всё, что могли найти. Другой объяснил, что «они убивают нас, преследуя алавитов. Они проклинают нас, стреляют в нас, сжигают наше имущество. Они заставляют людей под дулом пистолета отдавать свои деньги, дома и машины. … Они сбрасывают с самолётов бочковые бомбы на наши деревни. Они грабят дома и сжигают нас заживо после массовых расстрелов и убийств». Что касается «бочковых бомб с самолётов», New York Times сообщает, что правительственные войска использовали вертолёты, оснащённые как пулемётами, так и переоборудованными противолодочными глубинными бомбами российского производства.

Появилась ещё одна форма преследования, пока что малоизвестная: похищение молодых женщин-алавиток. Сирийская обсерватория по правам человека (SOHR) сообщает о 50 таких исчезновениях за первые три с половиной месяца 2025 года. Хотя эти исчезновения напоминают похищения женщин-езидок в Ираке, они, по-видимому, не достигли такого же уровня с точки зрения количества или сексуального насилия, хотя сообщалось о случаях пыток.

Тщательное расследование New York Times, посвящённое событиям в Баниясе, выявило массовые убийства около 1600 человек, в основном алавитов. «В течение трёх дней боевики ходили от дома к дому, казнили гражданских и открывали огонь на улицах. … По крайней мере, некоторые правительственные солдаты, отправленные для восстановления порядка, также участвовали в убийствах». После кровавой бойни «тела были повсюду. Распростёртые на полу в гостиной. Сгорбленные в цитрусовых садах». Лежат окровавленные на дорогах». Чтобы помешать алавитам бежать из Бании, боевики установили контрольно-пропускные пункты. В ответ на это некоторые алавитские женщины стали носить хиджабы, чтобы сойти за сунниток, когда им задавали неизбежный вопрос, обычно задаваемый угрожающим тоном и неоднократно: «Ты суннитка или алавитка?»

Страх распространялся даже на трупы. Как свидетельствовал один алавит из окрестностей Хомса: «Рядом с нашим домом лежат 15 тел, и со вчерашнего дня никто не осмеливается их убрать». Amnesty International сообщает, что «власти вынуждали семьи жертв хоронить своих близких в местах массовых захоронений без религиозных обрядов или публичных церемоний».

Хотя после начала марта насилие пошло на спад, случаи притеснений, вымогательств и нападений продолжались, и SOHR насчитала около трёх убийств в день. Опрос, проведённый The Economist, показал, что алавиты в семь раз более пессимистично, чем сунниты, смотрят на будущее Сирии, и это заставляет многих эмигрировать. В середине апреля Организация Объединённых Наций насчитала 30 000 алавитов, бежавших в Ливан. Интервью с ними свидетельствуют об отчаянии из-за событий в Сирии и отсутствии намерений возвращаться. Министерство иностранных дел России подтверждает, что более 8000 сирийцев, в основном женщины и дети, нашли убежище на российской авиабазе Хмеймим в Сирии. 36-летний мужчина из Латакии, прячущийся в заброшенном здании, так описал своё затруднительное положение: «Будучи алавитом, я не вижу будущего здесь, в Сирии».

Перед лицом этой бойни Шараа спокойно ответил: “То, что в настоящее время происходит в Сирии, соответствует ожидаемым вызовам”. … “Мы должны сохранить национальное единство и гражданский мир”. … “Мы призываем сирийцев успокоиться, потому что в стране есть основы для выживания”. Он также создал комиссию по расследованию. Тем временем Al-Monitor сообщает, что союзник HTS в Анкаре назвал «столкновения попыткой Ирана и Израиля ослабить правительство Шараа» и пообещал усилить поддержку.

