Несмотря на захватывающие дух золотые пагоды, яркую культуру и гостеприимных людей, Мьянма является трагическим примером того, как военная диктатура и деспотичное правление могут погубить нацию. Эта стратегически важная и богатая ресурсами страна, расположенная между Индией и Китаем и имеющая разнообразный этнический состав, когда-то процветала благодаря своему расположению на основных торговых путях. Однако социалистическая экономика и военная диктатура, подавляющие личную и экономическую свободу, служат отрезвляющим уроком для тех, кто верит в свободу и ограниченное правительство.
Эпоха независимости
После трёх англо-бирманских войн, длившихся шесть десятилетий, бирманские территории были включены в состав Британской Индии. Впоследствии, в 1937 году, Бирма получила отдельный административный статус и в конечном итоге обрела независимость в 1948 году. После обретения независимости Мьянмой сначала управляла Антифашистская народная освободительная лига (АНЛОЛ), широкая коалиция, в которую в основном входили Коммунистическая партия Бирмы, Социалистическая партия Бирмы и Национальная армия Бирмы (позже — вооружённые силы Мьянмы). Несмотря на внутренние противоречия, правительство AFPFL приняло курс на социал-демократию и начало национальную индустриализацию.
Экономическому развитию Мьянмы и её потенциалу как развивающейся экономики существенно препятствовало восстание Коммунистической партии Бирмы, которое основывалось на марксистско-ленинской идеологии и было направлено на насильственное свержение избранного правительства Всеобщего фронта за демократию и свободу. Это первое восстание Коммунистической партии Бирмы положило начало затяжной гражданской войне, которая продолжается в Мьянме, а также способствовало созданию политического климата, благоприятного для государственных переворотов.
Социалистическая партия Бирмы (BSPP)
Мьянма погрузилась в хаос из-за гражданской войны, в которой участвовали как бирманские повстанческие группировки, движимые идеологическими политическими мотивами, так и различные этнические меньшинства. В результате Не Вин, военный, создал Объединённый революционный совет (который позже превратился в Социалистическую партию Бирмы) и в ходе государственного переворота в Бирме в 1962 году сверг демократически избранный Объединённый парламент правительства У Ну. Эта акция превратила Бирму в однопартийное социалистическое государство, действующее в соответствии с идеологией «Бирманский путь к социализму».
Это событие ознаменовало переход Мьянмы от социал-демократии к однопартийной тоталитарной социалистической системе. «Бирманский путь к социализму», сформулированный Не Вином, объединял в себе элементы национализма, буддийской культурной идентичности и марксизма. Эта идеология отвергала «буржуазные» принципы и практики социал-демократических партий, которые выступали за достижение социализма парламентскими методами. Кроме того, она подчёркивала важность изучения доктрин Маркса, Энгельса и Ленина, но предостерегала от того, чтобы воспринимать их слова как абсолютную догму.
«Бирманский путь к социализму» предусматривал национализацию образования и здравоохранения, что имело пагубные последствия для экономики Мьянмы и уровня жизни населения. Международные гуманитарные организации были изгнаны из страны. Нефтяные компании, контролируемые иностранцами, были вынуждены прекратить свою деятельность, а государственная Бирманская нефтяная компания установила монополию на их место.
Правительство также ввело строгие визовые ограничения для граждан Бирмы, особенно для поездок в западные страны, и спонсировало поездки студентов, учёных и техников в Советский Союз и социалистические страны Восточной Европы для прохождения стажировки, стремясь противостоять «многолетнему западному влиянию». Кроме того, режим серьёзно ограничил свободу слова и печати, объявив Социалистическую партию Бирмы единственной легальной политической организацией и запретив публикации на иностранных языках. Обширная программа национализации, начатая правительством BSPP 1 июня 1963 года, охватила все основные отрасли промышленности, включая импортно-экспортную торговлю, производство риса, банковское дело, добычу полезных ископаемых, производство тикового дерева и каучука, что привело к национализации примерно 15 000 частных компаний, преимущественно принадлежавших иностранцам или лицам иностранного происхождения (таким как индийцы и китайцы). Были национализированы даже малые и средние предприятия, в том числе универмаги, склады и оптовые магазины. Были национализированы известные газеты, а издание частных газет было запрещено. Национализация банков привела к резкому сокращению валютных резервов Бирмы с $214 миллионов в 1964 году до 50 миллионов в 1971 году, что сопровождалось стремительным ростом инфляции.
Государственный совет по восстановлению правопорядка (SLORC) и Государственный совет по развитию мира (SPDC)
В 1988 году вспыхнули массовые забастовки и протесты, выступавшие за рыночную экономику и демократическое управление в противовес правящей Социалистической программе Бирмы (BSPP) и её идеологии «Бирманский путь к социализму». Однако из-за укоренившегося положения военных в государстве новая военная хунта — Государственный совет по восстановлению закона и порядка (SLORC), возглавляемый генералами, в том числе Тан Шве, — захватила власть и свергла режим BSPP.
Не Вин — архитектор «Бирманского пути к социализму» — впоследствии был помещён под домашний арест. Позднее SLORC был преобразован в Государственный совет мира и развития (SPDC). Хотя и SLORC, и SPDC отказались от социализма, они сохранили существующие авторитарные структуры государства, фактически увековечив военную диктатуру. Несмотря на сохранение авторитарного контроля, Государственный совет мира и развития (SPDC) сформулировал программу экономических реформ, основанную на неолиберальных принципах, что фактически означало переход к тому, что можно назвать «бирманским путём к капитализму».
В государственных СМИ с 1990-х по 2010 год часто звучали лозунги, пропагандирующие реформу экономики в сторону рыночного неолиберализма. При правительстве SPDC владение иностранной валютой, в частности долларами США, запрещено. Правительство ввело «валютные сертификаты» в качестве обязательной замены иностранной валюты, в частности долларов США.
Кумовское квазивоенное правительство USDP
Государственный совет по вопросам мира и развития (ГСМР) был официально распущен 30 марта 2011 года, одновременно с инаугурацией нового правительства, сформированного Партией единства и развития. Этот переход к власти последовал за широко раскритикованными выборами, которые бойкотировали демократические оппозиционные партии, поскольку Партия единства и развития воспринималась как ставленница бывшей военной хунты. Её возглавлял Тейн Сейн — генерал в отставке, который ранее был членом ГСМР и занимал пост премьер-министра. При квазивоенном правительстве Партии союза и развития (ПСР) был проведён ряд экономических реформ. Они включали поощрение иностранных инвестиций и развитие интернет- и телекоммуникационной инфраструктуры.
«Валютные сертификаты» были отменены, и правительство стало допускать ограниченное обращение иностранной валюты в стране, хотя обменные курсы строго контролировались государством. Кроме того, появилось множество частных школ и медицинских центров, хотя многие из них принадлежали людям, ранее связанным с бывшим социалистическим руководством или военными.
Правительство НЛД
На всеобщих выборах 2015 года Национальная лига за демократию (НЛД) одержала решающую победу, набрав 67% голосов сверх необходимого большинства, хотя военные сохранили значительную власть, занимая 25% мест в парламенте (не будучи избранными) и контролируя ключевые министерства. В период с 2015 по 2020 год в Мьянме было демократическое правление Национальной лиги за демократию (НЛД). Правительство НЛД следовало своему экономическому плану «План устойчивого развития Мьянмы», который ставил перед собой одну цель — трансформационный экономический рост в Мьянме под руководством частного сектора, предполагающий, что правительство должно просто не вмешиваться в экономику.
Кроме того, как подробно описано в «Лучших планах» — анализе экономических преобразований в Мьянме, проведённом Шоном Тернеллом, — предложенная экономическая политика, основанная на его опыте австралийского экономиста и бывшего советника государственного советника Аун Сан Су Чжи, демонстрирует значительные параллели с основными принципами неолиберализма и экономики свободного рынка. Эти рекомендации можно охарактеризовать как прагматичное и адаптированное к контексту применение неолиберализма, ориентированного на развитие.
Государственный переворот 2021 года
В результате военного переворота 2021 года был создан Государственный административный совет (ГАС), который с тех пор заявил о своём намерении восстановить государственную систему кооперации. После переворота режим ГАС ввёл жёсткий контроль, включая общенациональное отключение интернета и ограничение доступа к социальным сетям. Были конфискованы активы лиц, поддерживавших сопротивление или Движение гражданского неповиновения (ДГП). Общая тенденция указывает на то, что предприятия, принадлежащие тем, кто, как считается, выступает против ГАС, были национализированы или конфискованы. Новые правила серьёзно ограничили снятие наличных в банках и снизили процентные ставки.
Кроме того, арест валютных обменников фактически сделал хранение иностранной валюты практически незаконным, что перекликается с введением SPDC в прошлом валютного сертификата (FEC). В 2024 году объявление SAC о возвращении к государственной системе кооперативов (напоминающей эпоху BSPP) вызвало широкое беспокойство среди рабочего класса и среднего класса. Это опасение проистекает из исторического опыта экономических трудностей и предполагаемого обогащения правящей элиты в условиях социалистической политики, за которым последовал их переход в класс клановых капиталистов.
Заключение
Подводя итог, можно сказать, что экономическая и политическая траектория Мьянмы в значительной степени определялась длительным периодом тоталитарного правления и существенным военным влиянием. В 1962 году «Бирманский путь к социализму» под руководством Социалистической программы Бирмы (BSPP) создал контролируемую государством систему кооперативной экономики. Последующая военная хунта, известная с 1998 года как Государственный совет мира и развития (SPDC), инициировала поверхностный переход к неолиберальной рыночной экономике, сохранив при этом авторитарные и тоталитарные черты. Этот переход включал в себя разработку конституции, которая предоставляла военным неприкосновенность, что привело к частичной передаче власти в 2010 году с созданием Партии единства и развития (USDP), связанной с военными.
С 2015 по 2020 год в Мьянме в течение пяти лет существовала неолиберальная рыночная экономика с долгосрочным стремлением к свободной рыночной экономике. Однако этот прогресс был внезапно остановлен переворотом 2021 года, который привёл к восстановлению государственно-кооперативной экономической модели при правящей военной хунте.
Об авторе: Хейн Хтет Кьяу — правозащитник и хактивист из Мьянмы, выступающий против цензуры и поддерживаемый государством закон о богохульстве в Мьянме и военной диктатуре. Хейн Хтет Кьяу — директор по Австралии в Atheist Alliance International, международной правозащитной группе, имеющей специальный консультативный статус при Организации Объединенных Наций, и региональный координатор по Австралии в Students for Liberty.
Источник: эта статья была опубликована Институтом Мизеса
Институт Мизеса, основанный в 1982 году, занимается изучением австрийской экономической теории, свободы и мира. Нас направляет либеральная интеллектуальная традиция Людвига фон Мизеса (1881–1973) и Мюррея Н. Ротбарда (1926–1995). Соответственно, Институт Мизеса стремится к глубокому и радикальному изменению интеллектуального климата: от государственного регулирования к порядку частной собственности. Институт Мизеса поощряет критические исторические исследования и выступает против политкорректности.