Принятие на Западе приносит множество финансовых и других выгод. То, что лидеры HTS вышли из «Аль-Каиды» и ИГИЛ, придаёт театральность их появлению в пиджаках или костюмах с галстуками, а затем радостным речам о правах человека и обвинениям алавитов в насилии. На самом деле массовые убийства в начале марта ещё больше ставят под сомнение искренность HTS. Как отмечает Дина Лишнянский из Тель-Авивского университета, «совершенно очевидно, что если бы центральный режим не хотел этого, то ничего бы не произошло, потому что это не просто местные исламистские инициативы. Те, кто участвует в убийствах, годами сражались под командованием аш-Шараа. Они не восстали против аш-Шараа. Они просто продолжают следовать идеологии». Её коллега Майкл Мильштейн идёт дальше: «Вы видели его людей в действии во время резни».

Иностранные ответы

В течение четверти века, с момента обретения независимости до прихода к власти Хафеза аль-Асада (1946–1970), Сирия служила полем битвы для своих более сильных соседей. Это положение отражено в названии знаменитой книги 1965 года «Борьба за Сирию». После четырёх десятилетий деспотичной стабильности (1970–2010) гражданская война 2011–2024 годов возобновила борьбу за Сирию, в которой на этот раз участвовали несколько внутренних вооружённых группировок, несколько региональных сил (Турция, Иран, Израиль) и две великие державы (Россия, США).

Но эта возобновившаяся борьба за Сирию отличается от предыдущей одним важным аспектом: почти привычное угнетение алавитов превратилось в нечто гораздо более жестокое. По оценкам одного источника среди алавитов, число жертв исчисляется десятками или даже сотнями тысяч. Действительно, некоторые аналитики уже называют ситуацию геноцидом. Курдский сирийский писатель Муса Басрави осудил «организованную кампанию геноцида… направленную на уничтожение алавитов». Организация «Международная христианская солидарность» выступила с «предупреждением о геноциде» из-за «оргии целенаправленных убийств, сопровождающихся бесчеловечными высказываниями ненависти».

Какова международная реакция на эту угрозу? Полное молчание. Заместитель министра иностранных дел Израиля Шаррен Хаскель резко отмечает отсутствие «маршей на улицах Лондона или Нью-Йорка. Никто не будет бороться за убитых алавитов. Никто не выйдет на улицы Парижа, чтобы защитить семьи, которые убивают, и никто не устроит лагерь в Колумбийском университете».

А правительства западных стран? Вашингтон «осуждает радикальных исламистских террористов, в том числе иностранных джихадистов, которые в последние дни убивали людей на западе Сирии». Канберра «осуждает недавние ужасающие события в прибрежном регионе Сирии» и «глубоко обеспокоена сообщениями ООН о том, что многие мирные жители из алавитской общины были казнены без суда и следствия». Организация Объединенных Наций осуждает «вопиющие нарушения и злоупотребления».

Вопреки этим прекрасным словам, встреча президента США Дональда Трампа с Шараа привела к отмене американских санкций в отношении Сирии без каких-либо видимых условий или требований, касающихся безопасности алавитов или других меньшинств. Похоже, что все внешние силы, кроме Израиля, полностью их бросили.

Бездействие США во время геноцида в Руанде в 1994 году привело к последующим извинениям (Билл Клинтон: «Я выражаю сожаление по поводу моей личной неудачи»), как и неудачи Нидерландов годом позже в Боснии (министр обороны Кайса Оллонгрен: «Мы приносим наши глубочайшие извинения»). Нынешняя опасность для алавитов в Сирии очевидна: будут ли политики снова довольствоваться лишь извинениями постфактум?

Об авторе: Дэниел Пайпс (DanielPipes.org, @DanielPipes) — основатель Ближневосточного форума. Эта статья основана на его трёх книгах о Сирии, а также на анализе 1987 года под названием «Сирия после Асада». © 2025 Дэниел Пайпс. Все права защищены.
Источник: эта статья была опубликована в журнале Middle East Quarterly лето 2025, том 32, номер 3

СВЯЗАННЫЕ ПОСТЫ

Оставить комментарий

Этот веб-сайт использует файлы cookie для улучшения вашего опыта. Мы будем считать, что вы согласны с этим, но вы можете отказаться, если хотите. Принимать